света голобородько
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Лексическая тема «Осень»
Лексическая тема : «Осень»
1. Расширение и активизация словарного запаса детей по теме «Осень»
Предметный словарь: осень, дождь, ветер, лист, туман и т. д
Глагольный словарь: дуть, опадать, желтеть, висеть и т. д
Словарь признаков: дождливый, ненастный, короткий, ясный, длинный и т. д
2. Развитие общей моторики. Координации речи с движением.
Упражнение «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи, Дети встают на носочки, поднимают
вверх перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий.
Публикация «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей, Лексическая тема „Осень“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Долго дождик будет плакать, Прыгают на носочках, держа руки на поясе
Разведет повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Пальчиковая гимнастика "Вышли пальчики гулять"
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")
3. Лексико-грамматические игры и упражнения
«Назови ласково» Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
«Один – много» Образование множественного числа существительных в родительном падеже
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.
«Какой? Какая? Какое? Какие?» Согласование существительного и прилагательного
Небо (какое) — осеннее, хмурое, пасмурное, дождливое
ветер (какой) — осенний, сильный, холодный
погода (какая) — осенняя, холодная,
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, сапоги, день, утро, пальто.
«Назови, какая погода?» Образование качественных прилагательных
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
. дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
. сыро — сырая,
. хмуро — хмурая,
. солнечно — солнечная,
. ясно — ясная.
«Скажи наоборот» подбор слов антонимов
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
погода холодная — жаркая,
погода хорошая — плохая.
4. Развитие связной речи
«Я начну, а ты закончи» Поиск соответствующего понятия
Люди осенью одеты, (во что) —. ;
школьники идут с портфелями (куда) —. ;
листья на деревьях стали (какими) —. ;
цветы на клумбах (что сделали) —. ;
птицы улетают (куда) —. ;
звери делают на зиму (что) —. ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что) —.
Построение монолога «Расскажи об осени по плану» :
1) когда наступает осень;
2) какая погода бывает осенью;
3) какую одежду носят осенью;
4) труд человека в осенний период;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) детские забавы осенью.
5. Артикуляционные упражнения:
1. Упражнение на дыхание:
«Дождик»--И. п. : о. с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.
2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи - растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем ушки
Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.
3. Упражнения для язычка:
Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка», отправился в лес. Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»--широкий язык «присасывается» к нёбу.
Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот опенок, ну а это мухомор.» и т. д. Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал звук мотора.
Упр. «Моторчик» --во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.
Индивидуальная работа: