Светлана Коссе
Тренинг для педагогов «Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов»
Тема: Сохранение укрепление психологического здоровья педагогов
Цели: Формирование представления о здоровье; осознание факторов, влияющих на здоровье человека; психопрофилактика психического здоровья педагогов; развитие самоосознания, саморефлексии, самоанализа как необходимых составляющих здоровья педагога; овладение элементарными приёмами релаксации.
Задачи:
Публикация «Тренинг для педагогов „Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• Информирование педагогов о способах сохранения и укрепления психологического здоровья;
• формирование навыков здорового образа жизни и действий по сохранению собственного здоровья;
• мотивирование к дальнейшему поиску реабилитационных упражнений и использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни;
• развитие навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
Материалы и оборудование:
Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации
Маркеры, фломастеры, цветные карандаши
Бумага А 4 (белая и тонированная)
Картинки для составления коллажа, ножницы, клей
Ход занятия
Вступительное слово психолога
Каждый человек в течение всей жизни, стремиться к чему-либо… к успеху, признанию, материальному благополучию, стремится к реализации целей, желаний, стремится к любви, счастью, стремиться к власти и ко многому другому.
Но чтобы деятельность человека была успешной, нужной, продуктивной, необходимо вкладывать в работу не только умственные и физические способности как таковые. Необходимо, так же отдавать работе эмоции, чувства и кроме этого здоровье. Стремясь к совершенству в работе, в жизни, в делах и отношениях, мы порой забываем о своем здоровье.
Совершенству предела не существует, а у здоровья человека, будь оно физическим или психологическим, предел всегда есть.
С каждым годом все больше людей выбирает здоровый образ жизни, направляет свои усилия на сохранение и укрепление своего здоровья. Ведь здоровье – тот волшебный ключ, который открывает дверь к возможностям стремиться и достигать, мечтать и осуществлять, развивать себя устанавливать ориентиры будущего, наслаждаться жизнью, шагать в ногу со временем, не отставать от моды.
Современная мода одна – здоровье. Быть здоровым – модно, стильно, красиво. По-настоящему современный эталон красоты: здоровый человек, выбирающий здоровый образ жизни. Наша сегодняшняя встреча посвящена проблеме сохранения психологического здоровья педагогов. А настроиться на рабочий лад нам поможет упражнение «Приветствие».
Принятие правил
Нас ждет плодотворная и интересная работа, а чтобы она была эффективной, предлагаю принять правила и следовать им.
Определение правил работы группы
• Активное участие в работе.
• Обсуждать не человека, а проблему.
• Доброжелательное отношение друг к другу.
• Каждое мнение имеет право на существование.
• Слушать и слышать.
• Обращаться по имени и на ты.
• Соблюдать регламент.
• Здесь и сейчас.
1 этап: Начало работы.
Упражнение «Приветствие»
Цель: содействовать сплочению группы, созданию дружелюбной атмосферы и комфорта во время работы.
Ведущий предлагает каждому участнику назвать свое имя и сказать, что он больше всего любит (отдыхать, путешествовать, заниматься спортом, читать, ходить в театр, кино и т. д.).
Участники по кругу, предавая мяч, называют свое имя и любимое занятие.
Упражнение «Цветы ожидания»
Цель: определить ожидания участников от тренинга.
Психолог : «Перед вами поле, на котором растут цветы, но у нас есть только стебли, а цветы мы должны посадить, написав на них свои ожидания: «Я жду от встречи…», «Я хотела бы.»
Зачитайте написанное по очереди и прикрепите цветок к стебельку.
-Полюбуйтесь цветочной поляной».
Психолог : В последнее время существует тенденция увеличивать требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса, особенно к педагогам. Педагог должен быть образцом для детей, должен уметь находить общий язык с ними, поощрять к обучению, мотивировать, уметь увидеть личность в своих воспитанниках и многое другое. Эти задачи бывает трудно выполнять. На эффективность работы педагога очень сильно влияет эмоциональное и физическое состояние, стабильность которого зависит от многих факторов.
А теперь для полного снятия психологической дистанции между участниками тренинга и для снятия психологического напряжения предлагаю упражнение «Волна».
2 этап: Разминка.
Упражнение «Передай импульс»
Предлагаю перед активной работой немного зарядиться энергией. Давайте создадим большой круг. Закройте глаза, представьте радостное солнце, свежий зеленый лес, нежный ветерок играет в ваших волосах, улыбнитесь. Почувствуйте, как Вы заряжаетесь от энергии природы. А теперь, возьмитесь за руки. Сейчас спокойно, уверенно начнем передавать импульс радости, духовных сил друг другу. Вот мы с вами образовали круг добра и энергии. Встряхните руки и активно выдохните, на счет «Три». Раз, два, три! Замечательно! (релаксационная музыка)
Упражнение «Ассоциации»
Участники сидят в кругу. Передают друг другу мяч (предмет, называя как можно больше ассоциаций к слову «здоровье» :
1. успех;
2. покой;
3. общение;
4. уверенность;
5. стабильность;
6. общение с природой;
7. жизнерадостность;
8. гармония;
9. хорошее самочувствие
3 этап: Основная часть.
Упражнение «Продолжи высказывание»
Ведущий предлагает всем участникам дополнить пословицу (дается первая часть пословицы – нужно добавить свой вариант и завершение).
Наибольшее богатство –. (здоровье)
Без здоровья нет. (счастье)
Береги одежду, пока новую, а… (здоровье пока молодой)
Держи ноги в тепле, голову в холоде, живот в голоде –… (не будешь болеть, будешь долго жить)
Как нет силы… (то и мир не мил)
У кого болят кости… (тот не думает идти в гости)
Здоровому все… (здорово)
Пренебрегать здоровьем -… (грех)
Веселая мысль… (половина здоровья)
Здоровье дороже… (чем богатство)
Здоровым будешь –… (все добудешь)
Здоровье человека -… (здоровье земли)
Здоровая семья -… (здоровый ребенок)
Здоровье имеем – не заботимся, а… (потеряв, плачем)
Мини-сообщение «Что такое здоровье»
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благосостояния, а не только отсутствие болезней и пороков (ВОЗ, 1976г.)
Здоровый человек жизнерадостно выполняет обязанности, которые возлагает на него жизнь и полностью реализует свои физические и умственные способности.
Изучение здорового образа жизни в контексте качества жизни
Ценностные аспекты понятия «качество жизни»
1. Физическое качество жизни: мобильность, здоровье, соматический комфорт, функциональные параметры и т. д.
2. Психическое качество жизни : удовлетворенность, покой, радость.
3. Социальное качество жизни: семейные, культурные, производственные, экономические отношения.
4. Духовное качество жизни: смысл жизни, цель. Ценности, мировоззрение, религиозные взгляды и отношения.
Составляющие здорового образа жизни
- питание;
- быт (качество жилья, условия для пассивного и активного отдыха, уровень физической безопасности в жизнедеятельности);
- условия труда (безопасность в физическом и психическом аспекте, наличие стимулов профессионального развития);
- двигательная активность (физическая культура и спорт, использование средств оздоровительных систем, направленных на повышение уровня физического развития, его поддержку, восстановление сил после физических и психических нагрузок).
Учеными разработаны индикаторы здорового образа жизни :
- удовлетворенность своими данными;
- удовлетворенность социальным окружением;
- удовлетворенность возможностями жизни.
В научной литературе существует множество определений здоровья. По И. Брехману, здоровье – это не отсутствие болезни, а гармония физического и психического в человеке. Это спокойные отношения между людьми, единение с природой и мир в душе.
Условно можно выделить специфические уровни здоровья : физическое (биологическое, соматическое, психическое (психологическое, социальное, духовное, на каждом из которых здоровье человека имеет особенности своего выявления.
Физическое (соматическое, биологическое) здоровье – это отсутствие хронических заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека. Противоположностью этого вида здоровья есть инвалидность.
Психологическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, адаптироваться к изменениям и справляться с неблагоприятными обстоятельствами.
Характеристики психического здоровья. Индивидуальные особенности психических процессов и свойств – возбужденность, эмоциональность, чувствительность, склонность к стрессам, аффектам, особенности мышления, характера, способности, потребности, интересы, мотивы, представления, чувства и т. д.
Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Это наличие у человека положительных взаимоотношений с окружающими людьми, его включенность в общество и возможность получать поддержку.
Духовное здоровье зависит от духовного мира личности, в том числе составляющих духовной культуры человечества – образования, науки, искусства, религии, морали, этики.
Профессия воспитателя (учителя) предполагает нагрузку в основном на эмоциональную, чувственную сферу. Это "работа сердца и нервов", как говорил Сухомлинский.
Тем не менее, современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
По данным многих исследований, даже у молодых педагогов частыми являются болезни сердечно-сосудистой системы, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для педагогов со стажем работы 15–20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание".
Поэтому настало время серьезно задуматься о создании условий для охраны психологического здоровья педагога его профессионального долголетия. Практика показывает, что педагогу в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является организованная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.
Диагностируем своё состояние здоровья
(анализ результатов психодиагностики)
К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой) «Диагностика профессионального выгорания»
Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает вследствие внутреннего накопления негативных эмоций без соответствующей «разрядки» или освобождения от них. По сути, профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия адаптационного синдрома – стадия истощения (по М. Селье).
Б. Пелман и Е. Хартман, обобщив многочисленные определения данного понятия, выделили его основные симптомы: эмоциональное и физическое бессилие, деперсонализация, снижение рабочей продуктивности.
Симптомы «эмоционального выгорания»
• Усталость, утомление, истощение;
• Психосоматическое нездоровье;
• Нарушения сна;
• Негативное отношение к людям;
• Негативное отношение к своей работе;
• Злоупотребление табаком, алкоголем, лекарствами;
• Предание или отсутствие аппетита;
• Негативная Я-концепция;
• Агрессивные чувства (раздраженность, тревожность, напряженность, беспокойство, взволнованность, гнев);
• Плохое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия;
• Переживание чувства вины.
Игра «Дирижёр»
Все участники садят или стоят в кругу. Один человек выходит за дверь. Участники выбирают дирижёра, который будет показывать разные движения. Затем приглашают водящего, который становится в круг. Все участники должны будут повторять движения за дирижёром. Дирижёр должен незаметно менять движения и все участники, глядя на него также меняют движения. Задача водящего угадать кто дирижёр.
Составление таблицы «Негативные факторы психологического здоровья»
Все участники вместе составляют таблицу негативных составляющих здоровья, находят причину их возникновения и пути их устранения:
Негативные составляющие Кто виноват Как исправить
Высокий уровень ответственности, высокие требования, тревожность и неуверенность в собственных силах Профессиональные обязанности Приобретать опыт, осуществлять самообразование, поддержка заведующей, коллегами, помощь психолога
Физическое и психическое переутомление Профессиональные обязанности Правильно распределять свои силы, находить время для отдыха, обращаться за помощью к специалистам
Непредсказуемые ситуации Дети, родители, воспитатели Держать тесный контакт с детьми, родителями, коллегами, развивать свою коммуникативность, соблюдать культуру общения
Социально-экономическая незащищенность педагога, подработка Государство Следить за собственным здоровьем, режимом, выделять время для отдыха, распределять обязанности между членами семьи.
Упражнение «Колесо жизни» (Колесо здоровья)
Уровень здоровья можно определять по следующим направлениям:
• духовное;
• социальное;
• физическое;
• интеллектуальное;
• эмоциональное;
• профессиональное;
• психологическое;
• экологическое.
Педагоги получают изображение 8-ми переплетенными осями: экологическая — социальная, профессиональная — духовная, психологическая — физическая, интеллектуальная — эмоциональная. Центр переплетения будем считать отправной точкой для отсчета, а концы осей — это 100 % -й результат. Каждая ось символизирует определенные области жизни человека: экологическая (небрежный/заботливый, социальная (одинокий/неодинокий, профессиональная (неудовлетворенный/довольный, духовная (неактивный/активный, психологическая (неадаптированный/адаптированный, физическая (нездоровый/ здоровый, интеллектуальная (самодовольный/любознательный, эмоциональная (неустойчивый/ стойкий).
Психолог предлагает всем участникам нарисовать «колесо здоровья». Для этого необходимо обозначить на всех из 8-ми осей уровень каждого из проявлений здоровья с учётом, что показатель возрастает от середины к краям оси. Соединив точки на каждой из восьми осей, педагоги получат изображение «колеса здоровья».
Обсуждение
- Получилось ли у нас круг? Почему?
- Как вы считаете, для чего мы проводили это упражнение?
- Над чем задумались, выполняя это упражнение?
Вывод: в идеале должен выйти круг — «колесо здоровья». Если где-то появились неравенства поверхности колеса, то на это нужно обратить внимание — именно эта сфера нуждается в правильном подходе. Чтобы прожить жизнь гармонично, нужно равномерно развивать все аспекты здоровья.
Психолог : Продолжая разговор о сохранении здоровья, я вам предлагаю ответить на вопрос: что значит быть психологически здоровым? Ответить на этот вопрос нам поможет следующее упражнение.
Работа в группах
Задание для групп: необходимо составить обобщенный портрет психологически здорового человека. Вы 4-5 раз продолжаете предложение:
Психологически здоровый человек — это.
(Теперь назовем, что у вас получилось.)
Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее.
«Портрет» психологически здорового человека
Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир.
Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций.
Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Обладает чувством юмора, может посмеяться над собой.
Психологически здоровый человек защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными невзгодами.
Проективная методика «Человечки»
У вас в руках силуэты двух человечков, я предлагаю вам раскрасить их в любой последовательности, но строго поделив их на «больного и «здорового».
Рефлексия: По завершении задания с педагогами проводится анализ рисунков. Почему понятно, что здесь здоровый, а здесь больной? Обсуждаются трудности и успехи в рисовании болезни и здоровья, выборе цветов и др.
Наши мысли всегда отражаются в наших поступках. Иногда даже не разговаривая с человеком, мы можем понять, что он расстроен, обеспокоен, встревожен, что он плакал, что он рассержен и т. д. Если мысли проецируются на поведение, значит можно сделать и наоборот? Если усилием воли, заставить вести себя уверенно, спокойно, сдержанно – постепенно и наше внутреннее состояние наполниться теми же положительными чувствами.
Вывод: Всегда, не смотря ни на что, преподносите себя! Всем своим видом выражайте стопроцентную уверенность в себе. Стопроцентную психологически здоровую личность! Плечи смотрят в небо, голова высоко поднята. Походка уверенная и спокойная. Нет суетливости и нервозности. Смотрим людям в глаза и улыбаемся. Выражение лица - доброжелательное-спокойно-уверенное. Движения плавные и спокойные. Пусть вы даже и не испытываете это внутри себя, но вести себя надо именно так. И через некоторое время вы начнете ощущать себя более уверенно, респектабельно, спокойно.
«Я не могу себе позволить НЕ заниматься собственным здоровьем!» эти слова должны стать девизом нашей жизни. Необходимо сделать заботу о собственном здоровье и здоровом образе жизни своим главным жизненным приоритетом. В книге о здоровом образе жизни И. Литвиной «Три пользы» автор предлагает включить в своё питание «три пользы», т. е. каждый день съедать три (хотя бы три) из указанных в списке особо ценных продуктов. И. И. Литвина утверждает, что жить по принципу «три пользы» довольно удобно. Я же хочу, основываясь на принципе «три пользы», предложить вам, уважаемые коллеги, следующее.
Давайте составим список особо полезных для вашего здоровья дел. Например:
1. Физзарядка.
2. Сеанс массажа.
3. Самомассаж.
4. Разгрузочный день.
5. Контрастный душ.
6. Лыжная прогулка зимой, длительная пешая прогулка летом.
7. Приём травяных настоев.
8. Занятие на велотренажёре.
9. Аутотренинг.
10. …
В вашем списке таких полезных для здоровья дел, может быть сколько угодно, лишь бы, вы ежедневно приносили собственному здоровью «три пользы», выполняя любые три пункта вашего списка. Если «три пользы» ежедневно трудно? Ну, хорошо, приносите собственному здоровью две или, для начала, хотя бы одну пользу.
Главное, постоянно что-нибудь предпринимать в данном вопросе. И ежедневно, засыпая, строго с себя спрашивать: «Какую пользу Я принёс сегодня собственному организму?»
Психолог : Для сохранения и укрепления здоровья также важно овладеть приемами релаксации, специальными дыхательными упражнениями и техниками снятия "мышечных зажимов", постепенно научиться справляться со стрессами, усталостью и напряжением, тем самым сохранять и укреплять свое психологическое здоровье. Предлагаю выполнить упражнение на снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.
Упражнение «Прогноз погоды»
Цель: повысить уровень групповой сплоченности.
Участники становятся в круг и кладут руки на плечи друг другу.
Инструкция. Сейчас мы будем делать массаж друг другу, но так, чтобы было желание сделать что-то приятное, поделиться теплом, хорошим настроением.
• На улице прекрасная погода, солнышко касается вас нежными, ласковыми, теплыми лучами, и все вокруг радуется ему (участники мягко поглаживают друг друга).
• И вдруг солнышко закрыло небольшое облако, и начал накрапывать дождик (участники постукивают друг друга кончиками пальцев).
• Пошел град (сильнее постукивают кончиками пальцев, он сопровождается молнией (ребром ладони трут по спине)
• После града начался тайфун (легко стучат кулачками спину).
• Тайфун сопровождается землетрясением (трясут друг друга за плечи).
• Потом все успокоилось, из-за тучи появилось солнышко и начало согревать все вокруг, нежными, ласковыми, теплыми лучами (мягко, ласково поглаживают друг друга).
Вопросы к участникам:
- Приятно ли было чувствовать массаж, который вам делали?
- Что бы вы хотели сказать тому, кто делал вам массаж?
Релаксация «Водопад»
Выберите удобную позу, закройте глаза. Дышите равномерно, спокойно. Освободитесь от напряжения. Глубоко вдохните, медленно выдохните. Вы спокойны, вы удовлетворены.
Вообразите поле и себя на нем. Вы стоите босыми ногами на теплой земле. Оглянитесь вокруг, учтите все, что попадается вам на глаза. Поднимите голову и посмотрите на ласковое солнышко. Оно ярко золотистое, теплое. Почувствуйте тепло и энергию солнца.
Поверните голову вправо, найдите взглядом водопад. Это нежный горный водопад. Подойдите к нему. Посмотрите, какая прозрачная вода, почувствуйте свежесть у водопада. Станьте под водопад и примите чистый горный душ. Почувствуйте, как горная вода омывает ваше тело с головы до ног.
Вода смывает все неприятное, очищает ваше тело и душу. Почувствовав приятное очищение и удовольствие, выйдите из-под водопада. Повернитесь на луг и станьте лицом к солнцу.
Глубоко вдохните и медленно выдохните. Вы смыли с себя все эмоциональные волнения, неприятные воспоминания и мысли. Представьте, что солнце улыбается вам. Улыбнитесь ему. Протяните руки на встречу солнечным лучам, окунитесь в него. Примите «солнечный душ» с головы до ног. Почувствуйте, как луч постепенно затрагивает каждую часть вашего тела, наполняя его солнечным светом, солнечной энергией. Вы насыщены чистой энергией здоровья, вам приятно, хорошо. Вдохните и не выдыхая откройте глаза.
Психолог : Наш тренинг подходит к завершению. Хочу поблагодарить всех за активную работу! Ну что ж пришло время подвести итоги.
4 этап: Рефлексия
Подведение итогов
Упражнение «Мои ожидания»
Психолог : Оправдались ли ваши ожидания? Выберите погоду (солнышко или тучку) и прикрепите над нашим полем. Полюбуйтесь нашим полем.