Метелева Анастасия
Развитие исследовательских умений обучающихся 2 класса в процессе реализации проекта «Домашние питомцы»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ»
Метелева А. О., студентка
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов,
специальность «Преподавание в начальных классах», 4 курс
Кочнева Г. Н., преподаватель
Публикация «Развитие исследовательских умений обучающихся 2 класса в процессе реализации проекта „Домашние питомцы“» размещена в разделах
- Домашние питомцы
- Домашние питомцы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Актуальность тема обусловлена тем, что современный человек все чаще включается в поисковую, творческую деятельность, а это возможно при наличии исследовательских умений, развитие которых активно происходит в начальной школе. В этот период максимально активно развивается интеллектуальная сфера ребенка, происходит перемена ведущего вида деятельности, увеличиваются потребности в самовыражении (Божович Л. И., Лисина М. И., Савенков А. И.). В начальной школе внедряется новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который предполагает реализацию интеллектуального, личностного развития, роста компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой и исследовательской работы. Все это выдвигает перед российской системой образования задачу развития исследовательских умений как результата освоения образовательной программы начального общего образования (Асмолов А. Г., Леонтович А. В.).
Проблема развития исследовательских умений привлекала внимание ученых с давнего времени. Один из первых, кто дал определений понятие «исследовательские умения» был Игнаткин Т. В., который говорил об исследовательских умениях как о способности самостоятельно наблюдать, осуществлять опыты и поиск. По мнению А. П. Гладковой понятие «исследовательские умения» непрерывно связано с понятием «исследовательская деятельность». Целесообразность использования этих понятий обосновывается следующими положениями: исследование для человека по своей феноменологии опирается на исследовательское поведение, которое является главной потребностью ребенка; поисковая активность является основой исследовательского поведения, а так же и исследовательской деятельности; учебно-исследовательская деятельность является одним из видов исследовательской деятельности и определяется как специально организованная, познавательно-творческая деятельность, результатом которой является развитие исследовательских умений [1].
Как отмечает Стрельцова В. И., исследовательские умения – это комплекс разнообразных умений, позволяющих реализовывать общие и частные цели исследования, применяя различные способы, и осуществлять исследовательскую деятельность. Исследовательское умение характеризуется сознательным владением совокупностью операций. Операции являются способом осуществления практических, умственных и творческих исследовательских действий, которые входят в состав исследовательской деятельности.
Для развития у младших школьников исследовательских умений в процессе организации проектной деятельности, учителям необходимо: побуждать учеников к самостоятельному определению предмета исследования, побуждать самостоятельно формулировать проблему исследования, деятельность обучающихся должна представлять объект исследования, в своем исследовании необходимо воспроизводить все процедуры научного исследования : поиск и преобразование информации, творческое решение проблемы [2], [4].
В работе рассматривались возможности проектной деятельности для развития исследовательских умений младших школьников. Осуществлялся ряд основных понятий проектной деятельности, рассматривали в методической литературе точки зрения на то, что лежит в основе проектной деятельности. А также различные классификации проектов предложенной Полат Е. С. Занимаясь исследованием проектной деятельности выделили авторские этапы Розанов Л. Л., Николина В. В., Полат Е. С. Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, характерного для современных лидеров политики, бизнеса, искусства, спорта, так как основная идея метода проекта в том, что обучение школьников должно строиться на активной основе, через целесообразную познавательную деятельность, сообразуясь с личным интересом ученика именно в этом знании. Важно показывать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им пригодиться в жизни [5].
Планируется реализация проекта во втором классе по программе «Я исследователь» «Домашние питомцы», в рамках внеурочной работы, которые направленны на развитие исследовательских умений. Целью данной работы: оценка результативности выполнения проектной деятельности, направленной на развитие исследовательских умений.
В нашей работе мы будем опираться на классификацию исследовательских умений, предложенных А. И. Савенковым. Так, автор соотносит развитие исследовательских умений с преодолением соответствующего этапа исследовательской работы. Таким образом, учащийся должен пройти десять шагов к намеченной цели, среди которых актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования); определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти); выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования); выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи); выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования); определение последовательности проведения исследования; сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания); анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы); подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщения по результатам исследования); доклад (защитить результаты публично перед сверстниками, ответить на вопросы).
Следовательно, использование проектной деятельности способствует развитию исследовательских умений младших школьников при соблюдении следующих условий: будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся уровня развития исследовательских умений в проектной деятельности; будет целенаправленное и систематическое включение проектной деятельности, направленное на развитие исследовательских умений младших школьников; формирование положительной мотивации у учащегося к осуществлению проектной деятельности; будут соблюдены этапы проектной деятельности, которые способствуют развития исследовательских умений; будет активная позиция обучающихся в процессе организации исследовательской работы в рамках проектной деятельности; будет использоваться метод «поощрения» при демонстрации высокого уровня исследовательских умений.
Для того, чтобы оценить результативности выбранного средства, направленного на развитие исследовательских умений у младших школьников, отобраны следующие авторские методики, которые соответствуют всем параметрическим характеристикам и позволят собрать достоверную информацию об изучаемом явлении.
1. Методика «Умозаключения» Э. Замбацявичене, Л. Чупров и др.
Цель: исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом.
2. Методика на выявление исследовательского навыка выдвигать гипотезу по модификации методики А. И. Савенкова.
Цель: развитие исследовательских умений выдвигать гипотезу
3. Методика на выявление исследовательского навыка задавать вопросы по модификации методики Н. Б. Шумаковой.
Цель: выявление исследовательский умений задавать вопросы.
Таким образом, исследовательские умения младших школьников стимулируют познавательную активность и любознательность ребенка, активизируют восприятие учебного процесса. В качестве критериев проекта для определения степени сформированности того или иного исследовательского умения у младших школьников могут служить непосредственная готовность учащегося проводить исследование, которая заключается в том, что ученик в той или иной степени овладел исследовательскими умениями и применяет их в своем исследовании.
Список использованных источников:
1. Биктубаева У. М. Развитие исследовательских умений, обучающихся в начальной школе через проектную деятельность// Сборник трудов конференции. 2018.
С 68-70.
2. Бобылева И. И. Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности. URL : https://nsportal.ru/nachalnaya shkola/raznoe/2020/03/20/statya-na-temu-formirovanie-issledovatelskih-umeniy-mladshih.
3. Коваленко О. А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 2. С. 34–37.
4. Лисицина Т. В. Развитие исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность//2020
5. Полат Е. С., Симоненко В. Д. Технология проектной деятельности. 2020. URL : https://abarkinaev-ozr-shkver.edumsko.ru/attestation/post/2037785.
6. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников// М. : Изд. дом «Федоров», 2008. – С. 540.