Светлана Горностаева
Кружковая работа по тестопластике в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Тестопластика в детском саду.
В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие такой «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
За последнее время соленое тесто стало очень популярным материалом для лепки. Несмотря на то, что поделки из теста являются древней традицией, им находится место и в современном мире. Ведь именно сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Темочки:
Заняться с детьми изготовлением изделий из соленого теста наш детский сад побудило то, что соленое тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Тесто очень эластичное, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Детям работа с ним доставляет удовольствие и радость, оно более удобно детской руке, легко отмывается и не оставляет следов. Поэтому кусок теплого, мягкого теста можно доверить любому ребенку. Все элементы из теста лепятся из шара, колбаски, вырезаются с помощью кондитерских формочек. Скрепление деталей поделки, происходит путем склеивания водой, а объемная форма достигается при помощи различных наполнителей из фольги, картона, пластика.
В рамках кружковой работы были поставлены следующие задачи:
• развивать технические умения и навыки при работе с пластическим материалом;
• развивать творческие способности, фантазию, воображение;
• развивать мелкую моторику рук и готовность руки к школе;
• воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Кружок проводится один раз в неделю, продолжительностью 20 мин. (средняя группа, в подгруппах по 8 – 10 человек.
В работе с детьми по тестопластике используем три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Наши темы связаны с перспективным тематическим планированием возрастной группы. Тематика подбирается исходя из интересов детей, сезонности, праздников календарного года, а также проектов, которые реализуются с детьми в группах.
Кружковая работа по лепке из соленого теста начинается уже с детьми 3 – х летнего возраста. Ребенка в этом возрасте привлекает и доставляет удовольствие сам процесс, а не результат. Поэтому интерес к нему растёт постепенно – через привлечение внимания близких и взрослых к результату работы. Если малыш с интересом создавал поделку, то он с интересом будет ее рассматривать и называть, что он изобразил.
Для лепки с детьми чаще используем уже окрашенное тесто, так как это помогает сразу достичь необходимого результата в цвете, работа выглядит более аккуратной, нежели раскрашенная красками.
Предлагаемые темы понятны, доступны, близки детям, обеспечивают положительный эмоциональный настрой. Каждое занятие кружка начинается с чего-то удивительного и волшебного; учитываются особенности познавательного развития детей; используется интеграция разных видов изобразительного искусства.
Наиболее любимы и интересны детям темы, связанные с животным миром и сказочными героями. Особый восторг у детей вызывает ожидание Нового года. Поэтому праздничные сувениры по данной теме дети создают с огромным удовольствием и интересом. Ведь Новый год – это ожидание чуда. А чудо можно сделать своими руками, слепив веселого Деда Мороза, нарядную Снегурочку или забавного Снеговика. А нарядная елочка может украсить кукольный уголок.
Дети могут выполнять работу в течение 2-3 занятий, включая в себе разные виды изобразительной деятельности. Например, на первом занятии дети создают основу образа, которую необходимо высушить. А на следующем дополняют её мелкими деталями и декором. Дети с большим интересом ждут следующего занятия, чтобы продолжить или закончить работу. Иногда предметная лепка может сложиться в небольшой сюжет. Так, для слепленной мышки, можно сделать уютный маленький домик, а для колючего ежика – ягодки и грибочки на полянке.
Для поддержания эмоционального отношения к выполнению задания, мы внимательно наблюдаем за поведением ребёнка и, если видим, что ребёнок потерял интерес к работе, выясняем причину потери интереса. Важно успокоить, поправить неудачные места в работе или деликатно заменить задание на посильное, нацеленное на творческое развитие ребёнка. Отдельные темы могут быть сокращены или увеличены по содержанию или по времени.
На занятиях кружка дети осваивают приём раскатывания теста скалкой, вырезывание фигурки при помощи трафарета и стеки или формочек для печения, осваивают прием создания объёма при помощи разного наполнителя, учатся украшать вылепленные изделия с помощью простейших приспособлений, особенно всем нравятся выдавливать тесто через чесночницу. С большим удовольствием дети украшают поделки различным декоративным материалом (бусинки, пайетки, ракушки, радуются результатам своего труда. Готовые работы дети используют в игре, украшают группу, дарят своим близким.
В конце кружка обсуждаются готовые работы с разных позиций : цвет, композиция, техника исполнения, с детьми старшего возраста – качество выполненной работы. После просушки вылепленного предмета создается игровая ситуация для обыгрывания.
Лепка из солёного теста это настолько увлекательный процесс, что им заинтересовались не только воспитанники детского сада, но и их родители. Поэтому мы подготовили мероприятия и консультации для родителей, где познакомили их со всеми хитростями и секретами лепки из солёного теста. Родители и дети получают огромное удовольствие от совместной творческой работы. Также в нашей группе регулярно проходят выставки изделий из соленого теста, где все родители могут увидеть результаты работы не только своего ребенка, но других детей детского сада.
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Он берет кусочек солёного теста и пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в поделке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, работа станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.