Ольга Файзулина
Конспект занятия «Толерантность — путь к миру»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Страна Толерантность-путь к миру»
Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.
Публикация «Конспект занятия „Толерантность — путь к миру“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
Значимость игры состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить воспитанников толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию детей, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.
Цель игры: Воспитание культуры общения, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Задачи:
Обучающие:
1) Знакомство детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;
2) Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;
Развивающие:
3) Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
4) Развитие творческого потенциала воспитанников.
Воспитательные:
6) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
7) Формирование атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки в группе.
8) воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Методы работы:
Беседа, игра, упражнения, музыко-терапия, работа в группах, диагностическая методика, творческие задания.
Материалы и оборудование:
• CD-проигрыватель, музыкальное оформление: песни - Лезгинка", "Паровоз из Букашкино" «Дорога добра», «Дружба» в исп. гр. Барбарики,; "Улыбка".
Структура занятия :
1) Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.
2) Второй этап – теоретическо-практический: знакомство с темой игры, игровые и творческие задания;
3) Третий этап - заключительный: рефлексия занятия.
В результате занятия дети смогут :
формулировать и понимать, что значит понятие "толерантность"; пояснять, почему терпимость является необходимым условием сохранения мира (в коллективе, в обществе, в мире);
прогнозировать, разрабатывать и претворять в жизнь пути решения конфликтов;
выражать собственную позицию.
При проведении и реализации таких игр я жду от воспитанников следующих результатов:
• понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают;
• развития терпимости и уважения к разным людям;
• формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;
• умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;
• развития творческого потенциала.
Ход проведения игры:
Первый этап
- Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада, что мы собрались здесь, сегодня все вместе. Ведь всего через несколько минут, мы отправляемся на волшебном автобусе в город, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям – город Толерантность.
- Город Толерантность. Что это означает? Что скрывается за воротами этого города, нам предстоит сегодня узнать. Путешествуя по городу Толерантности, мы отдохнём, поиграем и споём, а главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.
На пути нам встретятся необычные улица Дружбы народов, улица Взаимопонимания, площадь Согласия и улица Крылатых выражений. И первая улица на нашем пути – улица Дружбы народов.
Вы знаете, что приветствия разных стран особенные. Я приглашаю вас всех в центр. Представьте себе, что вы встретили на привокзальной площади приятеля из другой страны и я предлагаю всем вам под звучащую музыку поздороваться, используя разные способы приветствия своих товарищей.
- Задание понятно?
Задание 1: Демонстрация приветствий разных стран. воспитанники получают карточки с приветствиями из разных стран и выполняют действия.
• сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
• потереться носами (Новая Зеландия);
•пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
• крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
• показать язык (Тибет);
• очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Итак, начали…
(звучит песня группы Семицветик - «Дети земли»)
- У всех получилось? Интересно было?. Спасибо.
Есть ценности, которые существуют независимо от человека: небо, природа, солнце, – и ценности, непосредственно связанные с человеком и его жизнедеятельностью. Все они помогают человеку не только жить, но и стать лучше – духовно, нравственно более совершенным. Вот, например, ДРУЖБА. Какое хорошее, доброе слово! Наверно, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Дружба – это бесспорная общечеловеческая ценность!
- Кто с кем может дружить?
Дружить могут дети и взрослые, люди на разных концах Земли, дружить могут народы разных стран. Многие народы в нашей стране и в нашем крае живут в мире и согласии, помогают друг другу в беде, вместе празднуют радостные события. В народе говорят:
«Если дружба велика – будет Родина крепка»
«Народная дружба и братство дороже всякого богатства»
Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов, нападавших на Россию.
- Чтобы понимать друг друга, не враждовать, мы должны проявлять доброту, гуманность, милосердие, терпение.
слово «Толерантность»
Толерантность – это милосердие
Толерантность – это доброта души
Толерантность – это сострадание
Толерантность – это уважение
Толерантность – это дружба
Толерантность – это терпение
Наше путешествие продолжается, и мы попадаем на улицу
УЛИЦА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Только здесь нас ждет еще одно небольшое испытание.
Разожми кулачек
Ребята разделитесь по парам и один из вас должен зажать кулачек. а другой всеми способами должен его разжать. Только не поцарапайте друг друга!
Ну что? У кого получилось разжать кулачек друга? Сильные у нас ребята. А кто нибудь просто попросил «Катя, разожми пожалуйста кулачек!»?. Отсюда важное правило- будьте вежливыми. И почаще говорите СПАСИБО и ПОЖАЛУЙСТА.
Будете говорить вежливые слова? Молодцы! А слушать их вдвойне приятней. Сейчас мы поиграем. Только будьте внимательны! Я буду просить вас сделать что-нибудь а вы это исполняете, только если я говорю вежливое слово
Игра пожалуйста
1. встаньте
2. пожалуйста похлопайте в ладоши
3. потопайте
4. будьте так добры- потопайте
5. встаньте пожалуйста
6. назовите свое имя
7. будьте так любезны назовите свое имя
8. встаньте… пожалуйста
9. подойдите ко мне
10. пожалуйста похлопайте все в ладоши
Молодцы ребята. Правила вежливости вы знаете. Двигаемся дальше!
и вот мы приехали на следующую улица Загадок
Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: “Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать.
Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать.
• Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
• Кто быть вежливым желает,
Старушке место уступает?
• Кто опрятный и весёлый
Спозаранку мчится в школу?
• Кто из вас идет по школе,
Обдирая стены в холле?
• А во вчерашний понедельник,
Кто был грубый и бездельник?
• Сколько будет пятью пять,
Кто мне сможет подсказать?
• Малышей кто обижает,
Им учиться лишь мешает?
• Ну, а кто всегда поможет,
Друга вызволить кто сможет?
Звучит песня Барбарики «Мы – друзья»
Давайте поиграем с вами в игру «Это здорово!»
Давайте мы все сейчас встанем, и по очереди будем говорить о любом своем положительном качестве, умении или таланте. Например: «Я умею танцевать»; «Я умею садиться на «шпагат»; «Я умею быстро мыть полы». В ответ на каждое такое высказывание все те, кто слушает, должны хором отвечать: «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.
- Скажите, чему нас учит эта игра?
-Правильно, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то умеет хорошо танцевать, отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то вышивать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, но нам хорошо вместе. И каждый из вас нам нужен! Поэтому мы должны ценить и любить друг друга, то есть быть толерантными по отношению друг к другу, мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова.
-Вы поняли, что такое толерантность? Сейчас мы это проверим.
Предлагаю группе собрать цветок толерантности. На лепестках написаны качества человека, вы должны выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет:
уважение мнения и прав других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе (сотрудничество)
уважение человеческого достоинства
чуткость
милосердие
сострадание
прощение
принятие другого таким, каким он есть
жестокость
неуважение
эгоизм
нетерпимость
пренебрежение
зависть
равнодушие
агрессивность
Мы дальше отправляемся на прогулку, и следующая улица на нашем пути - улица Согласия
Ведущая: Здесь собрались все жители. Но на этой улице Согласия хотят жить и герои сказок и мультфильмов. Давайте вместе решим пускать их или нет.
игра «Толерантный герой или нет»
Если герой добрый, то ребята должны хлопать в ладоши
если нет- топать ногами.
1. лунтик
2. винни-пух
3. баба-яга
4. русалочка
5. гуси-лебеди
6. король-лев
7. кощей бессмертный
8. дед мороз
9. шаманханская царица
10. буратино
11. малефисента
12. снегурочка
13. шрэк
Ребята, так какой же все-таки шрек? Толерантный или нет? Нет- потому что он был нетерпим к некоторым героям.
УЛИЦА КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.
«Терпением мы можем добыть больше, чем силой» - Э. Берн, психолог и психиатр.
«Каждая нетерпимость есть знак слабости» - Н. Рерих, художник
Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой
И вот мы снова в стенах детского сада! Ребята, вы запомнили что такое толерантность?
Толерантность- означает уважать других, несмотря на различия,
и быть внимательными друг к другу.
Сегодня мы с вами путешествовали по улицам, которых вы не найдете на карте, но найдете в своем сердце, душе, мыслях – по городу Толерантности. Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч.
Давайте хором весело скажем:
Если каждый будет друг другу терпим
Мы сделаем вместе толерантным наш мир!
Ну а сейчас я предлагаю станцевать заключительный танец доброты.
ТАНЕЦ БАРБАРИКИ «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?»