Альфия Санникова
Программа дополнительного образования по легоконструированию и робототехнике. Конструктивная деятельность в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Санникова А. Х.
Педагог допобразования МАДОУ детский сад 8,
г. Красноуфимск
Пример реализации
программы дополнительного образования
по легоконструированию и робототехнике в дошкольном учреждении
Публикация «Программа дополнительного образования по легоконструированию и робототехнике, Конструктивная деятельность в ДОО» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Актуальность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО и Программы «Уральская инженерная школа». Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предаётся дошкольному воспитанию и образованию, в этот период закладывается все фундаментальные компоненты составления личности ребёнка. Формирование мотивации развития обучения дошкольника, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию. Образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в современном мире. В современной деятельности по робототехнике дети знакомятся с законами реального мира, учатся применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, креативность и сообразительность. Необходимо так выстроить систему дошкольного образования, чтобы она стала подготовительным этапом к дальнейшему освоению науки робототехники. Инженерное образование сегодня – один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере. В системе непрерывного инженерного образования учитывается самая начальная его ступень, когда формируются первоначальные навыки познания мира, экспериментирования – дошкольное образование. Чем эффективней окажется развивающая среда, формирующая основы научного мировоззрения, навыки конструирования, технического творчества, тем более мотивированными будут обучающиеся на получение инженерного образования впоследствии.
С учётом требований к современному дошкольному образованию мной разработана и реализуется «Рабочая программа дополнительного образования по развитию познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества посредством легоконструировния и робототехники. Модуль: легоконструировние. Для детей 4-7 лет. Срок реализации программы три года.»
В основу программы дополнительного образования по легоконструированию и робототехнике для дошкольного учреждения вошли развивающие, игровые и информационно–коммуникативные технологии с использованием легоконструирования и робототехники с постепенным переходом от простого легоконструрования к конструкторам нового поколения с программным обеспечением.
На какой возраст рассчитана программа и как распределена учебная нагрузка по срокам реализации и продолжительностью образовательной деятельности, распределение объёма учебного материала.
Программа разработана на три возрастные группы. Продолжительность образовательной деятельности в средней группе 1 занятие в неделю по 20 минут, в старшей группе 1 занятие в неделю по 25 минут и в подготовительной группе 1 занятие в неделю по 30 минут.
Содержание курса
Год. Возраст детей Содержание Кол-во занятий
1 год. Дети средней группы (4-5 лет) Конструирование на основе простейшего легоконструктора «Машины и механизмы» 5+. 35
2 год. Дети старшей группы (5-6 лет) Конструирование на основе HUNA-MRT 2. Базовый уровень.
35
3 год. Дети подготовительной группы (6-7 лет) Конструирование механических моделей на основе Lego WeDo.
35
Распределение содержания курса учебного материала по уровню сложности и возрастным возможностям детей является одной из главных задач любой программы. Для того чтобы правильно распределить содержание учебного материала необходимо тщательно изучить методическую базу имеющееся в наличии учебное оборудование.
Анализ содержания образовательной деятельности, отличительных особенностей программы дополнительного образования, положительных моментов и сложности возникшие в процессе реализации учебного курса.
На первом году реализации программы в основу взята методическое пособие: Фешина Е. В. Легоконструирование в детском саду. Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 136с. (Библиотека современного детского сада) и комплект заданий, восемь цветных двусторонних карточек с инструкциями, из которых можно сконструировать восемь механических моделей и решить 4 технических задания по изучению механизмов серии легоконструктора «Машины и механизмы» 5+». Первый год является необходимым и успешным подготовительным этапом к освоению более сложных движущихся механизмов, которые дети будут выполнять в старших группах при дальнейшем обучении. Занятия проводятся на основе простейшего легоконструктора Lego education «Машины и механизмы» 5+. В набор входят 102 крупные детали, которые легко скрепляются между собой. В основу которого входят такие детали простых механизмов, как зубчатые колёса, рычаг, ролики, оси, колёса, кирпичики, балки и другое. В процессе использования данного конструктора выяснилось, что его недостаточно для реализации учебного материала, не все сконструированные модели выразительны и передают характер отображаемого предмета. Например, при конструировании животных, не хватает деталей с изображением глаз.
Вторая ступень реализации программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных Всероссийским учебным методическим центром образовательной робототехники (ВУМЦОР) для обучения техническому конструированию на основе образовательных конструкторов «Программное обеспечение HUNA-MRT- Kicky-Basic» на электронном носителе, являющимся приложением к конструктору. Настоящий курс предлагает использование HUNA-MRT 2 как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию. Конструктор отвечает возрастным особенностям и потребностям детей по уровню сложности и развивающим возможностям для детей старшего возраста дошкольников и решает обучающие задачи плавного перехода к сложным механизмам, простейшей робототехнике. Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. Роботы этого уровня не программируются и это плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни. Работа с данным конструктором дарит возможность создавать яркие "Умные" игрушки, наделять их интеллектом, выучить базовые принципы программирования на ПК, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором. Скрепление и отсоединение деталей в данном конструкторе производится с большим физическим усилием, что не совсем отвечает возрастным особенностям детей.
Третий, завершающий этап освоения программы осуществляется детьми подготовительных групп на основе конструкторов нового поколения : LEGO WeDo, Программным обеспечением является книга для учителя «ПервоРобот Lego WeDo» на электронном носителе, приложение к конструктору. Данный набор включает в себя комплект занятий, посвященных разным темам: интересные механизмы, дикие животные, играем в футбол и приключенческие истории. Программа устанавливается на несколько компьютеров, компьютер используется как средство управления робототехнической моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. В комплекте также находятся примеры программ и примеры построения различных роботов. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки, кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик. Комплект заданий Lego WeDo позволяет детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков, предоставляя им инструкции и инструментарий. Важно отметить, что данный конструктор полностью отвечает своими конструктивными возможностями для детей этой возрастной группы.
Данная программа отвечает требованиям целенаправленной систематической подготовки детей дошкольного возраста к освоению более сложных материалов в области конструирования и робототехники и является подготовительным этапом ребёнка к школе. Первыми примерами успешной реализации данной программы являются достижения детей, которые можно проследить на примере результатов участия в различных конкурсах по легоконструированию и робототехнике.