Любовь Карташова
Консультация для родителей «Формирование сенсорной культуры у детей раннего возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания-запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование сенсорной культуры у детей раннего возраста“,» размещена в разделах
Психологи доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития ребенка. По мнению доктора психологических наук Л. Венгера «руководить умственным развитием ребенка – это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и показывать способы их решения».
-Можно ли учить трехлетнего ребенка? Захочет ли он учиться и будет ли усваивать то, что мы хотим?
К трем годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло.
Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителям надо знать, чему и как учить, какими методами пользоваться.
Разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии. Задача взрослых не научить ребенка чему-то необычайному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно, умело руководя обычным для трехлетки видами деятельности,подчеркивая в них те моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования умственных способностей.
В образовательной программе младшей группы основным является сенсорное развитие,которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 2 до 3 лет-наиболее благоприятный (сензитивный) период для развития восприятия, совершенствования органов чувст, накопления представлений об окружающем мире.
Правильное восприятие формы, величины, цвета и других свойств и качеств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин в школе, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Существуют следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от следующих факторов:
-наследственности. Например, абсолютный слух, особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врожденными.
- состояния органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травм или врожденной аномалии, то чувствительность будет снижена или полностью отсутствовать.
-развития органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в процессе спонтанного изучения мира, так и в ходе специального обучения.
Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет существенно усложняется. У детей начинает накапливаться представление о цвете, форме, величине и других формах предметов. Важно что бы эти преставления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник,звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости_ и т. Д. Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.
Одним из условий для осуществления поставленных задач, является организация предметно-развивающего пространства, которое состоит из модулей.
Модуль- функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы и обладающий свойством взаимозаменяемости.
Модуль восприятия формы и величины.
Цель: учить узнавать и называть геометрические фигуры и тела.
Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, образное мышление.
Манипулируя с объектами данного модуля, называя на ощупь предметы из «Чудесного мешочка», выкладывая по величине геометрических тел, у детей развиваются сенсорные способности.
Модуль развития мелкой моторики и речи.
Цель: учить детей простейшим способам действий с предметами, совершенствовать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем, развивать связную речь.
Задачи: развивать мелкую моторику, память, внимание, интеллект.
В этом модуле дошкольники собирают пирамидки, нанизывают кольца на стержни, вставляют вкладыши в рамки, шнуруют, застегивают пуговицы, выполняют упражнения дидактического пособия «Сенсорный куб».
Каждым модулем можно заниматься как индивидуально так и с группой детей.
Список литературы:
1)Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г, Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада. -М. :Просвещение, 1998.-144с.
2)Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию. : пособие для воспитателей детского сада. -М. :Линка – Пресс. 2004.-34с.
3)Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3года.). :-Москва «Мозаика-Синтез» 2010г.