Юлия Тришина
Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе сказки во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) и является одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ.
Публикация «Статья „Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Восприятие сказки дошкольником становится специфической деятельностью ребёнка и является механизмом идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.
Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания с помощью сказки стояла перед педагогами всегда, но в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение
Актуальность - у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чужими нашей культуре установками (современные игрушки, новомодные произведения детской литературы, современные издатели книг и создатели детских мультфильмов). Требуется обновление, совершенствование практики и поиска новых подходов в работе. Акцент - на знание истории и культуры, традиций нашего народа, к которым относятся и сказки. Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания и патриотического с помощью сказки требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Составляющие элементы сказки - компазиция, увлекательность сюжета, образность и забавность, ее яркое дифференцированное противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, дидактизм, особые причинно-следственные связи и явления- доступны пониманию дошкольника. Сказка - незаменимый инструмент формирования нравственно, психически и эмоционально здоровой личности ребенка и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Все сказки можно условно разделить на три категории: бытовые, волшебные и сказки - притчи, а в гендерном отношении их можно условно разделить на три группы: мужские, где главный герой – персонаж мужского пола; женские, где главная героиня – персонаж женского пола; смешанные, где два главных героя – персонажи женского и мужского пола.
Сказки воспитывают в ребенке христианские принципы Православия и используются в православном воспитании для освоения христианских ценностей, понимания христианской веры, принятия Бог- всё это создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации детей. Выбор сказок обусловлен содержанием самих сказок и тех личностных духовно-нравственных качеств, которые мы собираемся формировать у ребенка.
Русская педагогика отзывается о сказках как о воспитательном, образовательном материале и педагогическом средстве, методе духовно- нравственного воспитания детей. Педагогический процесс должен быть мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГТ, с учетом интеграции образовательных областей; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; введение культурных и региональных компонентов.
Принципы работы: учета возрастных особенностей и концентричности, развития личностных качеств ребенка, ценностно-ориентированного подхода, проблематизации, культуросообразности, свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности, тематического планирования материала, наглядности, системности, последовательности, занимательности, опоры на ведущую деятельность, преемственности.
Цели и задачи воспитания : создание условия для формирования у детей основ православного мировосприятия, развития духовно- нравственных и патриотических чувств, представлений (эталонов, норм социальных отношений и моделей поведения; способствование коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей в процессе художественной, творческой и продуктивной деятельности, связанной с духовно- нравственным и патриотическим содержанием сказки; обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Методы и приемы такого воспитания – разнообразные с учетом психологических особенностей дошкольника, включают в себя все виды деятельности; различные технологии точно подобранные для сказочных сюжетов; драматизацию отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы. При работе со сказкой можно использовать приемы - помогающие лучше разобраться в содержании произведения и способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.
В НОД и проводимых мероприятиях применяется метод интеграции, что создает атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Структура занятий традиционна. Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации работы в данном направлении.
Сказкотерапия - самый древний способ и детский метод психологии, в основу нее заложена врачующая способность сказки. Сказочные сюжеты являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека. Специальные условия: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни; учет в каждом конкретном случае индивидуальных особенностей психического развития ребенка; инструкция к игре в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста ребенка. Пять видов сказок «сказкотерапии» : медитативные. художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические. В зависимости от целей работы и проблем воспитанника подбираются соответствующие сказки и на основе их сюжета придумываются игры. Три функции сказки: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Структура работы со сказкой, применяя метод «сказкотерапия» : обсуждение прочтенной сказки - анализ ответов и выявление комплексов и страхов; разыгрывание сказок: написание (составление) собственной сказки; арттерапия на основе сказки.
Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями. За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. В современных семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков, так как бабушки в большем случае, все работают, заняты и внукам уделяют внимания меньше, чем это было раньше, меньше читают и рассказывают сказки, таким образом, теряется нить традиций. Рекомендации родителям по использованию сказок в семейном воспитании даются педагогами по конкретным темам воспитания определенных качеству детей : благодарности, трудолюбию, нравственности и др.
Таким образом, влияние сказок на гармоничное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования нравственных представлений происходит формирование социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному и эстетическому. Сказка является важным и неотъемлемым звеном в воспитании духовно-нравственных и патриотических чувств. Только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ с помощью сказки проявит положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию музыки и другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.
Литература
1. Алексеенкова Е. Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции // Вопросы психологии. -2006. - № 6.
2. Васильева, З. П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. З. П. Васильева. - М. : Просвещение, 1988.
3. Вачков И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. - М. : Ось-89, 2001. с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок - М., 2001
5. Ю. В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе // Мир психологии. – 2003. – № 3.
6. .Шорыгина Т. А. Родные сказки // Нравственно-патриотическое воспитание. – М. Прометей, 2005 – С. 10-17. Ссылки на источники
7. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л. Д. Короткова. – М. : ЦГЛ, 2006.