Лилия Егорова
Тико-моделирование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тико-моделирование в ДОУ
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО-моделированию.
Реализация технологии ТИКО-конструирования в ДОУ
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать»
Ян Амос Коменский
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Лилия Николаевна
Публикация «Тико-моделирование в ДОУ» размещена в разделах
Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего ДОУ по внедрению и использованию ТИКО конструктора с детьми дошкольного возраста.
В 2020 году педагоги нашего образовательного учреждения познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали углубленную работу по освоению технологии «ТИКО-моделирования». Данная технология привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников.
Немного истории. С 2002 года НПО "РАНТИС" производит оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО, автор технологии ТИКО-моделирования методист Логинова Ирина Викторовна. Данная технология была основана на практической работе детей с предметно – дидактическим материалом, конструктором ТИКО.
Уважаемые коллеги, знакомы ли вы с данным видом конструктора?
Очень рада за тех кто уже использует данный вид конструктора и на своей практике испытали всю его ценность в работе с детьми, думаю что вам будет интересна и возможно почерпнете что – то новое для себя.
А кто еще не попробовал работать с ТИКО - конструктором, тогда приглашаю вас вкратце познакомиться с ним.
Итак, что такое же такое ТИКО?
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно (куб – показать развертку) ,позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого (показать).
Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».
Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение. С 2018 года в ТИКО – наборах появились дополнительные детали – колеса, которые делают конструкцию еще и подвижной.
Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д. Играя с конструктором ТИКО, воспитанники нашего детского сада легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к школе.
ТИКО - это :
• Творческие умения
• Интеллектуальные умения;
• Командная работа; коммуникативные умения
• Оригинальность мышления.
Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Задачи конструкторов «ТИКО» :
Образовательная:
• систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
• способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная:
• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
ТИКО конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.
Этапы работы с ТИКО – конструктором :
Знакомить с конструктором необходимо последовательно. От простого к сложному.
- Первое, что мы делали – это рассматривали детали конструктора ТИКО.
Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т. д.
- Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет.
- После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по форме, по цвету.
Задание : Хочу вам предложить задание для детей 2 младшей группы «Рассортировать по цвету», «Рассортировать по размеру».
- Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать.
- Главное при соединении деталей – это правильное их соединение.
- Соединять детали надо под углом.
Сейчас предлагаю вам попробовать соединить детали конструктора (выполнение задания)
Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов
по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается. И еще одно замечание: новые детали конструктора значительно труднее соединять друг с другом, чем детали с которыми уже играли дети.
Задание для слушателей.
Предлагаю вам построить что – нибудь из элементарных предметов, например, дорожку узкую и широкую.
Когда дети уже познакомились с конструктором, с тем как его соединять можно использовать следующие формы работы с конструктором (показ папок) :
- конструирование по полной схеме
- конструирование по контурной схеме
- конструирование с помощью слухового диктанта
- конструирование по образцу
- конструирование по технологической карте
- конструирование по собственному представлению
Работа со схемами очень важна – дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.
Далее, я вам предлагаю немного поиграть, а именно выполнить слуховой диктант. Для этого мы разделились на 4 группы.
1 Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2 К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3 Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4 К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка)
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская). Но мы с Вами можем сделать её объёмной.
Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2 точно таких же фигуры (морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.
Детям подготовительной группы можно предложить
Задания на замещение геометрических фигур
1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.
Создание объемные конструкции. По желанию участников
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх.
Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО - поделка в руках детей оживает. Посмотрите как конструктор можно использовать в театрализованной деятельности.
Давайте полюбуемся на дело рук наших детей. Посмотрите сколько всего красивого и интересного они умеют создавать.