Ольга Сёмина
Учебно-методическое пособие «Тетрадь для домашнего закрепления пройденных лексических тем» для детей старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕТРАДЬ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ
Учебно-методическое пособие (для детей дошкольного возраста старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи) ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ДЕТСКИЙ САД
Родителям рекомендуется: - объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад; - познакомить с сотрудниками детского сада: заведующей, логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, прачкой поваром; - рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду; - выучить имена и отчества сотрудников детского сада; - учить вежливому отношению ко взрослым.
Публикация «Учебно-методическое пособие „Тетрадь для домашнего закрепления пройденных лексических тем“ для детей старшей группы с ОНР» размещена в разделах
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Выучить стихотворение» Мы приходим в детский сад - там игрушки стоят. Паровоз, пароход дожидаются ребят. «Кому что нужно для работы?» - Кому нужна швабра? -Что будет делать шваброй помощник воспитателя? - Кому нужны картинки? -Что будет делать логопед с картинками? - Кому нужны сказки? -Что будет делать воспитатель со сказками? «Ответь на вопросы» - Кто делает прививку? -Что нужно медсестре, чтобы сделать прививку? - Кто стирает и гладит белье? -Что нужно прачке, чтобы стирать белье? Чтобы гладит белье? - Кто готовит еду? -Что нужно повару, чтобы готовить еду? «Что лишнее для работы?» - Повара: плита, зеркало, половник, кастрюля. -Медсестры: градусник, ростомер, пианино, весы. - Музыканта: пианино, ноты, бубен, сковорода. -Прачки: ростомер, утюг, стиральный порошок, стиральная машина «Исправь ошибку» Горячая утюг. Вкусный каша. Ароматная чай. Фасолевая суп. «Как называется?» Утром, когда мы кушаем, - это … В полдень, когда мы кушаем, - это … После дневного сна, когда мы кушаем, - это … Вечером, когда мы кушаем, - это … «Когда мы это делаем? Завтракаем (когда) - … Обедаем - … Полдничаем - … Ужинаем - …
ИГРУШКИ
Родителям рекомендуется: -рассмотреть с ребенком несколько игрушек; - определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая); - отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая); - провести с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам; - в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают игрушки. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Выучить стихотворение» Прочитать ребенку стихотворения А. Барто "Игрушки". Заучивание стихотворения по выбору. «Отгадать загадку» Его бьют, а он не плачет, упадет - поскачет. (Мяч) Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла) «Подбери действия к предмету» Мяч - летит, прыгает, катится, падает, скачет; кукла -. ; матрешка -. . «Подбери признак» Кукла (какая) -. ; мяч (какой) -. ; матрешка (какая) -. ; кубик (какой) -. . «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных единственного числа) Мяч - мячик, кукла - куколка, мишка -. , матрешка -. , машина -. , пирамидка -. «Назови много» (образование множественного числа существительных) Кукла -куклы, машина - машины, мяч - мячи, мишка - мишки, игрушка - игрушки. «Образовать признак от предмета» Игрушка - игрушечный, кукла - кукольный, стол - настольный, зеркало -. . «Назови, какая игрушка?» Мишка из плюша - плюшевый, ведерко из железа -. , матрешка из дерева -. , кубики из пластмассы -. , зайка из плюша -. , лисичка из меха -. , мяч из резины -. . «Сосчитай до 5» Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей; одна кукла, две куклы,. ; одна машинка, две машинки,. «Узнай игрушку по описанию» Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет. «Узнай свои игрушки на ощупь» Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать ее. «Расскажи-ка» Рассмотри таблицу и расскажи, какие бывают игрушки по предложенному плану. (Это большая, разноцветная, треугольная, пластмассовая пирамидка.)
Размер Цвет Форма Материал Название
ОВОЩИ Дети должны знать:
- названия овощей и их частей;
- находить сходство и различие (по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);
- что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;
- что из овощей можно приготовить различные блюда: суп, щи, борщ, салат;
- что овощи можно заготавливать на зиму: солить, консервировать, сушить, мариновать.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Назови ласково»
Огурец — огурчик — огурчики, помидор — помидорчик — помидорчики, картофель — картошечка — картошечки, баклажан — баклажанчик — баклажанчики, перец — перчик — перчики, тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки, редис — редисочка — редисочки, морковь — морковка (морковочка) — морковки, свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки, лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички, репа — репка (репочка) — репки, чеснок — чесночок ~ чесночки, петрушка — петрушечка — петрушечки, укроп — укропчик — укропчики, капуста — капусточка — капусточки, фасоль — фасолинка — фасолинки.
«Один — много»
Помидор — помидоры — помидоров, картофель — картофель — много картофеля (картошки, баклажан — баклажаны — баклажанов, перец — перцы — перцев, кабачок — кабачки — кабачков, тыква -— тыквы — тыкв, морковь — моркови — моркови, свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук», лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц, репа — репы — реп, редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук», чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока, петрушка — петрушка — много петрушки.
«Назови, какой, какая?»
Сок из помидоров — томатный,. огурцов — огуречный,. моркови — морковный,. капусты — капустный,. свеклы — свекольный; грядка с огурцами — огуречная,. морковью — морковная,. картофелем — картофельная,. кабачками — кабачковая,. тыквой — тыквенная.
«Расскажи-ка»
Расскажи по таблице о каждом овоще. Какого он цвета? Какой формы? Какой по величине? Что это? (Название овоща.)
Например: "Красный, круглый, большой, помидор".
ФРУКТЫ
Дети должны знать:
- названия фруктов и их частей;
- где, на чем фрукты растут;
- свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметь различать по внешнему виду, правильно определять и называть среди других предметов);
- что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т. д. ;
- что фрукты полезны, в них много витаминов.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Назови ласково»
Яблоко — яблочко — яблочки, груша — грушка — грушки, лимон — лимончик — лимончики, апельсин — апельсинчик — апельсинчики, мандарин — мандаринчик — мандаринчики, абрикос — абрикосик — абрикосики, вишня — вишенка — вишенки, банан — бананчик — бананчики, дерево — деревце — деревца, сад — садик — садики, ветка — веточка — веточки.
«Один — много»
Яблоко — яблоки — яблок, груша — груши — груш, слива — сливы — слив, персик — персики — персиков, абрикос — абрикосы — абрикосов, хурма — хурма — много хурмы, вишня — вишни — много вишни (несколько вишен, апельсин — апельсины — апельсинов, лимон — лимоны — лимонов, фрукт — фрукты — фруктов, сад — сады — садов, косточка — косточки — косточек, дерево — деревья — деревьев, ветка — ветки — веток, пальма — пальмы — пальм, семя (семечко) — семена — много семян, сок — соки — много соков, много сока.
«Посчитай-ка» (применяем вариант с цифрами и картинками)
Одно яблоко — два яблока — пять яблок,
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,
одна груша — две груши — пять груш,
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш, один банан — два банана — пять бананов,
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
«Назови, какой сок?»
Сок из яблок — яблочный,. груш — грушевый,. слив — сливовый,. вишни — вишневый,. лимонов — лимонный,. абрикосов — абрикосовый,. апельсинов — апельсиновый,. персиков — персиковый,. фруктов — фруктовый,. мандаринов — мандариновый.
«Исправь ошибки»
Письмо от Торопыжки. В письме есть ошибки, которые нужно исправить. «Здравствуйте, дети! Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье. Торопыжка».
«Расскажи-ка» Расскажи, какие бывают фрукты по величине, цвету, форме, вкусу, запаху, сочны ли. Используй таблицу.
ОСЕНЬ
Дети должны знать:
- названия осенних месяцев;
- основные приметы осени;
- что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
- что делают осенью животные и птицы;
- чем занимаются люди;
- какие подарки людям принесла осень; почему об осени говорят «золотая».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Назови ласково»
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево —деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок, сад — садик, птица — птичка.
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица -птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.
«Скажи со словом "осенний"»
Небо (какое) — осеннее, ветер (какой) — осенний, аллея (какая) — осенняя.
Упражнение продолжаем со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
«Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая; дует ветер - ветреная; если на улице холодно, какая погода? - холодная; если пасмурно -пасмурная; если сыро - сырая; если хмуро - хмурая; если солнечно -солнечная; если ясно - ясная.
«Расскажи-ка»
Назови признаки осени по картинкам-символам.
ДЕРЕВЬЯ
Дети должны знать:
- названия основных деревьев, их классификацию: лиственные, хвойные, фруктовые,
- различия деревьев по внешнему виду;
- названия частей дерева (ствол, ветви, крона, кора, корни, почки);
- отличие ели от сосны, отличие хвойных от лиственных деревьев;
- о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочная древесина.);
- как меняются деревья в различные времена года.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Назови ласково»
Тополь — тополек, дуб — дубок, осина — осинка (осиночка, береза — березка (березонька, рябина — рябинка (рябинушка, ива — ивушка, елка — елочка, сосна — сосенка, клен — кленок, яблоня — яблонька, шишка — шишечка, ветка — веточка, лист — листик, листок, листочек, лес — лесок, иголка — иголочка.
«Посчитай-ка» (1-7 с применением пальцев)
На ровной поверхности ребенок раскладывает пальцы рук и, поднимая по одному, начиная с мизинца левой руки, проговаривает слова, соотнося их со счетом предметов:
Одно дерево — два дерева —три дерева - четыре дерева - пять деревьев - шесть деревьев - семь деревьев; одно высокое дерево — два высоких дерева.
Такая же работа проводится со словами: ветка, сосновая ветка, еловая шишка, могучий дуб.
«Назови, правильный признак: какой, какая?»
ветка сосны — сосновая; ели — еловая; тополя — тополиная; осины — осиновая; липы — липовая; лист березы — березовый; рябины — рябиновый; дуба — дубовый; сосны — сосновый; клена — кленовый.
«Чьи плоды (семена?»
Желуди растут на — дубе; яблоки растут на — яблоне; круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели; грозди рябины растут на — рябине; сережки растут — на березе, ольхе, иве.
«Подбери слова-действия»
Лист (что делает) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет; дерево. ; крона. ; почки. ; корни. ; ветви..
Классификация понятий «Четвертый лишний»
Клен, рябина, ель, осина (ель); липа, тополь, ива, яблоня (ива);
береза, дуб, клен, смородина (смородина); яблоня, груша, слива, рябина (рябина).
«Расскажи-ка» По таблице расскажи про каждый лист, какой он по цвету, величине, на ощупь, по весу. Например: Это кленовый лист. Он желтый, большой, сухой, шершавый, легкий.
ЯГОДЫ
Родителям рекомендуется:
- рассмотреть с ребенком натуральные ягоды, обратить при этом внимание малыша на цвет, вкус, форму;
- рассказать где (в саду, в лесу, на дереве.) и как растут ягоды (клюква -плетется на болотистых пригорках, а клубника растет на низких кустиках.);
- рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;
- в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие ягоды там продают. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ «Отгадать загадку» и выучить по выбору
В сенокос - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка? (Рябина)
Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая - чернеет. (Красная и черная смородина)
На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника) «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных) :
сок из малины - малиновый; сок из вишни. ; варенье из малины - малиновое, варенье из вишни. А из остальных ягод и фруктов? «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).
- Клубника, смородина, черника, вишня. (Черника - растет в лесу.)
- Клюква, малина, клубника, брусника. (Малина - растет на кусте.)
- Картошка, лук, яблоко, помидор.
- Лимон, огурец, банан, персик.
- Малина, клубника, ананас, черника. «Подбери признак» :
крыжовник (какой) - ___;
клубника (какая) - ___;
виноград (какой) ___ "Посчитай-ка" (от 1 до 5) (согласование существительных с порядковыми числительными) : первая клубничка, вторая клубничка., пятая клубничка; первая вишенка, вторая вишенка. «Расскажи-ка» Рассмотри таблицу и расскажи, какие бывают ягоды по цвету, форме, величине, вкусу, где растут и что можно из них приготовить.
Название Цвет Форма Величина Вкус Где растет? Что можно приготовить?
ГРИБЫ
Родителям рекомендуется:
- пойти с ребенком в лес за грибами и показать ему (по возможности) съедобные грибы: маслята, опята, лисички, подберезовики, подосиновики, боровики, грузди и несъедобные: поганки, мухоморы;
- рассмотреть с ребенком ножку и шляпку гриба, обратить внимание на строение и окраску шляпки;
- рассказать ребенку, где растут грибы, указать особые приметы этих мест (если вы не сможете побывать в лесу, рассмотрите грибы на рынке, на картинках);
- вместе с ребенком почистите их и расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Отгадай загадку»
Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. (Гриб)
«Выучить стихотворение»
Грибы
Мы идем дорожками, мы идем тропинками,
Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы
И пенек с опенками под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик вырос под березою,
Красный подосиновик вырос под осиною.
В лес с корзинкой мы пошли, у пенька грибок нашли.
Несъедобненький грибок не положим в кузовок.
Вопрос. Повтори названия грибов, о которых говорится в стихотворении?
«Подобрать родственные слова» гриб - грибок, грибной, грибник, грибница.
«Ответить на вопрос» Какой гриб растет под березой? под осиною? (Объяснить ребенку, почему так назван гриб: подберезовик, подосиновик.)
«Узнай по описанию»
а) Взрослый раскладывает перед ребенком различные грибы (натуральные или нарисованные, описывает их внешний вид, а ребенок их называет). «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками». (Опята)
б) Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает взрослому его узнать.
«Пересчет грибов» (согласование числительных с существительными) : один мухомор, два мухомора. пять мухоморов; одна сыроежка, две сыроежки. пять сыроежек.
«Съедобный - несъедобный».
(Взрослый называет гриб, а ребенок отвечает, какой он.)
«Расскажи-ка» Рассмотри таблицу и расскажи, какие бывают грибы по предложенному плану.
Название Где растет? Цвет Величина Из каких частей состоит? Съедобный или ядовитый Что можно приготовить?
ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ
Дети должны знать:
- названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелетных птиц;
- понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);
- куда улетают птицы, почему;
- называть части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);
- голоса, повадки птиц, их жилье.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Назови ласково»
Птенец — птенчик, перо — перышко, голова — головка, головушка, соловей — соловушка, шея — шейка, жаворонок ~ жаворонушек, крыло — крылышко, скворец — скворушка, гусь — гусек, гусенок, утка — уточка, лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко, журавль — журавушка, журка, трясогузка — трясогузонька, аист — аистенок, цапля — цапелька.
«Назови птенца»
Грач — грачонок — грачата, аист — аистенок — аистята, стриж — стриженок — стрижата, журавль — журавленок — журавлята, кукушка — кукушонок — кукушата, лебедь — лебеденок — лебедята, скворец — скворчонок — скворчата, утка — утенок — утята, гусь - гусенок — гусята.
«Назови какая стая?»
Клин лебедей — лебединый, караван журавлей —. , стая уток —. ,. грачей —. , соловьев —.
«Один - много»
Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц, стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов, жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — сквор-цов, трясогузка — трясогузки — трясогузок, журавль — журавли — журавлей, гусь — гуси — гусей, утка — утки — уток, селезень — селезни — селезней, ласточка — ласточки
- ласточек, соловей — соловьи — соловьев, лебедь — лебеди — лебедей, кукушка — ку-кушки — кукушек, гнездо — гнезда — гнезд, яйцо — яйца — яиц.
"Кто как голос подает?"
Ласточка — щебечет, соловей — заливается, свистит, щелкает, кукушка — кукует, журавль — курлычет, жаворонок — звенит.
«Четвертый лишний»
Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай) : ласточка, кукушка, соловей, синица (кукуш-ка); петух, индюк, курица, ворона (ворона); журавль, аист, цапля, грач (грач).
«Расскажи-ка» Расскажи о перелетной птице по таблице.
ОДЕЖДА
Родителям рекомендуется:
- рассказать ребенку о том, какое время года наступило;
- обратить внимание на изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);
- объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать одежду, обувь и головные уборы, чтобы определить их качества и назначение;
- во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди осенью;
- внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава.);
- надевая осеннюю одежду, рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку;
- в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Отгадать загадки» и выучить по выбору
Меня часто зовут, дожидаются,
А приду - от меня укрываются. (Дождь)
Из-под крыши крыша под дождик вышла. (Зонт)
«Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).
Это чья шапка? - Моя, мамина, папина. Это чьи перчатки? -Мои, мамины, папины. Это чей шарф? - Мой,. Это чье пальто? - Мое..
«Подобрать как можно больше предметов к словам» :
моя - (шапка) ___;
мой - (шарф)___;
мои - (сапоги) ___;
моё - (пальто).
«Один - много» (употребление множественного числа существительных) : шарф -шарфы; шапка. ; перчатка -. ; носок —.
«Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : шапка - шапочка; сапоги. ; пальто -. ; куртка. ; кепка.
«Подбери признак к своей одежде» (игра с натуральными предметами)
Куртка (какая) - красная, теплая ___;
Сапоги (какие) - коричневые, осенние ___;
Шарф (какой) ___;
Пальто (какое).
«Расскажи - ка» Составь рассказы о предметах одежды по предложенному плану.
Название Цвет Из каких частей состоит? Из какого материала сделана? Для кого предназначена?
ОБУВЬ
Родителям рекомендуется:
- уточнить и расширить представления ребенка об обуви: название, назначение; из чего она сделана; детская и взрослая обувь; - закрепить знание ее цвета;
- усвоить обобщающее слово "обувь".
«Отгадать загадку»
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем - домой. (Валенки)
«Назови ласково»
Тапок - тапочек, сапог - сапожок, валенок - валеночек, туфли - туфельки и т. д.
«Назови обувь с числами 1, 2 и со словом много»
Обувь Один (одна) Два (две) Много
сапоги сапог сапога сапог
ботинки ботинок ботинка ботинок
валенки валенок валенка валенок
туфли туфля туфли туфель
сандалии сандалия сандалии сандалий
тапки тапка тапки тапок
босоножки босоножка босоножки босоножек
«Скажи правильно» (Обувь на правую и левую ноги называется парой. Найди и соедини пары обуви и скажи правильно.)
Это пара ботинок. Это пара сапог.
Это пара босоножек. Это пара валенок.
Это пара тапок. Это пара туфель.
«Поправь Незнайку» :
Петя обул пару ботинка.
Вика обула пару босоножки.
Коля вымыл свои сапог.
Катя купила в обувном магазине красивые туфля.
У бабушки порвалась одна тапки.
Я хочу купить новые красивые сандалия.
Дима чистил от снега теплые валенок.
В обувной магазин привезли много сапоги, ботинки и туфли.
«Какие?»
Туфли из кожи - какие? (Кожаные.)
Тапки из меха - какие? (Меховые.)
Сапоги из замши - какие? (Замшевые.)
Калоши из резины - какие? (Резиновые.)
«Четвертый лишний»
Кроссовки, панама, ботинки, тапки.
Шлепанцы, пальто, плащ, юбка.
Сапоги, шорты, босоножки, туфли.
Сандалии, шуба, кеды, валенки.
ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
Дети должны знать:
- о строении человеческого тела, назначении отдельных частей (назвать пары органов);
- как люди внешне отличаются друг от друга;
- названия и количество пальцев на руках (большой, указательный.)., на ногах;
- как выражается на лице человека радость, грусть, удивление и другие чувства;
- где правая сторона — левая (правой рукой дотронуться до левого уха, ноги, глаза, и наоборот).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Отгадать загадку» и выучить по выбору
Две умелые сестрицы рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг друга моют. (Руки)
У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
На ночь два оконца сами закрываются,\
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза)
«Назови ласково»
Тело — тельце, голова — головка, головушка, рука — ручка, рученька, нога- ножка, ноженька, палец — пальчик, глаз — глазик, глазок, уши — ушки, шея — шейка, нос — носик, рот — ротик, роток, зуб — зубик, зубок, губа — губка, язык — язычок, пятка — пяточка, локоть — локоток, плечо — плечико, спина — спинка, живот — животик, щека — щечка, лицо — личико, ладонь — ладошка.
«Один – два - много»
Голова — две головы — голов, рука — две руки — рук, нога — две ноги — ног, ступня — две ступни — ступней, палец — два пальца — пальцев, глаз — два глаза — глаз, ухо — два уха — ушей, нос — два носа — носов, рот — два рта — ртов, зуб — два зуба — зубов, язык — два языка — языков, пятка — две пятки — пять пяток, колено — два колена — колен, локоть — два локтя — локтей, плечо — два плеча — плечей, спина — две спины — спин, живот — два живота — животов, волос — два волоса — волос, щека — две щеки — щек, лицо — два лица — лиц, лоб — два лба — лбов, ноготь — два ногтя — ногтей, ресница — две ресницы — ресниц.
«Я начну, а ты закончи»
Головой мы (что делаем) — думаем; ушами. — слушаем; глазами. ,. — смотрим; носом. —дышим, нюхаем; ртом. — едим, пьем, говорим; руками. — берем, держим, трогаем, рисуем; ногами. —ходим, бегаем, прыгаем.
«Четвертый лишний» (классификация понятий)
Голова, шапка, ладонь, шея (шапка);
варежки, пальцы, нога, ладонь (варежки);
нога, стопа, сапоги, колено (сапоги);
глаза, нос, рот, очки (очки).
«Когда так говорят?» (Толкование пословиц и фразеологизмов.)
«Близок локоток, да не укусишь».
«Хоть бы одним глазком взглянуть».
«Задрать нос». «Голову повесить».
«Скажи наоборот» (поиск антонимов)
Большой — маленький, трудолюбивый — ленивый, низкий — высокий, глупый —умный, широкий — узкий, детский — взрослый, грустный — веселый, поднимать — опускать, длинный — короткий, смелый — трусливый, злой — добрый, черный — белый, говорить — молчать.
ЗИМА
Дети должны знать:
- названия зимних месяцев;
- о сезонных изменениях, связанных с приходом зимы;
- что последний месяц года — декабрь;
- что зимой бывает веселый праздник — Новый год.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Назови ласково»
Снег — снежок, мороз — морозец, ветер — ветерок, лед — ледок, зима — зимушка, метель — метелица, санки — саночки, холод — холодок, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.
«Подбери родственные слова»
Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь; зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое; лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
«Каким это бывает?»
Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий; зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная; снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные. «Поиск логической ошибки» (Составь предложения правильно.)
Река замерзла, потому что дети взяли коньки.
Зима наступила, потому, что выпал снег.
«Чем похожи и не похожи?» (Развитие умения сравнивать понятия.)
Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата. «Расскажи - ка». Назови по картинкам - символам признаки зимы и расскажи про зиму.
Примерный рассказ:
Пришла зима. Солнце не греет. Идет снег. На улице мороз. На дорогах становится скользко. Реки покрыты льдом. Деревья стоят голые, без листьев. Люди надели теплую одежду и обувь. Зайцы и белки поменяли свои шубки. Ежи и медведи спят всю зиму.