Корнелюк ирина
Конспект занятия для старшей группы «Традиции народов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для старшей группы на тему : «Традиции народов России».
Цель: развивать у детей нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.
Образовательные :
1. Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.
2. Активизировать словарный запас у детей.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Традиции народов России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
1. Развивать внимание, мышление, речь, память.
2. Развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес.
2. Воспитывать у детей внимательность, сосредоточенность.
3. Прививать интерес и уважение к народной культуре.
Оборудование: картинки к заданиям, презентация, шаблоны картинок, карандаши, проектор.
Структура занятия :
1. Вступительная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Вступительная часть.
-Здравствуйте ребята дорогие! Сегодня мы с вами проведем очень необычное, интересное и познавательное занятие! А о чем оно, сейчас догадаетесь.
-Прослушайте стихотворение. (Слайд 3)
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
(П. Синявский)
- Ребята, скажите, о чем же это стихотворение? (О России)
-Верно, а это значит, что и занятие наше будет тоже о ней.
-Ребята вы любите путешествовать? (Да)
-Только путешествовать мы с вами будем не по городам, а по следам нашей старины. Мы вернемся с вами в прошлое. Как вы считаете, можно ли вернуться в прошлое? (нет)
-Ну почему же? Есть один способ. И способ этот – воспоминания. Давайте начинать.
Основная часть.
-Ребята, знаете ли вы, что такое традиции? Есть ли в вашей семье традиции? (Ответы детей)
-У каждой русской семьи есть традиции, верно. Это и праздники, семейные прогулки, заниматься вместе какими-то занятиями. Кроме этого у России тоже есть свои традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения. Это и праздники, и народные костюмы с песнями, и игры со сказками и даже условия быта. Вот о них и будем говорить.
-Обратите внимание на экран. (Слайд 4) Именно об этих традициях я сегодня вам расскажу и первое это – русский народный костюм.
(Показывается женский и мужской костюм (Слайд 5)
-Ребята, встречали ли вы когда-нибудь такие костюмы? (В сказках, музеях, на праздниках)
-Самой главной частью одежды считалась рубаха, и у мужчин и у женщин, различия были только в длине, женская доходила до щиколотки, а мужская была до колен. Подвязывалась поясом и обязательно красиво украшались. Поверх рубахи замужние женщины одевали не сшитую юбку-понёву, которую обматывали вокруг талии – гашником. Затем повязывали передник. Еще одна часть женской одежды, которую носили даже молодые девушки- это расписной сарафан. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя,более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.
-Мужчины же с рубахой носили порты - длинные, неширокие штаны. Также пояс, он был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы. Лапти, валенки, сапоги - это была старинная обувь.
-Давайте теперь проверим, как вы запомнили эту одежду.
Задание №1 «Отгадай и покажи»
Описание задания: Раздаются картинки. Воспитатель задает часть одежды, дети показывают с ней картинку. Проверяется всё на слайдах 6-9. (Приложение 1)
1. Как называлась главная нательная одежда у женщин и мужчин длиною ниже колена? (Рубаха.)
2. Как называлась короткая верхняя одежда на лямках без рукавов, похожая на маленький сарафанчик, с застежкой спереди? (Душегрея.)
3. Как называлась одежда замужней женщины типа юбки, края которой не были сшиты между собой? (Понева.)
4. Вид женской одежды в виде платья без рукавов. (Сарафан)
-А теперь давайте раскрасим в красивейшие узоры и вышивки наши костюмчики.
Задание №2 «Русский узор»
Описание задания: Детям раздаются шаблоны сарафанов, на которых они должны нарисовать узоры. (Слайд 10) (Приложение 2)
-Пришло время поговорить о русской старинной избе. Посмотрите, чем она отличается? (Слайд 11) (Дети рассказывают, что дома построены из дерева)
-Верно. И лучше всего для этого подходила лиственница, так как когда она намокает, становится прочной словно камень. Окна в избе считали «глазами» называя их оконцами. У каждого дома на окнах были наличники, украшенные красивыми узорами. На ночь их закрывали и дом погружался в сон. (Слайд 12)
-Дети, посмотрите на экран и скажите, что же в избе была главное? (Слайд 13)
-Ну конечно печь. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
- В избе из мебели были стол да лавки, а также красный угол с иконочками.
-Еду готовили в чугунке, а из печи его вынимали ухватом.
-Вечерами женщины пряли, ткали, да вышивали. Рушники и половицы, сделанные своими руками.
Задание № 3. «Загадки»
Описание задания: На экране написана загадка, воспитатель зачитывает, дети отгадывают, на слайде появляется правильный ответ. (Слайды 14-19 (Приложение 3)
-Наши предки очень сильно любили и почитали праздники. Но только отмечали они их совсем по-другому. Обычно праздник начинался с утренней праздничной службы в церкви и продолжались в лесу, на улице. Все водили хороводы, пели народные песни, танцевали.
-Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю.
-Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны.
А еще русский народ всегда любил веселье и главное веселье в старину – игры. Вот некоторые из них: Жмурки, Прятки, Горелки, Золотые ворота. Знакомы вам эти игры? (Да) А все потому, что передавались они из поколения в поколение, как я уже говорила. Давайте поиграем в одну из них, в жмурки. (Дети играют в игру)
Заключительная часть.
Дорогие дети, сегодня вы много нового узнали для себя. Узнали о традициях русского народа, о его талантах, о его быте. Еще больше вы можете узнать поговорив со своими родителями, бабушками и дедушками. Расспросите их обязательно. Понравилось вам? Давайте под музыку поводим хоровод. (Звучит музыка)