Елена Багнюк
Тренинг для обучающихся 6 класса слабослышащих «Социально-психологический тренинг уверенного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для обучающихся 6 класса слабослышащих
Тема: «Социально-психологический
тренинг уверенного поведения
в межличностном общении»
разработан: педагогом-психологом Багнюк Е. С.
Цель: развитие у подростков 11-14 лет навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.
Задачи:
закрепление умений самоанализа;
коррекция и компенсация развития слухового восприятия; становление устной речи и развитие словаря; совершенствование слухо-мышечной чувствительности;
Темочки:
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Психология подростка
- Психология школьников
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
воспитание навыков уверенного поведения, воспитание умения сотрудничать.
Методы работы:
• Психологические энергизаторы
• Мозговой штурм
• Групповое обсуждение
• Диалог
• Музыкально-ритмическая игра
1. Вводная часть.
Приветствие (стоя в кругу)
Введение в атмосферу тренинга. Педагог-психолог приветствует всех и просит ребят поделиться своим хорошим настроением, улыбнувшись друг другу – передать улыбку по кругу. (Моя улыбка вернулась ко мне, спасибо вам)
Обсуждение и принятие каждым участником основных правил работы в группе.
Перед началом нашей работы закрепим правила, которые сегодня необходимо будет соблюдать (обратить внимание на правила, размещённые в схеме) :
1. Уважение друг друга (не обижать, не смеяться, не оскорблять, схема № 1
2. Выявленные проблемы друг друга не разглашаются в школе, схема № 2
3. Дружба, доверие схема № 3
Согласны? Принимаем.
Игра – энергизатор «Добрые слова».
Ребята стоят в кругу, передают друг другу мяч, при передаче мяча следующему – сделать комплимент.
2. Основная часть.
Ребята, я намеренно не сообщаю вам тему нашего сегодняшнего занятия, а тему в конце вы сами попробуете озвучить и сформулировать. Договорились?
Упражнение «Как можно общаться?»
Ребята, как можно общаться друг с другом, как можно сделать друг другу приятное? ( Варианты: можно сказать, можно прикоснуться, можно сделать комплимент, речью, интонацией, паузой, можно посмотреть в глаза, можно обнять, погладить, можно подарить подарок, можно улыбнуться, можно вместе поесть или попить чай). То есть можно при помощи лица и жестов показать своё отношение друг к другу.
А сейчас мне нужен один из вас – доброволец, мне необходима помощь (выходит один ученик).
Ситуация 1. Я завяжу тебе глаза. Ребята, как он сможет общаться с миром? (остаётся речь и жесты, прикосновения, мимика, слух).
Ситуация 2. Отлично. Нужен следующий доброволец. А сейчас я попрошу тебя убрать слуховой аппарат, ребята, как он будет общаться? (остаётся речь и жесты, прикосновения, мимика, выражения глаз).
Ситуация 3. А теперь без аппарата и, представьте, он не умеет говорить (маска на рот). Обсуждение (прикосновения, мимика лица, глаза, жесты, которые покажет сам и видит)
Ситуация 4. А если человек не может слышать (без аппарата, видеть (маска на глазах, чувствовать не может (надеть перчатки на руки, и не может говорить, то тогда остаётся что? (педагог демонстрирует платок, смоченный духами, что остаётся? Правильно, обоняние). Человек – невидящий, нелышащий и лишённый чувствительности – он сможет по запаху определять - кто рядом с ним. Важно будет человеку хотя бы такое общение? Для него близкие люди могут придумать целую систему запахов, которую можео применять как азбуку. А как разговаривают незрячие, неговорящие и одновременно глухие? (дактильная речь «в руку»).
Подводим итог, важно ли общение в жизни людей? Несомненно. А общаться можно при помощи мимики лица, глазами, слухом, прикосновениями, даже обонянием.
Упражнение «Мультфильм».
Представьте себе, что вы смотрите мультфильм, а звук пропал, нужно догадаться, что это за персонажи и добрые они или злые.
Ваша задача сейчас при помощи атрибутов или по карточке, т. е. при помощи мимики лица и позой тела показать всем и изобразить предмет, написанный на карточке, не называя его (самолёт, бабушка, крокодил, принцесса, кислый, горький, весёлый, злой, вы можете показать что-то своё, если есть желание). Мы учились общаться и понимать друг друга при помощи чего? (позы тела, мимики, жестов).
Игровая музыкальная заставка.
Музыкально-ритмическая игра «Клеп-снеп»
Упражнение «Учимся общаться…» (сидя, в кругу)
Ребята, сейчас двое из вас по желанию, будут вести диалог. Выберем желающих. Встречаются Игорь и Карина.
- Карина: здравствуй! Так рада тебя видеть! Как твои дела?
-Игорь: Мне вчера купили щенка! Он такой красивый. Ой, я уже опаздываю, пока! (Убегает.)
• Можно ли назвать этот разговор диалогом?
• Вежливо вела себя эта героиня?
• О ком она говорила? Проявила ли она внимание к собеседнику?
- Какое правило этикета она нарушила? (Вежливость в общении требует внимания к ответу собеседника и умения вежливо ответить на вопрос.)
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Итак, мы говорили сегодня о….? Как вы думаете, как называлась тема нашего занятия? (предположения детей) Тема выставляется на доске.
Самоанализ настроения, полученных знаний и новых возможностей.
Подведем итоги
Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:
- Что понравилось на занятии?
- Что было трудно делать?
- С чем уходите, и что с собой берете?
Ребята выбирают карточку с изображением и проговаривают по одному:
Я выполнял задания… (как)
Трудно было….(что)
Меня удивило….(что)
Теперь я могу….(что делать? Благодаря занятию)
Спасибо вам за работу, вы отлично справились. Оказывается мы можем сами помогать себе в наших проблемах. Как? А вот об этом мы поговорим на следующем занятии. («Мостик» в следующую встречу).
Приложение. Карточки к занятию.
1. Уважение друг друга (не обижать, не смеяться, не оскорблять, схема № 1
2. Выявленные проблемы друг друга не разглашаются в школе, схема № 2
3. Дружба, доверие схема № 3