Эльвира Евграфова
Тимбилдинг для воспитателей «Вместе не страшно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Вместе не страшно!
Цель: формирование навыков успешного взаимодействия коллектива в
различных ситуациях,
повышение уровня доверия и заботы между членами коллектива;
настрой участников на рабочую обстановку;
создание благоприятного социально-психологического климата в
коллективе.
Место проведения: музыкальный зал.
Время проведения: 40-45 минут.
Ведущий: педагог-психолог.
Темочки:
Ход тимбилдинга
1. Вступительное слово ведущего: Здравствуйте, коллеги! В одном климате растение может расцвести, в другом – засохнуть. Так в трудовом микроклимате: при одних условиях люди чувствуют себя легко и комфортно, стремятся к общению, при других ощущают беспокойство, неудовлетворенность, хотят проводить на своем рабочем месте меньше времени. Построение отношений в трудовом коллективе можно сравнить со строительством дома. Из каких материалов он будет построен, таким он и будет. От того, как он построен, зависит, будет ли это избушка на курьих ножках или роскошный дворец. То же происходит и с отношениями. Представьте, что команда – это здание. Его фундамент, строительные материалы – это качества характеров коллектива, настроение, готовность прийти на помощь, поддержка и теплота или обратные им – замкнутость, недоверие и т. д. Есть одна важная особенность – педагогический коллектив строит этот дом совместно. Это и есть команда. У слова «команда» существует множество синонимов – «группа», «коллектив» и т. д., но есть одно большое НО… Германо-американский психолог К. Левин объяснил отличие слова «команда» от вышеперечисленных синонимов через «взаимозависимость». Он говорил о том, что команда – это нечто большее, чем сумма ее членов. Команда – это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они смогли бы сделать по отдельности. На Западе очень популярна такая яркая арифметически выраженная метафора: 1+1=5. Эта формула, означающая, что два человека вместе могут сделать гораздо больше, чем поодиночке, хорошо воспринимается. Смысл командообразования заключается в том, чтобы сделать из простой суммы элементов упорядоченную систему.
2. Игра «Успешная команда»
Цели: командное сплочение и осознание каждым участником собственной включенности в общий процесс.
Перед началом игры следует подготовить раздаточный материал, на котором обозначить основные критерии эффективной команды:
1. Взаимовыручка.
2. Высокая мотивация всей команды к успеху.
3. Желание учиться новому.
4. Креативность.
5. Мобильность – умение изменяться, принимать чужую точку зрения.
6. компетентность, профессионализм.
7. Организованность.
8. Самореализация каждого члена команды.
9. Чувство юмора.
Эти критерии оформляются в виде «кирпичиков» - как строительный материал для построения единой команды – на листе бумаги, где каждый «кирпичик» можно будет отрывать (для первой части задания, а также крупнее – на картоне (для второй части задания).
Инструкция. Из определенного количества критериев-«кирпичиков» необходимо выбрать один наиболее важный, без которого невозможно успешное построение команды. Участникам нужно оторвать от листа «кирпичик» с важным критерием и положить в общую коробку, которой можно придать форму здания. Ведущему важно отметить, что необходим «кирпичик» от каждого из участников, поскольку все они так или иначе участвуют в строительстве общего «здания».
Пока помощники помогают подсчитать, из каких критериев, по мнению педагогов, строится успешная команда, педагог-психолог проводит вторую игру.
3. Игра «Интуиция»
Упражнение позволяет подвигаться, «проснуться» и одновременно настроиться на рабочий лад.
Цель: командообразование.
Инструкция:
• Сядьте, пожалуйста, на кончик стула так, чтобы вы могли легко встать – одним движением.
• Я буду называть число. Ваша задача – после того, как число будет названо, из группы должно встать количество людей, соответствующее названному мной числу.
• Вставать нужно одновременно, сразу же после того, как будет названо число. Если кто-то запоздает – задание считается невыполненным.
• Во время выполнения задания договариваться и каким-то образом контактировать друг с другом (перешептываться, переглядываться) нельзя. Каждый работает самостоятельно, полагаясь на анализ ситуации и интуицию.
• Команда выигрывает, если три раза подряд выполняет задание без ошибок.
Готовы?
Далее ведущий называет число в рамках общей численности группы и следит за выполнение правил игры. Если кто-то запаздывает или, приподнявшись, вновь садится – это считается за ошибку.
4. Игра «Визуальный испорченный телефон»
Цель: разделять сложную информацию на простые и легко воспроизводимые куски.
Инструкция. Участникам необходимо встать в пары, спина к спине, и боком друг к другу так, чтобы они образовали полукруг. Попросите всех участников закрыть глаза. После чего ведущий просит открыть глаза первого участника и показывает ему небольшую сценку или какое-то ежедневное занятие (один раз). Это может быть что угодно, от похода в прачечную, до доставки пиццы или посещения бассейна. После этого первый участник просит открыть глаза второго и показывает сценку ему. Так происходит, пока мы не дойдем до последнего участника, который должен будет показать сценку всем.
Когда ведущий демонстрирует оригинальную сценку, вся группа видит множество различий и обычно это самая веселая часть упражнения. Затем ведущий показывает, как участники могли передать ту же сценку, если бы разбили ее на несколько маленьких и очень четких шагов.
Например, войти в прачечную, загрузить стиральную машину, насыпать порошок и т. д. Это веселое упражнение с серьезным смыслом. Если вы работаете со сложной проблемой, разбейте ее на несколько простых шагов и, скорее всего, вы придете к успешному решению.
5. Игра «Коллективный счет»
Эту игру любят люди любого возраста, от дошкольников до взрослых людей. Она очень простая и сложная одновременно.
Задание: следует всего лишь досчитать до 10. Хитрость состоит в том, что считать нужно коллективно: один говорит – 1, другой говорит – 2 и т. д. договариваться о порядке счета нельзя. Если цифру одновременно произносят два или более человек, счет начинается сначала. Психологический смысл упражнения: Это игра помогает членам команды понять друг друга без слов, почувствовать друг друга для достижения общей цели. Игра показывает, насколько каждый человек важен в команде, насколько важно каждое сказанное вовремя слово. Подведение итогов.
6. Подведение итогов первой игры
После того как участники тренинга сплотились в единую команду для достижения общей игровой цели, необходимо озвучить результаты первой игры. Важной показать, что каждый голос внес вклад в построение команды и был учтен. Чем выше «кирпичики», тем меньше по значимости они были для сотрудников, и наоборот.
В итоге участникам тимбилдинга наглядно представляется модель общего дома – основа успешной команды.,
Ведущий: «процесс построения команды – взаимный, иначе он не имел бы смысла. Члены одной команды должны понимать, что в этом процессе мы не только вкладываем, но и приобретаем как минимум положительные эмоции и условия, в которых приятно работать.
Во многом это зависит от руководителя – человека, который ведет за собой весь коллектив. Сплоченная команда – высшее достижение эффективного руководителя.
Закончить выступление можно фразой: «Лучше быть вместе – вместе быть лучшими!». До свидания!