Анна Сердакова
Традиции народов России для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мероприятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
по теме «Путешествие по многонациональной России»
Сердакова Анна Степановна
воспитатель
МДОУ «Детский сад №55»
г. Ярославль, 2020 год
Пояснительная записка
Публикация «Традиции народов России для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании детей как инструменте и принципе образовательной политики. Проблема воспитания патриотизма, толерантности в отношениях между нациями и народностями нашей страны на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Период дошкольного детства - самый ответственный период, поскольку определяются основы гражданственности, нравственности, духовности.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.
Необходимо расширять представления детей о своей стране – России, знакомить детей с многонациональной культурой народов России, стимулировать интерес детей к событиям, происходящим в стране.
Я провела опрос среди детей старшей дошкольной группы и определила низкий уровень знаний о народах России, их традициях. Дети не смогли назвать национальности людей, проживающих в нашей стране.
В рамках темы «Традиции народов России» мною были разработаны конспекты трех занятий:
1. Конспект занятия по познавательному развитию «Наша многонациональная страна», в рамках которого дети знакомятся с понятием «национальность», «культура народа», «традиция»;
2. Конспект комбинированного занятия «Путешествие по многонациональной России», представленный ниже;
3. Конспект интегрированного занятия «Туристическое агентство «Путешествие по России»
Проведенные занятия заинтересовали детей. Появился выраженный интерес к народам России, дети в сюжетно-ролевой игре стали чаще использовать кукол разных национальностей, предложили проведение развлекательного мероприятия в рамках данной темы.
Представленный ниже конспект мероприятия с детьми предполагает форму занятия по познавательному развитию с включением подвижной игровой деятельности. Информация о разных народах подается словесно наглядно, посредством мультимедийной презентации. Все это позволяет детям «окунуться» в культуру народов, познакомиться с интересными народными играми.
Методическая разработка мероприятия с детьми
на тему: «Путешествие по многонациональной России»
Предполагаемый возраст детей : 5-6 лет, подготовительная группа
Тип занятия: комбинированное
Форма: занятие-путешествие с подвижной игровой деятельностью
Взрослая цель: формирование интереса детей к национальностям России
Детская цель: путешествие по России с целью знакомства с разными народами.
Задачи:
1. Обучающие: познакомить детей с народами, проживающими на территории России, дать представление о национальной одежде, жилищах, традициях народов России.
2. Воспитательные: воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
3. Развивающие: развивать умение составлять план-схему своих действий, развивать умение классифицировать информацию, продолжать развивать умение играть в игру по правилам.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, магнитная доска, материал для магнитной доски (Приложение 1, материал по подвижным играм (Приложение 2)
Предварительная работа: детям предварительно необходимо дать понятия «национальность», «культура», «традиция»; показ карты России.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход мероприятия:
Этап время Педагогический инструментарий Содержание пед. взаимодействия Прогнозируемый результат
Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный 2 мин Педагог приглашает ребят встать в круг.
Педагог: Я приглашаю вас, друзья, в путешествие по стране!
Уверена, будет интересно и вам, и мне!
Много народов в России живёт,
И каждый народ свои традиции несёт.
Мы сегодня в народные игры поиграем,
И вместе много нового узнаем.
Готовы отправляться в путешествие? (Слайд 1) Встают в круг. Отвечают на вопрос педагога. Вовлечение детей в образовательную деятельность, позитивный настрой детей
2. Мотивационный этап 5 мин Беседа
Беседа
Демонстрация слайда презентации
Постановка задания
Педагог: Ребята, а какие вы знаете национальности, кроме русских?
Педагог: Россия - многонациональная страна. В ней живут русские, татары, чеченцы, чуваши, казахи, удмурты и другие народы. (Слайд 2)
И у каждого народа свои традиции, свои национальные праздники, своя национальная одежда, своя национальная еда, свои национальные игры. Всё это - богатство народа, общая культура России (Слайд 3)
Педагог: На экране вы видите представителей трех национальностей нашей страны, они приглашают вас в гости, поиграть. Прочитайте, пожалуйста, кто умеет, названия национальностей. (Слайд 4)
Педагог: Я предлагаю вам подойти к магнитной доске : составьте, пожалуйста, план- схему, по которому будет наше сегодняшнее путешествие: здесь есть обозначения народов с названиями и стрелки.
Дети отвечают на вопрос.
Слушают педагога, смотрят на экран.
Дети находят на экране людей разных национальностей.
Дети читают названия национальностей.
Составляют план-схему путешествия.
Интерес детей к теме многонациональности России, поликультурности страны
3. Этап появления новых знаний (в процессе подвижной игровой деятельности) 20 мин
Демонстрация слайдов экрана с сопровождающим рассказом о национальности.
Знакомство детей с правилами игры.
Демонстрация слайдов экрана с сопровождающим рассказом о национальности.
Знакомство детей с правилами игры
Демонстрация слайдов экрана с сопровождающим рассказом о национальности.
Знакомство детей с правилами игры
Педагог: А теперь в путь! Давайте посмотрим на ваш план-схему: с какого народа начинаем?
Далее, на этом этапе, педагог следует по плану-схеме детей – выбирает на слайде соответствующие иконки с представителями национальностей (нажимает на иконку, на слайде закреплены гиперссылки, предлагает посмотреть на экране национальные особенности. После знакомства с каждым народом дети играют в народную игру под руководством педагога. Слайд 4)
ТАТАРЫ (Слайд 5,6)
Педагог: В основном татары проживают в республике Татарстан. Национальная одежда татар – кулмэк (рубаха-платье, шаровары, головной убор – тюбетейка. Сладости – чак-чак, баурсак, пахлава. Любимый праздник – Сабантуй, связанный с весенним окончанием посадок. В доме, где растут девочки, стоят красные и зеленые сундуки, в которых копят приданое на свадьбу.
Татары очень гостеприимны: даже если они в ссоре с гостем, все равно подадут ему угощения.
Игра «Продаём горшки» (Приложение 2 №1)
УДМУРТЫ (Слайд 7,8)
Проживают в Удмуртской республике.
Национальная одежда: у женщин – рубаха, халат с рукавами с разрезами, пояс; у мужчин – косоворотка, синие штаны. Головной убор – чалма.
Удмуртский дед мороз – Тол Бабай. Женщины любят украшения – бусы, браслеты, серьги, монеты.
Национальные блюда: табани – лепешки, похожие на блины; пельмени, перепечи – открытые пирожки.
Игра «Догонялки» (Приложение 2 №2)
ЯКУТЫ (Слайд 9,10)
Проживают в Сибири.
Жилище якута – юрта. Национальная одежда: верхняя одежда из шкуры оленя, обувь – унты; одежда украшается вышивкой из бисера.
Якуты кушают конину, говядину, оленину.
Кумыс – кисломолочный напиток из молока кобылы.
Игра «Льдинки, ветер и мороз» Дети смотрят на магнитной доске на план-схему, отвечают на вопрос.
Слушают педагога, смотрят на экран, задают вопросы.
Играют в игру с педагогом.
Слушают педагога, смотрят на экран, задают вопросы.
Играют в игру с педагогом.
Слушают педагога, смотрят на экран, задают вопросы.
Играют в игру с педагогом. Дети вовлечены в образовательный процесс, интересуются новыми знаниями, уточняют интересный материал.
Формирование регулятивных УУД – умение планировать последующую деятельность.
Дети активно играют в народные игры, запоминают их правила.
4. Этап закрепления полученных знаний 3 мин
Беседа
Интерактивная игра на экране Педагог: Замечательное путешествие мы совершили, вам понравилось?
Педагог: предлагаю, ребята, поиграть в игру на экране.
Вам будут предложены иллюстрации национальных блюд, костюмов. Нужно определить, к какому народу это относится : к татарам, к удмуртам или к якутам (Слайд 11) Отвечают на вопрос педагога
Играют в интерактивную игру «Угадай, чьё»
Дети демонстрируют полученные знания в интерактивной игре
5. Рефлексия 2 мин Вопрос
Постановка задания Педагог: Где вы сегодня побывали? С какими народами познакомились? Какая подвижная игра больше всего запомнилась? В какую игру было сложно играть? Какой народ вам показался интереснее других?
Педагог: на следующем занятии мы продолжим знакомиться с культурным наследием многонациональной России, поиграем в народные игры. (Слайд 8) А я хочу попросить вас узнать у родителей, есть ли у вас родственники не русской национальности. Если есть, то пусть мамы и папы расскажут вам о них. До новых встреч! Дети пробуют анализировать свою деятельность на протяжении занятия, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Формирование предпосылок коммуникативных УУД – высказывание своего мнения