Анна Карпенко
Тренинг «Воспитание толерантности начинается с педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание толерантности начинается с педагога».
Цель:
- познакомить педагогов с понятием «толерантность», «толерантная личность».
Задачи:
- развивать профессиональное самосознание педагогов;
- формировать толерантное отношение к другим людям;
- гармонизировать взаимоотношения в коллективе.
Публикация «Тренинг „Воспитание толерантности начинается с педагога“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Вводная часть
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Воспитание толерантности начинается
с педагога».
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.
«Толерантность» – это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого. Обстоятельства заставляют совершать поступки, определяющие наши качества.
Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это является истинной.
Упражнение «Голубь настроения»
Цель: способствовать осмыслению поставленных задач, формировать
установку на сотрудничество.
Психолог. Перед вами макет голубя, выберите перышко, которое соответствует вашему эмоциональному состоянию сейчас, и прикрепите к голубю.
Желтый цвет — вы себя чувствуете комфортно; голубой — нечто среднее
между комфортом и дискомфортом.
Слайды
Цель: познакомить участников с известными формулировками понятия
«толерантность».
Современный культурный человек – это не только образованный
человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый
окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и
интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Слайд 1
Определение слова толерантность на разных языках земного шара
звучит по-разному:
в английском – готовность быть терпимым,
снисходительным;
во французском – отношение, когда человек думает и
действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Слайд 2
Толерантность - это милосердие;
Толерантность - это сострадание;
Толерантность - это уважение;
Толерантность - это доброта души;
Толерантность - это дружба.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание
богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и
способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди
различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и
ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою
индивидуальность.
Слайд 3
Правила толерантного общения :
Уважай собеседника
Старайся понять то, о чем говорят другие
Отстаивай свое мнение тактично
Ищи лучшие аргументы
Будь справедливым, готовым признать правоту другого
Стремись учитывать интересы других
Слайд 4
Сплочённый коллектив! Чтобы добиться этой цели (сплочённый
коллектив, объединённый общими целями и интересами, нужно относится
друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно
нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были
преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование,
интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем
жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким,
какой он есть, т. е. быть толерантными.
Наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей
семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор,
ни конфликтов.
Быть толерантным сейчас актуально. Каждый человек заинтересован в том,
чтобы сохранить свое здоровье. В социуме, где личность находится в
непосредственном взаимодействии с окружением, получаются различные
позитивные и негативные эмоции. Чтобы уберечься от негативных эмоций,
нужно быть толерантным и независимо от ситуации, согласно нормам
этикета, соответствовать поступкам и словам окружающих.
В заключении вводной части мне хотелось бы показать
Упражнение-демонстрацию «Влияние слова на человека»
Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.
Психолог. Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа –
чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и
плохое.
Соль – грубые, соленые слова;
Перец – жгучие, обидные слова;
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет
времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и
все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.
Обсуждение
– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?
Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы
оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько
раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль,
как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем
проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть
толерантно.
Практическая часть с педагогами
Упражнение «Ассоциативный ряд»
Цель: дать определение понятию «толерантность»; развивать умение логично и последовательно выражать свои мысли.
Уважаемые коллеги! У каждой на столе находится лист бумаги со словом. Необходимо напротив каждой буквы написать характеристики человека, который ассоциируется с понятием «толерантности» и начинаются с буквы вертикальной строки ( например: т-терпеливый и т. д.)
Т – терпимость
О – ответственность
Л - лучшее качество человека
Е - единство, взаимопонимание и дружба
Р – равноправие
А – активность
Н - небезразличие к окружающим людям
Т - творческое общение
Н - наш мир
О – отличия
С - справедливость, сострадание
Т-труд
Ь - личное понятие толерантности
Вывод: Понятие «толерантность» имеет много аспектов. Каждое из определений обнаруживает какую-то грань толерантности.
Психолог: Быть толерантным сейчас актуально. Каждый человек заинтересован в том, чтобы сохранить свое здоровье. В социуме, где личность находится в непосредственном взаимодействии с окружением, получаются различные позитивные и негативные эмоции. Чтобы уберечься от негативных эмоций, нужно быть толерантным и независимо от ситуации, согласно нормам этикета, соответствовать поступкам и словам окружающих.
Тест на самооценку. Возьмите лист бумаги. Начертите вертикальную линию. Затем на этой вертикальной линии нарисуйте горизонтальную.
Расшифровка: те, кто нарисовал горизонтальную линию ровно посередине вертикальной, имеют адекватную самооценку; те, кто нарисовал линию выше середины – завышенная самооценка, и чем выше, тем более завышенная; те, кто нарисовал линию ниже середины вертикальной, имеют заниженную самооценку, и чем ниже, тем больше она занижена. Люди с неадекватной оценкой самих себя не могут адекватно оценить других. Они ценят других сквозь призму своей самооценки. Помните этот момент, когда будете оценивать человека. «Давая негативную оценку человеку, помни о своих собственных недостатках».
Игра «Найди плюсы и минусы».
• Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег.
• Вы поругались с любимым человеком.
• Вы опоздали на автобус.
• Вы сегодня не ели и обед не предвидится.
• Вы сломали ногу.
• Вас вызвали к начальству.
• У вас очень грубый начальник и он часто «достает» вас.
Упражнение «Спорные утверждения».
Я называю утверждение. Если вы с ним полностью согласны, то похлопайте в ладоши. Если не согласны, то «не согласен».
• Каждый человек – эгоист.
• Педагог всегда прав.
• Деньги – залог успеха.
• Я всегда говорю правду.
• Женщина вправе поступиться семьей ради карьеры.
• Учитель не имеет права на ошибку.
• Задача женщины быть матерью и хранительницей очага.
- Вы услышали, как разнообразны могут быть мнения. И каждый человек имеет право на свою точку зрения.
- А теперь предлагаю упражнение на саморегуляцию «Формула покоя»
(играет спокойная мелодия)
Сядьте так, чтобы чувствовать себя удобно и спокойно.
• Глубоко вдохните, медленно выдохните
• Расслабьте спину, плечи, руки…
• Закройте глаза.
• Представьте, что вы оказались на большом широком лугу.
• Ощутите траву, землю ступнями.
• Они теплые, как солнце.
• Вдали на лугу вы видите большой воздушный шар.
• Подойдите к нему.
• Он легко раскачивается на ветру.
• Перед Вами плетеная корзина.
• Остановитесь перед ней.
• Поднимитесь в нее. Канат медленно развязывается.
• И шар поднимается вверх. .Все выше.
• Ощутите воздух, который с шелестом обтекает вас.
• Тихо. Здесь наверху совершенно тихо.
• Ощутите свое дыхание. .Совершенно спокойное и ровное.
• Вдох и выдох. Вдох и выдох.
• Шар поднимается выше. Все выше и выше.
• Луг под вами становится все меньше.
• Он кажется нарисованным. Разными красками.
• Люди машут руками. Они - как точки.
• Шар медленно, плавно летит дальше.
• Он парит над лесом. Ели. Темная зелень.
• Лиственные деревья. .Густая и светлая зелень.
• Там внизу блестит вода. Небольшая река или озеро.
• Деревня, как из книги сказок.
• Как будто собранная из игрушечного конструктора.
• Далеко на горизонте поднимаются высокие большие горы.
• Двигаетесь к ним. Подлетите к ним совсем близко.
• Проплывите на своем шаре над ними.
• Все дышит покоем. Все совершенно спокойно.
• Только нежный шелест воздуха сопровождает вас.
• Дыхание абсолютно спокойное и ровное.
• Парите над горами. Ощутите легкость.
• Наступает вечер. Опускаются сумерки.
• Пора снова спускаться на землю.
• Найдите место, где хотите приземлиться.
• Шар медленно и спокойно опускается вниз.
• Вы чувствуете себя спокойно и расслаблено.
• Глубоко вдохните.
• Запомните запах свежести и свои ощущения…
• Теперь откройте глаза…
• Потянитесь всем телом, зевните…
• Вы снова здесь со мной. Поделитесь своими ощущениями.
Предлагаю обсудить несколько ситуаций.
1. Около стола, накрытого белой скатертью, стоят двое – сын и мать. Мать в очередной раз учит сына, что нужно быть вежливым, аккуратным, хорошо учиться. А сын, слушая ее, медленно выливает из чашки кофе на белую скатерть. Ваши действия.
2. На скамейке сидит не молодой мужчина, опираясь на костыль. У него нет ноги. Неподалеку скучают ребята. Вова говорит: «Слушай, давай играть в инвалидов». Через несколько минут мальчики скачут друг за другом на одной ноге, сталкиваются, смеются. Чтобы Вы посоветовали детям.
3. С детства я был очень удачлив и покладист. Меня любили в школе и дома. Я был веселый и добрый. Но вскоре я тяжело заболел, стал почти инвалидом, испортился мой характер. Я стал нетерпеливым вспыльчивым, иногда начинаю всех винить в своей беде. Что вы посоветуете.
Упражнение «Телефонный разговор»
В наше время трудно представить себе жизнь без телефона. Однако неверно
утверждение, что общаться по телефону проще простого. Для телефонных
переговоров очень важно умение слушать (и слышать, четко
формулировать свои мысли, грамотно задавать вопросы, убеждать и т. д.
Пусть сейчас участники продемонстрирую нам технику телефонного
разговора. Приветствуются фантазия и юмор!
Итак, в упражнении участвуют два человека от каждой группы. По условию
игры один игрок звонит по телефону, а другой отвечает на его звонок.
Условия разговора указаны в карточках.
1-й вариант карточек
1) Вам нужно убедить своего собеседника в необходимости делать зарядку
по утрам. Продолжайте разговор, во что бы то ни стало, заставьте
собеседника выслушать вас.
2) Вы — злостный грубиян и лентяй. Вам хочется поскорее «отвязаться» от
собеседника, но откровенно хамить нельзя, нужно стараться быть вежливым.
Трубку класть запрещается.
2-й вариант карточек
1) Вам скучно, и вы звоните своей подруге и болтаете о всем, о чем угодно:
рассказываете ей новости про себя и других приятельницах, жалуетесь на
своего начальника, делитесь новыми кулинарными рецептами, говорите о
моде и т. д. Вы настолько увлечены, что вам не хочется ни в коем случае
прекращать разговор.
2) У вас ужасно плохое настроение и вам совершенно неинтересно, что
рассказывает подруга. Вы пытаетесь ей деликатно намекнуть об этом.
Первой заканчивать разговор нельзя.
Психолог: предлагаю вам послушать притчу «Ворота сада»
Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость. Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвё л сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
Упражнение «Листочки»
У вас на столах лежат листочки, я попрошу вас слушать меня внимательно и делать то, о чём я буду Вас просить.
Сложите листочек пополам, оторвите правый верхний угол, снова сложите и повторите процедуру ещё раз, и ещё раз, и ещё. Спасибо, разверните получившуюся снежинку. Обратите внимание. Первоначально у всех листочки были совершенно одинаковые и каждый выполнял одни и те же действия, но тем не менее узор у всех получился разный. Почему? (После обсуждения). Потому что вы все разные, не похожи друг на друга, каждый из вас уникален.
Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна – единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что сегодня мы собрались не зря, встреча оставила свой след в душе каждого, помогла нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении.
Рефлексия занятия.
– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
– Что понравилось?
– Считаете ли Вы целесообразным проводить такие занятия среди
педагогического коллектива?
– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?
1. Действия (как вы будете действовать в будущем)
Тест на терпимость
Инструкция: отвечайте, быстро, не задумываясь.
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали.
Расстроитесь?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы
предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?
а) да;
б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не
интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иными, чем у вас,
профессией, положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же
манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте,
делают не свое дело?
а) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу, который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от
меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует
современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как
реагируете вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
А теперь подсчитайте очки. Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б,
6б, 7б, 8б, 9а.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Возникает
впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим, во что бы то
ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать
нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не
соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но,
безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это
необходимо. Вы способны иногда, и на излишнюю резкость, неуважение к
собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с
человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать за горло
тогда, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с
большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую
идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый
взгляд поступку, даже если вы их не одобряете. Вы достаточно критически
относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по
отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось,
были ошибочны.