Калугина Светлана Ивановна
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональный рост и самосовершенствование личности педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Актуализация «Я – образ», развитие саморефлексии, самоанализа.
1. Упражнение. Самопрезентация.
Цель: Способствовать осознанию молодыми педагогами особенностей своего собственного «Я», развить умение представлять свою индивидуальность.
Материалы: Плакат с изображением песочных часов; плакат «Правила работы в группе».
Ход упражнения: Каждый участник называет свое имя и формирует жизненное кредо.
2. Упражнение. Ожидания.
Публикация «Тренинг для молодых педагогов „Профессиональный рост и самосовершенствование личности педагога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Участники пишут свои ожидания на желтых стикерах, озвучивают их и приклеивают на плакат с изображением песочных часов.
Упражнение. Правила работы в группе.
Цель: регламентировать работу в группе. Участники методом мозгового штурма предлагают и принимают правила работы группы. •На занятия нельзя опаздывать;
•Быть положительным;
•Быть активным участником;
•Не отказываться от права сказать «нет»;
•Хранить информацию;
•Правила правой руки;
•Использовать я - высказывание;
•Называть друг друга так, как он представлялся;
•Говорить только от себя,
•Принцип «здесь и теперь»;
•Воздерживаться от критики и советов.
Притча об орле.
Цель: помочь молодым педагогам понять, что успешность карьеры зависит от умения объективно оценивать себя.
«Жил фермер, который разводил кур. А еще он был скалолазом. Однажды,поднимаясь на очередную скалу, фермер увидел огромный выступ, а там – орлиное гнездо, в котором лежали яйца. Понимая, что поступает подло, фермер,однако, взял одно яйцо и положил его в рюкзак. Оглянувшись, нет ли поблизости орлицы, быстро побежал домой. Вернулся на ферму и отнес орлиное яйцо в курятник. Курица, которая высиживала яйцо, приняла его за свое. Через некоторое время яйцо треснуло, и малыш-орел увидел свет. Орленок рос вместе со своими «братьями» и «сестрами» - цыплятами. Орел кудахтал, клевал зернышки, шумно трепал крыльями, чтобы, как и остальные цыплята, искал червей. Так проходили дни. Он делал одну и ту же работу, жил заботами куриного рода. Но однажды поднял глаза к небу и увидел, как высоко-высоко, гордо раскинув крылья, летит орел. - Кто это? - спросил старик орел у курицы. - Он прекрасен! Сколько силы и гармонии в каждом его движении!- Это орел, - ответила курица. - Это небесная птица! А мы - просто куры. Орел всю жизнь думал, что он курица. Так и не найдя себя, он никогда не стал орлом!»
Обсуждение.
- О чем эта притча?
- Не бывает так в жизни, что человек, имея определенные способности и талант, не раскрывает их?
- Почему так происходит?
- Что, по вашему мнению, нужно для профессионального роста педагога?
5. Упражнение «Мой Мир».
Цель: Укрепление образа своего «я». Развитие самосознания, саморефлексии.
Ход упражнения:
Участникам раздают листы бумаги. В центре нужно нарисовать сердце, в центре сердца написать заглавную букву «Я». От центра своей Вселенной провести линии-«сосуды» и подписать каждую.
•Мой любимый цвет.
•Моя любимая музыка.
•Мое любимое время года.
•Место, где я больше всего люблю бывать.
•Я имею способности к.
•Я знаю, что смогу.
•Я уверен в себе, потому что.
7. Информационное сообщение «Узнай свою природу - и узнаешь истину».
Психолог. Каждый человек уникален, неповторим и загадочен, требует изучения в течение всей жизни. Иногда даже ему самому не известно, что в нем скрыто. Итак, целью нашего занятия является углубление в бездну души, познание себя и коллег по работе. Невозможно полюбить людей, не любя и не прощая себя самого. Сейчас у вас происходит период адаптации к своей профессии и самоутверждение. От того, как вы справитесь с этим, зависит как ваше внутреннее состояние, актуализация образа «Я» - самоуважение, душевное равновесие, удовлетворенность жизнью, так и внешние проявления – ваше отношение к людям и людей к вам. И, конечно, состояние психического здоровья. Хочу предложить вам для размышления мнения известных личностей мира сего:
•«Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в самом себе»(Ларош Фуко).
•«Все победы начинаются с победы над собой» (Л. Леонов)
•«Познай себя - и ты познаешь мир» (Сократ).
•«Человек должен учиться подчиняться самому себе» (Цицерон)
Как видите, люди еще с древних времен понимали, что путь познания мира лежит через познание себя, ведь каждый из нас является каплей, в которой отражено все бытие. Если применить это к профессии, то счастливый человек тот, которому удается самореализоваться. Самопознание– это исследование самого себя. Через самопознание человек приходит к полному знанию о себе. И это знание становится сердцевиной содержания его самосознания. Сложность самопознания заключается в его ориентированности на самого себя, на свой внутренний мир: субъективный, индивидуальный, самобытный. Чтобы правильно формировать собственный образ «Я» человек должен относиться к себе адекватно, последовательно и эмоционально-ценностно, упорядочивая и согласовывая внутренние ценности своей личности и принятия себя самого. Как познать себя, как охватить пониманием свою сущность? Давайтезадумаемся: кто мы? Что мы любим? Что ценим? В чем нуждаемся? К чему стремимся?
Часто людям кажется, что они достаточно хорошо знают себя, свое «Я». Но при этом не учитывают, что эти знания, как правило, касаются или «Я»идеального (образ того, кем мне хотелось бы быть) или же «Я» - проекции (отображение того, каким меня видят люди). Так происходит потому, что образ «Я» реального человека часто трудно осознать для себя самого. Поэтому я предлагаю сейчас несколько углубиться в свой «Я» и помочь себе лучше разобраться в своем же восприятии, сделать самоанализ.
Обсуждение:
Какие фразы было легко внедрять?
Какие тяжелее?
Вывод: «Карта внутренней Вселенной» каждого показывает, что у всех есть то,что делает нас уникальными, и то, что нас объединяет, то, что разнообразит мир.
8. Упражнение. «Характеристика».
Цель: Проследить и проанализировать характеристики каждого участника.
Ход упражнения:
Участники письменно характеризуют друг друга каким-то прилагательным и приклеивают стикер с этой записью сзади на стул.
Психолог. Прежде чем взглянуть на обратную сторону стула, давайте понаблюдаем за своей «Я» проекцией. Для этого по кругу каждый продолжит предложение: «Обо мне сказали.».Теперь давайте посмотрим, как на самом деле нас охарактеризовали коллеги, и узнаем о «Я» реальном. Возможно, вы узнали что-то новое. Каких характеристик ожидали, а какие стали для вас неожиданностью?. А теперь давайте похвалим друг друга, и сделаем друг другу комплименты.
9. Упражнение. «Истории из сумки».
Цель: Развитие навыков самопрезентации, воображения, креативности, самопринятия.
Материал: сумка с большим количеством различных предметов. Позаботьтесь о том, чтобы количество предметов было больше по количеству участников семинара, а также о разнообразии предметов. Крупы - манная,пшенная, гречневая, рисовая, морская цветная соль, одноразовые тарелки.
Ход упражнения: Каждый участник по очереди вытягивает по одному предмету из сумки наугад. Далее он должен охарактеризовать предмет от его имени. Психолог показывает пример, извлекая предмет первым. Например: «Я –книга, интересная, полезная, помогаю людям находить ответы на вопросы, иногда приношу приятные неожиданности, как в ситуациях,когда в книге находишь забытую открытку от дорогого сердцу человека».
Обсуждение:
•Понравилось вам упражнение?
•Сложно было ассоциировать себя с предметом?
•Узнали ли вы что-то новое о коллегах?
10. Упражнение. «Насыпная мандала».
Цель: Снятие внутреннего напряжения, проявление воображения и творческого мышления.
Психолог. Понятие «мандала» (рисунок в круге) ввел в практическую психологию Карл Густав Юнг. Он обращал особое внимание на большую роль циркулярных образов, которые проявляются в сновидениях, фантазиях, рисунках его пациентов. Юнг обнаружил, что рисование и видение мандал во сне является естественным процессом индивидуализации. Юнг пришел к выводу,что методы мандалы – это движение к открытию нашей уникальной индивидуальности. Создавая мандалу, человек создает символ собственной личности, который помогает понять, какой он есть сейчас,понять внутренние конфликты и напряжение, создает целостность личности.
Вам необходимо будет с помощью круп создать рисунок на тарелке. Затем попробуйте представить свои мандалы, свои чувства и эмоции, поделиться впечатлениями.
Мандала является вспомогательным средством в медитации, цель которой –преодоление разобщенности и достижение единения, целостности по всем аспектам. Медитация на мандалу открывает скрытые области сознания. Самое главное: надо помнить, что «. большинство людей хотят работать в окружении, ориентированном на развитие, что позволяет приобретать новые знания,разнообразить деятельность, отвечать за себя и принимать поддержку коллег»(Дж. Равен).
Рекомендации для молодого специалиста – советы психолога.
Профессиональная деятельность:
•Уделять время для самосовершенствования и самоподготовки.
•Совершенствовать профессиональные знания.
•Учиться смотреть на мир глазами детей.
•Не идти с работы, не оформив необходимую документацию.
•Обращаться за методической помощью к коллегам, воспитателю-методисту, психологу.
•Вести дневник собственных успехов и проблем, записывать способы их решения, записывать личные наблюдения, ощущения.
•Расширять свой кругозор, читать много разноплановой литературы, посещать интересные места.
•Больше улыбаться, стараться быть строгим, но доброжелательным педагогом.
•Ложиться спать вовремя, отдыхать.
Полет белой птицы (релаксация). Представьте, что вы лежите на теплом желтом песке, над вами – спокойное,чистое, синее небо. В небе плавно летит белая птица. Вы поднимаетесь и летите рядом с ней. Вы сами – это белая птица. Вы летите в спокойном синем небе, под вами – спокойное синее море. Вдали виднеется желтый песчаный берег, он приближается. Вы подлетаете,опускаетесь на теплый желтый песок, снова превращаетесь в человека и ложитесь на спину. Вы лежите на теплом желтом песке, над вами – спокойное синее небо, вы в расслаблении. Отдыхаете. Ступней ваших ног коснулась приятная прохлада. Она заполнила мышцы ног, которые стали легкими и бодрыми. Приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины. Приятная прохлада заполнила грудь, руки. Вам стало легче дышать. Приятная прохлада заполнила шею и голову. Голова ясная и чистая. Мышцы – легкие и бодрые …Три глубоких вдоха, вы открываете глаза и встаете. Вы отдохнули!
Подведение итогов занятия. Рефлексия:
•Оправдались ли ваши ожидания?
•Какие знания вы получили?
•Какие знания вы используете в личной жизни и в практической деятельности?
В зависимости от того, сбылись ожидания или нет, участники, комментируя, переклеивают либо не переклеивают стикеры в нижнюю часть песочных часов.
11. Упражнение «Эмоциональная цепочка».
Ход упражнения: Все участники становятся в круг, кладут левую руку на плечо соседу и по очереди друг за другом благодарят соседа слева за хорошую работу, положительные эмоции, выражают пожелания.
Психолог. Сегодня мы открыли для себя еще одну грань профессионального познания, определили свои сильные и слабые стороны, получили толчок к самосовершенствованию, к самоанализу, к новым перспективам в саморазвитии. Спасибо за работу!