Любовь Чиглинцева
Тренажеры речевого дыхательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное дыхание –
основа здоровья и долголетия».
К. С. Станиславский
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. (слайд 2
Публикация «Тренажеры речевого дыхательного развития» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма.
Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. Известно немало методик дыхательной гимнастики, но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
Когда человек говорит, его «речевое» дыхание принципиально отличается от обычного, которое называется «физиологическим».
В чем же заключаются особенности речевого дыхания?
При физиологическом дыхании человек делает вдох и выдох равномерно, за одинаковые промежутки времени. Физиологическое дыхание происходит рефлекторно, само, как и многие другие базовые процессы жизнедеятельности в организме, и им нет нужды управлять.
У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произношении длинных фраз и не договаривают слова. (слайд 2)
Речевое дыхание обычно включает в себя короткий глубокий вдох и долгий медленный выдох, при котором воздух воздействует на голосовые связки, в результате чего произносятся звуки и слова. Чтобы появился звук, голосовым связкам нужен поток воздуха. Сначала делается вдох, затем выдох, вызывающий звук.
В отличие от физиологического, речевое дыхание является управляемым. И развитие правильного речевого дыхания у ребенка является одним из важных элементов развития речи. Качественный и хорошо управляемый произвольный выдох – это основа для звучащей речи. В этом заключается цель развития речевого дыхания.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. (слайд 3)
Параметры правильного ротового выдоха:
• выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. (слайд 4)
Недостатки детского дыхания можно преодолеть :
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляются ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов. (слайд 5)
Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр и тренажеров для развития речевого дыхания :
- сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
- дуть на легкие шарики, карандаши, свечи на торте и т. д.
Вашему вниманию предоставляю тренажеры, сделанные своими руками, которые помещены в коробку «Чудо-дыхание». (слайд 6)
«Волшебные стаканчики» - тренажер развивает плавный ротовой выдох, учит экономно расходовать воздух на выдохе. При этом у ребенка развивается еще и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Оборудование: бумажные стаканчики 4шт. (вставляется один в другой и склеиваются, коктейльные трубочки 2 шт., перчатки медицинские 2 шт., декорация перчаток (фомирант мягкий тонкий (цветы, цветная бумага и самоклеящаяся бумага).
Варианты игры: Ребенку предлагается надуть перчатку, одетую на стакан, с помощью коктейльной трубочки, цветочки завяли, давай их оживим, и затем их сорвать т. е. подуть сильнее, чтоб перчатка слетела со стакана, и так же с зайчиком, давай разбудим зайчика, и второй вариант, покажи, как он далеко прыгнет. (слайд 7)
«Забавные вертушки» - тренажер развивает плавный продолжительный выдох.
Оборудование: синий трактор (ламинированная картинка) колеса, разрезанные по кругу (немного загнуты разрезы, солнышко картинка (загнутые лучики, 3 кнопки (гвоздики цветные, коктейльная трубочка. Все эти картинки занимают одну сторону коробки «Чудо-дыхание».
Варианты игры: Ребенку предлагается дуть на колеса трактора, чтоб он поехал, от струи воздуха, колеса начинают крутиться, сначала подуй на одно большое, затем на маленькое колесо, а, далее на солнышко, чтобы оно показало путь, и солнышко тоже крутится, так же, можно вспомнить песенку про синий трактор, либо заклички и стихи про солнышко. (слайд 8)
«Воздушные лабиринты» - тренажер способствует укреплению дыхательных мышц, стимуляции работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечивает вентиляции легких во всех его отделах. При этом у ребенка развивается еще и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Оборудование: рельефный картон, коктейльные трубочки, и легкий мячик. Коктейльные трубочки приклеиваются на картон разными способами лабиринтов, а также арки из рельефного картона.
Варианты игры: Ребенку предлагается сначала пройти самый легкий лабиринт (прямой, затем второй зигзагом и третий лабиринт (сложный, нужно набрать большое количество воздуха, чтоб преодолеть три арки сразу на одном выдохе. А также 2 лабиринта одинаковые, можно устроить соревнование кто быстрей его пройдет, тем самым соблюдая правила дыхания. (Вдох только через нос, выдох через рот). (слайд 9)
«Сезонная буря» («Листопад», «Снегопад», «Дождик») - тренажер развивает сильный ротовой выдох, обучает умению дуть через трубочку, активизирует губные мышцы, способствует формированию правильной, непрерывной воздушной струи.
Оборудование: 3 прозрачных бутылки с широкой крышкой, (картинки на бутылках – снеговик, осеннее дерево и тучка с капельками) по 3 коктейльных трубочки, наполнитель (пенопласт, цветная бумага в виде листочков и капелек дождя).
Варианты игры: Ребенку предлагается сначала узнать какое время года, например зима, и выбрать бутылочку снегопад и раздуть снегопад, затем спросить какое время года ему нравится и какие явления можно увидеть, например, осенью и предложить устроить листопад и т. д. В эти тренажеры могут играть как один ребенок, так и 3 сразу, кто быстрее разгонит бурю. (слайд 10)
«Футбол» - тренажер полезен для развития речевого дыхания у детей. Конкретнее - для формирования сильного и плавного ротового выдоха.
Оборудование: футбольное поле, кладется в крышку коробки «Чудо-дыхание» (фетр зеленого цвета с разметкой) ворота (пластиковые контейнеры) легкий пенопластовый шарик и 2 шт. коктейльные трубочки.
Варианты игры: для игры нужны два игрока, ребята должны забить гол сопернику с помощью плавного длительного выдоха.
Первый вариант с помощью коктейльной трубочки, а второй просто плавного сильного выдоха губами сжав губы трубочкой. Выигрывает тот, кто больше забьет голов. (слайд 11)
«Прожорливые овощи и фрукты» - тренажер развивает глубокий вдох и длительный плавный выдох.
Оборудование: ламинированные картинки фруктов и овощей (на липучках, мягкие помпоны разного цвета, коктейльная трубочка.
Варианты игры: Ребенку предлагается выбрать овощ или фрукт, а затем накормить помпонами, например, яблоко (только красные помпоны выбрать) а можно и выбрать разные помпоны какие нравятся, и с помощью коктейльной трубки их сдут в рот фрукту (овощу). (слайд 12)
«Кто спрятался?» - тренажер развивает целенаправленную воздушную струю при постановке свистящих звуков.
Оборудование: прицеп - ламинированная картинка (со шторкой из фомиранта, животные на липучках и коктейльная трубочка.
Варианты игры: Ребенку предлагается узнать, кто из животных едет в прицепе, с помощью коктейльной трубочки, выдувая на шторку узнать, кто спрятался. На прицепе животные на липучках, можно сначала спрятать одного животного, а можно и двух сразу. Можно прятать не только животных, но и цифры, буквы, и другие картинки. (слайд 13)
«Посади поляну цветов» - тренажер формирует у детей плавный длительный выдох. С помощью коктейльной трубочки, нужно посадить цветочки на полянку.
Оборудование: полянка (зелёный фетр, цветы одуванчики (сделанные из желтой салфетки, розы (из фомиранта, коктейльные трубочки.
Варианты игры: Ребенку предлагается посадить цветочки на полянке, например, сначала только розы, а затем одуванчики, все вместе или только розы, или только одуванчики, а также сорвать цветочки с полянки, в этот тренажёр могут играть от 1 до 5 детей. (слайд 14)
«День рождения» - тренажер упражняет в развитие певческого дыхания.
Оборудование: торт (из фомиранта приклеенный к коробке) и свечи, вырезанные в коробке, ярлычки – язычки (дуделки).
Варианты игры: Ребенку предлагается задуть свечи на торте, а другим ребятам подудеть на язычках. Такой тренажер очень интересен, если у ребенка день рождение и использовать его перед караваем, тем самым подготовиться к пению. А также, например, день рождение у куклы Маши. (слайд 15)
Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста при помощи различных тренажеров по речевому дыханию позволяет : сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков. Увеличит количество произнесенных слов на выдохе. Выработает четкую и внятную речь. Достигнет координации дыхания, речи и движений. Повысит эффективность коррекции звукопроизношения. (слайд 16)