Ася Фатеева
Сценарий мероприятия «Традиции русского Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы сценария Фатеева А. П., Горинова М. Ф.
Традиции русского Севера
Цель: Систематизировать знания детей о занятиях, промыслах, культуре жителей Севера, их традициях и обычаях;
воспитывать у детей любовь к родному краю и традициям русского народа;
развивать стремление к познавательной деятельности
Ход мероприятия:
Выходят ведущие в национальных костюмах. На подносе с расписным полотенцем лежит каравай и солонка.
Публикация «Сценарий мероприятия „Традиции русского Севера“» размещена в разделах
1 ведущий:
дорогие гости, мы Вас хлебом-солью встречаем, и здоровья Вам желаем.
2 ведущий:
сегодня мы с вами окунемся в традиции и культуру русского Севера и попробуем пожить жизнью русских северных крестьян.
1 ведущий:
а начнем мы с вами с одного очень увлекательного конкурса. На Руси было множество мастеров. Вам нужно угадать, кто из них чем занимался. Я называю мастера, а вы говорите, что он делал.
Бочарники – делали бочки
Лукошечники - плели корзины, лукошки
Столяры- делали мебель
Плотники- строили дома
Колесники - делали колеса для телег
Ковшечники - делали ковши и кастрюли
Кузнецы – изготавливали орудия из металла
2 ведущий:
Да и простые крестьяне умели делать деревянные вещи и посуду, но пожалуй ни один предмет обихода не получил столь разнообразных форм и не был так украшен, как прялка. Прялки изготавливали очень красивыми. Посмотрите, какими красивыми узорами она украшена.
-А вы знаете, что делали на прялке? (пряли пряжу)
Посмотрите, (воспитатель показывает пряжу) наши рукодельницы напряли для нас пряжи, но не успели смотать ее в клубочки. Давайте поможем им в этом? Воспитатель вызывает для участия в конкурсе двоих человек. Задание дается на время. Выигрывает тот, кто быстрее смотает нитки в клубок.
1 ведущий:
Но не только прялки красиво украшались, вот посмотрите, как эти ложки хороши (воспитатель показывает детям расписные деревянные ложки). Для обеда от души. Сейчас мы с вами проведем еще один очень интересный конкурс. В эту красивую ложку нужно положить одну картофелину и донести ее до корзинки в вытянутой руке. Дети делятся на две команды. Выигрывает та команда, в которой ни один участник не выронил ни одной картофелины.
2 ведущий:
Из картофеля хозяйки делали вкусные блюда, а из ткани шили прекрасные лоскутные одеяла. На интерактивной доске представлены картинки, изображающие лоскутные одеяла.
Лоскутная мозаика появилась давно.
В переводе с английского лоскут – заплатка, кусочек материала, пятно неправильной формы. Почему с английского? Потому что лоскутное шитьё впервые появилась в стране, которая называется Англия. Но в России лоскутное шитье нашло вторую родину и очень прижилось на ней.
Лоскутными одеялами в России украшали как крестьянские избы, но и избы богатых людей.
Женщины брали сильно поношенные вещи, уже отслужившие свой срок. Такие вещи уже нельзя было носить. Резали их на кусочки - лоскутки. А лоскутки сортировались. Всё, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, В шитье такого одеяла обязательно участвовали все женщины семьи.
Лоскутные работы, выполненные в русском стиле, отличаются особой яркостью, «весельем» красок.
Сейчас мы с вами побудем в роли таких рукодельниц. Дети делятся на две команды. Каждой команде выдается ватман формата А1 и «лоскутки» из цветной бумаги. Задача детей придумать красивый и интересный рисунок, и приклеить его на лист бумаги.
- ребята, покажите нам свои «одеяла». Какие же они у вас получились красивые. Победила дружба.
1 ведущий:
Люди на севере умели не только работать, но и отдыхать. И летом и зимой в праздники северяне устраивали различные развлечения. Раньше у детей было очень мало игрушек, а в некоторых семьях их вообще не было. Игрушки мастерили из подручных материалов – из ткани, дерева и глины. Поэтому дети собирались вместе и играли в общие игры.
- а какие русские народные игры вы знаете?
- «Ручеек».
- А давайте в нее поиграем.
Дети и воспитатели играют в «ручеек». По командам.
- а какой русский народный танец вы знаете?
- хоровод
Хоровод слово греческое и обозначает вождение общего круга с общей песней. В старину хороводы водились на особенных местах - озерах, реках, лужайках, огородах, дворах. На одних местах собирались хороводы повседневные, а на других праздничные.
Давайте мы с вами тоже попробуем поводить хоровод и спеть русскую народную песню.
2 ведущий:
И хороводами, и игрищами молодецкими, и нарядами девичьими славился Русский север.
Сейчас мы проведем конкурс отдельно для наших девочек, отдельно для мальчиков. Мальчики делятся на две команды и по сигналу ведущего перетягивают канат. Девочки участвуют в конкурсе на лучший самодельный кокошник.
1 ведущий:
Молодцы! Настоящие северяне. Знаете ли вы знаменитую северную традицию - печь козули. Козули – это печенье. Козуля – это ласково «козочка»– но печенья изображает и козочек, и медведей, и птиц. Козули считаются оберегом. Например, если слепить и подарить оленя, то он принесет хозяину тепло, добро и свет. А «медведь» - символ мудрости и духа. Раньше их пекли на Новый год и Рождество, а сейчас можно печь в любое время. Хотите побыть мастерами и изготовить козулю?
- воспитатели вызывают двоих детей, которые будут изготавливать козули из соленого теста (заранее готовиться соленое тесто в которое добавляется какао – порошок, чтобы приблизить его вид к настоящему тесту для козуль).
- вы очень старались, когда делали свои козули. Они должны высохнуть и вы сможете их покрасить. Эти олени станут оберегами в вашей группе.
Мы сегодня с Вами на Севере побывали,
Многое узнали, других посмотрели,
Себя показали.
А сейчас напоследок великого земляка повстречаем
И по имени повеличаем…
Как зовут нашего великого земляка, великого русского ученого, физика, химика, поэта?
(Михаил Васильевич Ломоносов)
Михаил Васильевич Ломоносов – гордость нашего Севера. Молоденьким юношей он ушел из дома – рыбацкой деревни – в Москву учиться, и прославился на всю Россию в науках и искусствах.
Знаменит он и своими мозаиками – из кусочков стекла (смальты) и камушков выкладывал Ломоносов прекрасные картины – портреты царя Петра Первого, изображения битв. Давайте и мы сейчас с Вами побудем мозаичистами, и выложим мозаику с изображением его же – Ломоносова – как символ Русского севера, покоряющего своей культурой всю Россию и весь мир. (Фон – дорога, солнце).
Молодцы, ребята!
Север, север дорогой,
Наш любимый, наш родной.
Край ты смелых и умелых
Мастеров и рукоделов.
Славен ты и красотой,
Прялкой, рыбой, хохломой.
И ученый Ломоносов –
Наша гордость без вопросов.
Мы на Севере живем
И культуры свет несем!
(Ведущие кланяются)
Спасибо, гости дорогие, за то, что здесь вы с нами были. До свидания!