света голобородько
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей по лексической теме «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : Домашние птицы
Разделы Содержание
Развитие общей и мелкой моторики 1. Речь с движением "Птичий двор"
Индюки шагали,
весело болтали:
- Бл-бл-бл, бл-бл-бл! Дети идут по кругу.
Наши уточки с утра:
- Кря-кря-кря, кря-кря-кря! Дети идут "утиным" шагом.
Наши гуси у пруда:
- Га-га-га, га-га-га! Дети вытягивают шеи и машут руками, как крыльями.
А наш Петя-петушок
Рано-рано поутру
Публикация «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей по лексической теме „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Нам споё т: Ку-ка-ре-ку! Дети идут, высоко поднимая колени.
2. Пальчиковая гимнастика "Утята"
первый, второй – шли утята,
Три, четыре – за водой,
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал,
А десятый напугал:
Громко, громко запищал:
- Пи-пи-пи! Не пищи,
Мы тут рядом, поищи. (Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук).
Развитие лексико-грамматического строя и связной речи Актуализация словаря. Выясните, помнят ли дети, каких птиц называют домашними, какую пользу они приносят, как человек ухаживает за ними, чем их кормит и где содержит.
2. Показать на картинках части тела птиц. Чем покрыто тело птиц?
3. "Назови птичью семью" - назвать маму, папу и птенцов.
4. "Кто как голос подаёт?"
Индюк болбочет: бл-бл-бл. Курица кудахчет: ко-ко-ко, куд-куда. И т. д.
5. "Скажи наоборот" : закончи предложения:
Утка большая, а утенок —. У гуся шея длинная, а у курицы —. Цыпленок молодой, а петух —. У курицы лапы без перепонок, а у утки —.
6. "Считай и называй» - согласование числительных от 1 до 5 с названиями птиц : 1 петух, 2 петуха, 3 петуха, 4 петуха, 5 петухов. 1 утёнок, 2 утёнка,. 5 утят и т. д. с другими птицами.
7. "Назови птиц ласково" :
Утенок — утеночек, Утка —. , утки —. Цыпленок —. , Петух —. , Курица —. , куры —.
8. Составление рассказов-описаний о домашних птицах по плану : - Кто это?
- Дикая или домашняя птица?
- Где живёт?
- Чем питается?
- Описать внешний вид (части тела, цвет оперения).
- Кто у этой птицы птенцы?
- Какую пользу птица приносит человеку?
- Какие рассказы, стихи, сказки знаете об этой птице?
9. Отгадайте загадки:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Всех бужу,
Хоть часов не завожу!
(Петух) По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Пёстрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку.
(Утка) Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко -
Ребятишек покормлю.
(Курица)
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте две скорлупки.
(Цыплёнок) Удивительный ребё нок:
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
- Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня. индюк.
Игра «Измени слово: был один, а стало много»
Ход игры: предложите ребенку изменять слова по образцу: «Я вижу цыпленка — я вижу цыплят».
Я вижу курицу — я вижу. (куриц).
Я вижу петуха — я вижу. (петухов).
Я вижу гуся — я вижу. (гусей).
Я вижу утку — я вижу. (уток).
Я вижу индюка— я вижу. (индюков).
Я вижу яйцо— я вижу. (яйца).
Я кормлю уток. (булкой).
Я ухаживаю за. (цыплятами).
Игра «Слова-антонимы»
Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением. Например, жарко — холодно,
Яйца чистые— яйца. (грязные).
Курица белая— курица. (черная).
Хвост длинный —. (короткий).
Петух старый —. (молодой).
Кормушка новая —. (старая).
Птицы сытые —. (голодные).
Индюк слева, гусь—. (справа);
Петух тяжелый, цыпленок—. (легкий).
Игра «Лишнее слово» объяснив при этом свой выбор.
Гусенок — утенок— цыпленок— петух. Индюк — петух — курочка — гусь. Индюшка — курочка— утка— гусенок.
Игра «Продолжи предложение»
Ход игры: произнесите предложение. Попросите ребенка его продолжить, правильно подбирая определения.
На заборе сидел петух. Какой забор? Какой петух? Теперь скажи все вместе.
(На деревянном заборе сидел большой петух.)
У Оли цыпленок. Какой цыпленок? (У Оли маленький пушистый желтый цыпленок.)
Мама купила курочку. Какую курочку? (Мама купила маленькую пестренькую курочку.)
По двору ходит индюк. По какому двору? Какой индюк? (По нашему двору ходит огромный сердитый индюк.)
Развитие артикуляц. и дыхательн. аппарата 1. Артикуляционная гимнастика:
Упражнение на дыхание «Гуси шипят» : И. п. : о. с. 1-прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
Вдохнуть, а на выдохе произносить разными голосами: Курица: Ко-ко-ко. Цыплята: пи-пи-пи. Опять вдохнули. Курица: Куд-куда, куд-куда, вы откуда и куда? Опять вдохнули. Утка: Кря-кря-кря-кря, где же где же здесь вода?
2. Упражнения для язычка:
Упражнения для мышц шеи
«Цыплята пьют водичку». Опустить голову, а затем откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом почувствовать напряжение шеи.
«Гуси травушку щипали, потом водичкой запивали». Вытягивать вперед шею, а затем возвращать в исходную позицию.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
«Цыплята клюют зёрнышки». Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.
Упражнения для губ и щек
«Индюк». Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости.
Упражнения для языка
«Клювы домашних птиц». Показать, какой острый клюв у петуха, какой широкий клюв у селезня и гуся.
Индюшонок учится «болботать». Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий звук л-л-л-л.
«Индюк из города идет, индюшку за собой ведет». Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: бл-бл-бл-бл-бл».
Индюки «болбочут». Положение языка, как в предыдущем упражнении. Сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп.
Индивидуальная работа: