Филипова Валентина
Тренинг для наставников
▼ Скачать + Заказать документы
ТРЕНИНГ ДЛЯ НАСТАВНИКОВ
Тема: «Кто такой наставник?»
Цель : Познакомить участников с понятиями «наставничество», «наставник».
Задача: повысить мотивацию наставников для дальнейшей работы в проекте.
Оборудование и материалы: стулья по количеству участников тренинга, 4 столика или парты, маркерная доска, 6 листов тонкого ватмана или клипартов, 16 цветных маркеров (синий, красный, зеленый, черный - каждого цвета по 4) + 1 маркер любого цвета для тренера, скотч бумажный.
План:
Публикация «Тренинг для наставников» размещена в разделах
• Организационный момент.
• Разминка «Махнемся местами!» 5 мин
• Вводная часть.
• Мозговой штурм «Наставничество» 2 мин.
• Упражнение «Задание с ограничением» 10 мин.
• Основная часть.
• Упражнение «Идеальный наставник» 25 мин.
• Подведение итогов.
• Упражнение «Котелок» 3 мин.
Ход:
1. Организационный момент. Разминка «Махнемся местами!» (5 мин.)
Цель: концентрировать внимание участников, обозначить начало занятия, создать свободную безопасную обстановку для рассуждений
Подготовка: заранее расставить стулья вкруговую, рассадить участников. Тренер также будет сидеть в кругу.
Тренер. Уважаемые коллеги! Я думаю, что нас свами можно в полной мере считать коллегами, потому что мы все – участники проекта «Мост доверия». У каждого из нас свой род деятельности, каждый занимается своим делом, у каждого, конечно, есть навыки умения и опыт в какой либо деятельности: в профессии и в быту. Я предлагаю сейчас подробней узнать об этом. Для этого проведем небольшую разминку, которая называется «Поменяемся местами». Например, я говорю: поменяйтесь местами те, кто умеет плавать.
Завершает упражнение тренер, который говорит «Поменяются местами те, у кого есть опыт передачи своих знаний и умений другому человеку»
Вопросы тренера :
-Как вы себя чувствуете?
-Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Возможные ответы:
• у нас много общего
• во многом мы похожи друг на друга. Но у каждого есть и отличительные черты
Тренер. Это упражнение подтверждает, что люди, которые здесь собрались, многое умеют, и многое знают и конечно из них выйдут прекрасные наставники
Тренер. Думаю, что вы согласитесь со мной во мнении, что так как вы являетесь потенциальными наставниками, то вы должны знать и понимать ряд вещей. И в первую очередь четко знать: кто же такой наставник? Поэтому тема нашего занятия «Кто такой наставник».
2. Вводная часть. Мозговой штурм «Наставничество» (2мин.)
Цель: дать определение понятию «Наставничество»
Тренер. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете значение слова «наставничество»? Сейчас каждый по кругу, в «говорящую палочку», скажет одно слово, которое ассоциируется у него с этим словом.
Возможные ответы: учитель, знания, навыки, обучение и т. д.
Тренер. Давайте прочитаем определение данного понятия: Наставничество - это партнерство между двумя людьми, основанное на доверии.
Упражнение «Задание с ограничением»(10 мин.)
Цель: сфокусировать специфические особенности наставничества для подростков с ОВЗ
Тренер. Сейчас мы с вами выполним упражнение (тренер делит участников на пары, в каждой паре –человек А и человек Б).
Тренер дает инструкцию по проведению игры : человек А должен рассказать о себе человеку Б в трех предложениях о себе. Но, есть одно условие : во время рассказа нельзя употреблять буквы О и А. Время на выполнение – 1 минута. После этого тренер дает то же самое задание человеку Б. Время на выполнение задания также 1 минута. Затем тренер просит участников ответить на вопросы.
• Скажите, пожалуйста, трудно или легко было выполнить задание, когда вы были рассказчиком?
• Расскажите о своих чувствах, когда вы были слушателем?
• Во время выполнения задания у вас были ограничения. Скажите, пожалуйста, какие навыки или качества вам помогли достичь цели, т. е. выполнить задание?
• Что помешало достичь цели?
Возможные ответы:
• Задание было выполнить трудно, хотелось многое сказать, но ограничение мешало
• Задание было выполнено благодаря человеку-собеседнику, который внимательно слушал
3. Основная часть. Упражнение «Идеальный наставник» (25 мин.)
Цель: перечислить профессиональные и личностные качества наставника, определить каким должен быть наставник
Тренер. Вам предстоит быть наставником человеку с ограниченными возможностями здоровья. Передать знания и опыт подростку, который
отличается от других детей, т. е. особенному подростку. Давайте подумаем, какими профессиональными и личными качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим наставником и выполним следующее задание.
Тренер обращает внимание участников на маркерную доску, на которой расположен ватман с силуэтом человека. Вверху ватмана надпись «Идеальный наставник». Задание: перечислить каким должен быть идеальный наставник - внутри силуэта указать личностные качества наставника, снаружи силуэта - профессиональные качества. Использовать при этом можно слова, рисунки, символы, знаки. Презентовать свою работу через 5 минут.
Тренер делит участников на 4 группы, раздает им ватман и маркеры. По истечении времени каждая группа представляет свой «Идеальный образ наставника».
Возможные ответы:
Идеальный наставник должен :
• Обладать знанием и опытом, который он может передать
• Иметь представление о своем подопечном
• Иметь желание быть наставником, иначе наставничество будет восприниматься как дополнительная нагрузка, а это рано или поздно скажется на качестве
• Быть готовым инвестировать свое время в развитие другого человека ( это один из ключевых вопросов: стать наставником невозможно, если стремление помогать не является для человека безусловной ценностью)
• Проявлять активность и регулярно анализировать обратную связь. Хороший наставник всегда в курсе проблем своего подопечного.
Тренер. Наставник – это человек, у которого есть время, желание и силы регулярно встречаться с подопечным и передавать ему свои знания и умения
Задача наставника : помочь подростку раскрыться как личность, найти опору и поддержку в лице значимого взрослого.
4. Подведение итогов. Упражнение «Котелок» (3 мин)
Тренер просит участников занять места на стульях по кругу.
Тренер. Уважаемые наставники, подошло к концу наше занятие на тему «Кто такой наставник?» Давайте представим, что в центре нашего круга стоит котелок, в котором кипит и бурлит ваша предполагаемая деятельность в статусе наставничества. Представили? А теперь я попрошу каждого из вас, по очереди кинуть в этот бурлящий котел качество или навык, который, по вашему мнению, придаст будущему готовому блюду необычайный вкус…
Возможные ответы: доброта, нацеленность на результат, профессионализм и т. д.
Тренер. Эзоп, который имел наставника, говорил: «Наставник, люби своего подопечного наравне с его родителями: родителей ему дала природа, подопечного же люби по доброй воле, и за это тебе он будет вдвойне благодарен».