Екатерина
Квест «Ткань и её свойства»
▼ Скачать
Квест : «Ткань и её свойства»
Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.
Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире; обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении; формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения; Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Развивать и активизировать речь детей. Воспитывать мотивацию к познавательной деятельности.
Публикация «Квест „Ткань и её свойства“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Свойства материалов и веществ
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
Оборудование: Красивый мешочек, из непрозрачной ткани, маршрутный лист, клубок шерстяных ниток, катушка натуральных ниток, иллюстрации: хлопчатник, тутовый шелкопряд, овца породы «Меринос», стрижка верблюда, памятка «Правила эксплуатации изделий из ткани», видео «Как отличить натуральные ткани от синтетических», видео «Как выращивают хлопок», изделие из ткани с ярлычком, образцы тканей (10*10 см).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, тема нашего занятия «Ткань и её свойства». Предлагаю начать её с игры «Чудесный мешочек». Ваша задача - на основе тактильных ощущений определить что лежит внутри. (Дети выполняют задание, описывают свои ощущения, впоследствии угадывают лежащие внутри предметы: клубок шерстяной пряжи и катушку натуральных нитей).
- Как же связаны эти предметы с нашей темой? Давайте по очереди выскажем свои предположения. (Дети высказывают предположения, правильная из которых – ткань состоит из нитей). Представляете, сколько нужно нитей для изготовления полотна ткани, это очень кропотливая и трудная работа, которая требует много времени и сил.
- Задание выполнено, теперь вы получаете маршрутный лист с последующими заданиями:….
Виды тканей и их свойства
Как отличить натуральные ткани от синтетических
Сортировка тканей
Правила эксплуатации одежды из определённых видов тканей.
Первое задание из «Маршрутного листа» :
-Ответьте мне на вопрос: какие виды тканей бывают? (Дети высказывают предположения, правильное из которых – синтетическая и натуральная).
- Натуральная ткань – это ткань выполнена из растительных материалов, а синтетические (исскуственные) ткани выполнены из материалов, полученных химическим способом, в лабораториях, с использованием химически активных веществ).
- Различают 4 вида натуральных тканей : хлопок, шерсть, шёлк и лён, все остальные ткани – это вариации смешивания вышеперечисленных, например, трикотаж. Очень много одежды мы носим из этого материала. Трикотаж – это вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной ткани.
- Хлопчатобумажную ткань изготавливают из хлопка, который растет на полях в жарком климате. Хлопчатник похож на коробочки с ватой (показ картинки на экране). Из такой ваты делают тонкие нити, а уже из них ткут ткань. Из хлопчатобумажной ткани портные шьют футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду. (типичный пример хлопка - вата).
- Ткать шерстяную ткань, очень теплую люди научились из шерсти животных: барана (в приоритете порода «Меринос», верблюда). Из такой теплой ткани в основном шьют теплую одежду: пальто, кофты, одеяла.
– А кто-нибудь знает, как делают шелк? Шелк дают специальные гусеницы шелкопряды. (Показ картинки.) Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд шелковую нить. Таких гусениц специально разводят. Питаются они листьями одного дерева -Тутового, оно растет только в теплолюбивых странах. Шелк приятен на ощупь, в одежде из шелка не жарко летом.
- Лен растет отдельными стебельками, когда он отцветет, его срезают и сушат на солнце, колотят, треплют, прядут льняные нити, из них ткут ткань. Именно в одежде из льняной ткани легче переносится жара.
-Все натуральные ткани сначала выбеливают, а потом наносят орнаменты, красят в различные цвета.
- Существует мнение, что в одежде из натуральных тканей человек чувствует себя комфортнее : они позволяют коже дышать, следовательно не затрудняют терморегуляцию, защищают от перегрева, особенно в жаркую погоду. Но не всегда удобны в эксплуатации, т. к некоторые, например, лён, сильно мнутся, а шерстяные изделия – тяжёлые. В спорте удобнее пользоваться одеждой из синтетики: она не впитывает пот, быстро сохнет после стирки, долговечна при носке, не мнутся.
- Мы выполнили первое задание, узнали какие ткани бывают и как их получают. Переходим ко второму заданию, прочтите его. (Как отличить натуральные ткани от синтетических). Кто-то владеет информацией на эту тему (Ответы детей). Предлагаю присесть на стульчики и просмотреть видео на эту тему : https://www.youtube.com/watch?v=0mxX2EZGPQk
-Итак, самый распространённый способ проверки вида ткани – сжигание. Мы его не можем повторить в ДОУ в целях нашей безопасности, а поверим увиденному на экране. Но мы можем использовать в нашем эксперименте другие способы, безопасные и не менее эффектиные : с помощью тактильных и зретельных восприятий, т. е. на ощупь и детальное рассматривание. Если сложить пополам кусок синтетической ткани и попробовать их потереть друг о друга, то услышим характерный хруст, сильный шорох. Так же синтетическая ткань имеет сильно- или слабовыраженный блеск.
Натуральная ткань не шуршит и не блестит.
- Теперь мы должны от теории перейти к практике и выполнить третье задание : сортировка тканей. Пройдите к столу с образцами тканей и разделите их на две группы : синтетические и натуральные. (командная работа).(После выполнения дети рассаживаются на специально приготовленные стульчики).
-Теперь я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию на поле, на котором выращивают хлопок. https://www.youtube.com/watch?v=MT2tk6CVYjw
-Мы выполнили задания. Теперь ответьте на вопрос :
- для чего нам нужна ткань? (Ответы детей)
- Одинаковый уход нужен за каждым видом ткани или он чем-либо отличается? (Отличается).
- Конечно уход за каждым видом ткани существенно отличается. Поэтому при пользовании изделиями из ткани следует это учитывать. Как нам узнать, каким образом следует ухаживать за ними? (Ответы детей).
- Чтобы облегчить нам работу в этом направлении, производители изделий из ткани сделали нам подсказку в виде ярлычка, вшитого на изнаночную сторону. (Демонстрация ярлычка изделия). Может кто-то знает из детей, как расшифровать эти схемы?
- Посмотрите на экран, там приведены некоторые правила эксплуатации и давайте попробуем прочесть информацию по уходу заданным изделием.
- Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного? (Ответы детей)
(Производство тканей – трудный, кропотливый, процесс, требующий много времени и сил, поэтому наша главная задача – беречь то, что имеем, правильно пользоваться и ухаживать за ними.)
- Каждому из детей я раздам памятку со схемами ухода за изделиями из тканей, которыми вы можете пользоваться самостоятельно или поделиться с товарищами в группе. Так же я даю вам домашнее задание : посмотреть мультфильм «Как рубашка в поле выросла», по мотивам рассказа К. Ушинского, из которого вы узнаете о том, как выращивают и обрабатывают лён
- Было ли наше занятие для вас полезным? Узнали ли вы что-то новое?
Благодарю всех за работу. (Раздача памяток).