МААМ-картинки

Традиции народов России для детей старшего дошкольного возраста

Анна Сердакова
Традиции народов России для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мероприятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Путешествие по многонациональной России»

Сердакова Анна Степановна

воспитатель

МДОУ «Детский сад №55»

г. Ярославль, 2020 год

Пояснительная записка

Публикация «Традиции народов России для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании детей как инструменте и принципе образовательной политики. Проблема воспитания патриотизма, толерантности в отношениях между нациями и народностями нашей страны на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Период дошкольного детства - самый ответственный период, поскольку определяются основы гражданственности, нравственности, духовности.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.

Необходимо расширять представления детей о своей стране – России, знакомить детей с многонациональной культурой народов России, стимулировать интерес детей к событиям, происходящим в стране.

Я провела опрос среди детей старшей дошкольной группы и определила низкий уровень знаний о народах России, их традициях. Дети не смогли назвать национальности людей, проживающих в нашей стране.

В рамках темы «Традиции народов России» мною были разработаны конспекты трех занятий:

1. Конспект занятия по познавательному развитию «Наша многонациональная страна», в рамках которого дети знакомятся с понятием «национальность», «культура народа», «традиция»;

2. Конспект комбинированного занятия «Путешествие по многонациональной России», представленный ниже;

3. Конспект интегрированного занятия «Туристическое агентство «Путешествие по России»

Проведенные занятия заинтересовали детей. Появился выраженный интерес к народам России, дети в сюжетно-ролевой игре стали чаще использовать кукол разных национальностей, предложили проведение развлекательного мероприятия в рамках данной темы.

Представленный ниже конспект мероприятия с детьми предполагает форму занятия по познавательному развитию с включением подвижной игровой деятельности. Информация о разных народах подается словесно наглядно, посредством мультимедийной презентации. Все это позволяет детям «окунуться» в культуру народов, познакомиться с интересными народными играми.

Методическая разработка мероприятия с детьми

на тему: «Путешествие по многонациональной России»

Предполагаемый возраст детей : 5-6 лет, подготовительная группа

Тип занятия: комбинированное

Форма: занятие-путешествие с подвижной игровой деятельностью

Взрослая цель: формирование интереса детей к национальностям России

Детская цель: путешествие по России с целью знакомства с разными народами.

Задачи:

1. Обучающие: познакомить детей с народами, проживающими на территории России, дать представление о национальной одежде, жилищах, традициях народов России.

2. Воспитательные: воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

3. Развивающие: развивать умение составлять план-схему своих действий, развивать умение классифицировать информацию, продолжать развивать умение играть в игру по правилам.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, магнитная доска, материал для магнитной доски (Приложение 1, материал по подвижным играм (Приложение 2)

Предварительная работа: детям предварительно необходимо дать понятия «национальность», «культура», «традиция»; показ карты России.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Ход мероприятия:

Этап время Педагогический инструментарий Содержание пед. взаимодействия Прогнозируемый результат

Деятельность педагога Деятельность детей

1. Организационный 2 мин Педагог приглашает ребят встать в круг.

Педагог: Я приглашаю вас, друзья, в путешествие по стране!

Уверена, будет интересно и вам, и мне!

Много народов в России живёт,

И каждый народ свои традиции несёт.

Мы сегодня в народные игры поиграем,

И вместе много нового узнаем.

Готовы отправляться в путешествие? (Слайд 1) Встают в круг. Отвечают на вопрос педагога. Вовлечение детей в образовательную деятельность, позитивный настрой детей

2. Мотивационный этап 5 мин Беседа

Беседа

Демонстрация слайда презентации

Постановка задания

Педагог: Ребята, а какие вы знаете национальности, кроме русских?

Педагог: Россия - многонациональная страна. В ней живут русские, татары, чеченцы, чуваши, казахи, удмурты и другие народы. (Слайд 2)

И у каждого народа свои традиции, свои национальные праздники, своя национальная одежда, своя национальная еда, свои национальные игры. Всё это - богатство народа, общая культура России (Слайд 3)

Педагог: На экране вы видите представителей трех национальностей нашей страны, они приглашают вас в гости, поиграть. Прочитайте, пожалуйста, кто умеет, названия национальностей. (Слайд 4)

Педагог: Я предлагаю вам подойти к магнитной доске : составьте, пожалуйста, план- схему, по которому будет наше сегодняшнее путешествие: здесь есть обозначения народов с названиями и стрелки.

Дети отвечают на вопрос.

Слушают педагога, смотрят на экран.

Дети находят на экране людей разных национальностей.

Дети читают названия национальностей.

Составляют план-схему путешествия.

Интерес детей к теме многонациональности России, поликультурности страны

3. Этап появления новых знаний (в процессе подвижной игровой деятельности) 20 мин

Демонстрация слайдов экрана с сопровождающим рассказом о национальности.

Знакомство детей с правилами игры.

Демонстрация слайдов экрана с сопровождающим рассказом о национальности.

Знакомство детей с правилами игры

Демонстрация слайдов экрана с сопровождающим рассказом о национальности.

Знакомство детей с правилами игры

Педагог: А теперь в путь! Давайте посмотрим на ваш план-схему: с какого народа начинаем?

Далее, на этом этапе, педагог следует по плану-схеме детей – выбирает на слайде соответствующие иконки с представителями национальностей (нажимает на иконку, на слайде закреплены гиперссылки, предлагает посмотреть на экране национальные особенности. После знакомства с каждым народом дети играют в народную игру под руководством педагога. Слайд 4)

ТАТАРЫ (Слайд 5,6)

Педагог: В основном татары проживают в республике Татарстан. Национальная одежда татар – кулмэк (рубаха-платье, шаровары, головной убор – тюбетейка. Сладости – чак-чак, баурсак, пахлава. Любимый праздник – Сабантуй, связанный с весенним окончанием посадок. В доме, где растут девочки, стоят красные и зеленые сундуки, в которых копят приданое на свадьбу.

Татары очень гостеприимны: даже если они в ссоре с гостем, все равно подадут ему угощения.

Игра «Продаём горшки» (Приложение 2 №1)

УДМУРТЫ (Слайд 7,8)

Проживают в Удмуртской республике.

Национальная одежда: у женщин – рубаха, халат с рукавами с разрезами, пояс; у мужчин – косоворотка, синие штаны. Головной убор – чалма.

Удмуртский дед мороз – Тол Бабай. Женщины любят украшения – бусы, браслеты, серьги, монеты.

Национальные блюда: табани – лепешки, похожие на блины; пельмени, перепечи – открытые пирожки.

Игра «Догонялки» (Приложение 2 №2)

ЯКУТЫ (Слайд 9,10)

Проживают в Сибири.

Жилище якута – юрта. Национальная одежда: верхняя одежда из шкуры оленя, обувь – унты; одежда украшается вышивкой из бисера.

Якуты кушают конину, говядину, оленину.

Кумыс – кисломолочный напиток из молока кобылы.

Игра «Льдинки, ветер и мороз» Дети смотрят на магнитной доске на план-схему, отвечают на вопрос.

Слушают педагога, смотрят на экран, задают вопросы.

Играют в игру с педагогом.

Слушают педагога, смотрят на экран, задают вопросы.

Играют в игру с педагогом.

Слушают педагога, смотрят на экран, задают вопросы.

Играют в игру с педагогом. Дети вовлечены в образовательный процесс, интересуются новыми знаниями, уточняют интересный материал.

Формирование регулятивных УУД – умение планировать последующую деятельность.

Дети активно играют в народные игры, запоминают их правила.

4. Этап закрепления полученных знаний 3 мин

Беседа

Интерактивная игра на экране Педагог: Замечательное путешествие мы совершили, вам понравилось?

Педагог: предлагаю, ребята, поиграть в игру на экране.

Вам будут предложены иллюстрации национальных блюд, костюмов. Нужно определить, к какому народу это относится : к татарам, к удмуртам или к якутам (Слайд 11) Отвечают на вопрос педагога

Играют в интерактивную игру «Угадай, чьё»

Дети демонстрируют полученные знания в интерактивной игре

5. Рефлексия 2 мин Вопрос

Постановка задания Педагог: Где вы сегодня побывали? С какими народами познакомились? Какая подвижная игра больше всего запомнилась? В какую игру было сложно играть? Какой народ вам показался интереснее других?

Педагог: на следующем занятии мы продолжим знакомиться с культурным наследием многонациональной России, поиграем в народные игры. (Слайд 8) А я хочу попросить вас узнать у родителей, есть ли у вас родственники не русской национальности. Если есть, то пусть мамы и папы расскажут вам о них. До новых встреч! Дети пробуют анализировать свою деятельность на протяжении занятия, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Формирование предпосылок коммуникативных УУД – высказывание своего мнения

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«День России». Сценарий праздника для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста«День России». Сценарий праздника для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - создавать условия для расширения знаний о символах России (флаг,.

Конспект беседы «Народные традиции. Татьянин день» для старшего дошкольного возраста Татьянин день- народные традиции 25 января,замечательный праздник - Татьянин день! И как любой другой праздник,Татьянин день,тоже имеет.

Фотоотчет о развлечении для детей старшего дошкольного возраста «А мы отмечаем День России!»Фотоотчет о развлечении для детей старшего дошкольного возраста «А мы отмечаем День России!» Дорогие МААмовцы! Мы спешим тоже Вас всех поздравить с замечательным праздником нашей страны:"С Днем России!" "На свете много разных стран,.

Фотоотчет занятия для детей старшего дошкольного возраста «С днем рождения флаг России!»Фотоотчет занятия для детей старшего дошкольного возраста «С днем рождения флаг России!» Традиционно в Детском саду № 135 «Аленький цветочек» проводилось поликультурное занятие с целью закрепления знаний детей о флаге России,.

«Ярмарка подвижных игр народов Поволжья». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста Дети входят в зал с песней: Тетушка Деленка Вот такая рукоделенка Собирала возле речки ягоды, грибы На корыте выезжала из избы Шила платье.

Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости,.

Конспект проведения комплексного занятия «Дружба народов» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект проведения комплексного занятия «Дружба народов» для детей старшего дошкольного возраста Задачи – Воспитывать у детей любовь и уважение к людям разных национальностей. Расширять знания об их жизни, обычаях. Развивать способность.

Конспект традиции «Встреча с интересными людьми» с детьми старшего дошкольного возраста «Наш друг — врач-стоматолог»Конспект традиции «Встреча с интересными людьми» с детьми старшего дошкольного возраста «Наш друг — врач-стоматолог» Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом проведения традиции "Встреча с интересными людьми"." Наш друг- врач-стоматолог"с детьми старшего.

Отчёт по проекту «Приобщение детей старшего возраста к ценностям культуры народов Дона»Отчёт по проекту «Приобщение детей старшего возраста к ценностям культуры народов Дона» ПРОЕКТ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. Отчёт по проекту «Приобщение детей старшего возраста к ценностям культуры народов Дона"Автор.

Стихи ко Дню России для детей старшего дошкольного возрастаСтихи ко Дню России для детей старшего дошкольного возраста 1. Я люблю свою Россию. Я люблю ее простор. Где ветра под небом синим, Развевают триколор. Где поля, моря и горы И бескрайние леса. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиции народов России для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 17:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиции народов России для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сердакова (УИ 1367347) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД