Татьяна Севастьянова
Тесное сотрудничество семьи и детского сада — путь к развитию и становлению личности дошкольника
▼ Скачать +Заказ
Тесное сотрудничество семьи и детского сада -
путь к развитию и становлению личности дошкольника.
Дети талантливы от природы, необходимо только разглядеть у каждого свой дар, развить его, приложив внимание, заботу и частичку труда. Этим и занимается наш педагогический коллектив МАДОУ «Уральские Самоцветы» г. Перми в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Публикация «Тесное сотрудничество семьи и детского сада — путь к развитию и становлению личности дошкольника» размещена в разделах
Сотрудничество привело к тому, что родители являются активными участниками многих мероприятий разной направленности: социально- педагогической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, эколого-биологической, культурологической.
В рамках реализации программы развития бренда «Уральские Самоцветы» творческой группой педагогов были разработаны эскизы по созданию развивающей среды в холлах детского сада : макетов скульптуры, архитектуры города, карты Пермского края, объемных композиций, раскрывающих флору и фауну Прикамья. Взрослым предстояло воссоздать не только ту или иную достопримечательность, но и национальные костюмы народов, проживающих в ПК, знаменитые природные объекты, животных и птиц, наши природные богатства, определиться с материалами и размерами объектов.
Замечательные макеты и композиции, созданные руками родителей, часто используются на занятиях по краеведению, рисованию, на итоговых квест - играх об архитектуре, скульптуре, ДПИ Прикамья, на городском Фестивале искусств, проводимом на базе нашего сада «Уральские Самоцветы».
Краеведческому музею детского сада нынче исполняется 10 лет и он появился только благодаря родителям. По - домашнему уютный, таинственный для детей, т. к. его наполняют, порой, непонятные для малышей предметы, наполненный различными предметами старины и современной жизни. Множество экспонатов музея собрано или сделано руками родителей и это очень ценно, ребенок видит, что вносится частичка труда его семьи в общее дело детского сада. Здесь проходят не только экскурсии для ребят, но и занятия, мастер-классы, досуговые развлечения.
Так же в этом году был организован в саду конкурс «Мини-музей в группе», в котором родители приняли непосредственное участие. Создание музеев – это возможность обогащения предметно-пространственной среды групп для развития интересов дошкольников по направлению «краеведение», приобщение детей и родителей к миру музейных ценностей, обогащения знаний о родном крае. Общими усилиями педагогов, родителей, воспитанников в каждой группе были созданы мини-музеи о разных городах нашего края. В экспозициях были представлены подлинные экспонаты и сделанные своими руками.
Сколько души и труда вложено взрослыми в каждую творческую работу и пусть, порой, участие дошкольников в совместной работе минимально, но этот увлекательный, совместный процесс всегда приносит свои положительные результаты. Сегодня родителям нелегко найти лишние часы для общения с ребенком, но так приятно видеть радостные глаза детей, воодушевленно рассказывающих о том, как они семьей мастерили поделку. Такая деятельность помогает по – новому взглянуть друг на друга, развить фантазию, творческие способности.
Продуктивной формой сотрудничества стало проведение совместных творческих выставок, работы которых выполнены на родительском клубе «Сотворчество» : «Я рисую маму, а мама меня», «Портрет Осени из природных материалов», «Новогодние фантазии», «Обвинская роспись», «Что значит мое имя», «По мотивам натюрмортов К. Петрова-Водкина», «Фантазии из соленого теста», «Пермский звериный стиль», «Художники Перми», «Такая простая и сложная глина».
Дети в тесном взаимодействии с родителями выполняют рисунки, живописные работы, аппликации из природного материала, коллажи, объемные лепные композиции. Это здорово, когда на одном листе встречаются детская непосредственность и опыт взрослого. Каждый чему-то учится друг у друга, взрослый может увидеть успехи своего ребенка на примере других детей, отметить для себя положительный стиль общения в других семьях.
Совместные открытые мероприятия проходят особенно плодотворно по итогам проектной деятельности, в которых дети принимают участие уже с определенным багажом знаний и умений и в разнообразных видах деятельности наилучшим образом раскрывают свои таланты. Всем родителям запомнились проекты: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Человек – творец», «Предметы русской старины», «Мы помним, мы гордимся».
Многие семьи с большим желанием принимают участие в проектной деятельности, создавая своими руками оригинальные поделки, делая подборку различной информации, эстетично оформляя её, совместно с детьми создавая атрибуты для игр, сказок, краеведческого музея детского сада, музыкального зала.
Ежегодно, в рамках «Недели открытых дверей», семьи воспитанников с большим интересом принимают участие во всех открытых мероприятиях, через которые воспитатели все чаще активно привлекают семьи в образовательный процесс. Родители рисуют в паре с детьми, совместно исполняют песни, играют на инструментах, участвуют в сценках утренников и театральных постановках, являются членами команд спортивных соревнований, проводят зарядку, дома с детьми готовят декорации и костюмы для детских праздников, участвуют в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности и досуга.
Самыми незабываемыми для воспитанников остаются совместно с родителями воскресные экскурсии в Пермскую художественную галерею или Краеведческий музей, поездки на страусиную ферму или конный завод, совместный поход в театр, в осенний лес по экотропе: «Птицы Черняевского леса» или зимние прогулки на лыжах всей семьей.
Эти мероприятия всегда детально разбираются с детьми: что понравилось, запомнилось, вызвало эмоциональный отклик, чему хорошему научило. Только своим примером можно заинтересовать малыша к творческой деятельности, к занятиям спортом, новым знаниям, тем самым создавая условия для раскрытия природных задатков детей.
Являясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители проявляют искренний интерес к жизни детского сада, глубже понимают цели и задачи общего дела, поэтому взаимодействие год от года становится интереснее и многообразнее.
Становясь старше, сталкиваясь с разнообразием событий внешнего мира, человек часто пытается упорядочить их в соответствии с принципами, которые усвоил дома, в детском саду. Прекрасно, если принципы едины для всех участников образовательного процесса, только в этом случае можно создать все условия для полноценного взросления, творческого развития дошкольников, помочь им быть успешными в различных видах деятельности и в социуме.