Надежда Прудникова
Теории обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является образовательный процесс.
Предметом исследования является закономерности образовательного процесса.
Категориально-понятийный аппарат.
В педагогике существует три типа языка: научный, профессиональный и обыденный.
Категория – образование, обучение, воспитание.
Понятие – педагогический процесс, формирование личности, развитие личности, социализация, ребенок как субъект воспитания, технология и прочее.
Публикация «Теории обучения и воспитания» размещена в разделах
Категории образования понимается как процесс, результат (содержательный и формальный, сеть образовательных учреждений, взаимосвязь образовательных учреждений (Процесс = обучение + воспитание).
Понятие:
Цель – конечный прогнозируемый результат.
Деятельностный компонент: методы, формы и средства обучения и воспитания.
Учитывая схему 1 и схему 2 расположим по-другому рассматриваемые компоненты:
Структура дидактической системы (рис. 1).
Методологические основания.
Методология – учение.
Методология – инструмент знания – практика.
Выделяют следующие уровни методологии:
1. Философский;
2. Общенаучный;
3. Конкретно-научный;
4. Уровень конкретных методик.
Философский уровень предполагает философские учения: концепция экзистенциализм и бихевиоризм.
Теория экзистенциализма – «человек автор своей судьбы», свобода и ответственность. Данные философские идеи легли в основу личностно-ориентированного подхода согласно которому, чтобы человек стал автором своей судьбы, нужно чтобы он стал автором своего учения, следовательно, надо создавать условия для свободы выбора.
Теория бихевиоризма – «стимул – реакция». В основе формирующего подхода.
Общенаучный уровень – системный подход.
Конкретно-научный уровень – применим к определенной области знаний. Есть определенные законы и принципы обучения.
Уровень конкретных методик. Примером является исследования методики организации педагогического эксперимента.
Рассмотрим методы исследования в педагогике.
Метод исследования – это способ добывания новых знаний.
Эксперимент – научно-поставленный опыт.
Гипотеза – предположение, которое нужно подтвердить, либо опровергнуть.
I этап эксперимента – теоретический. Определяются методологические основания исследования (например, объект, предмет, цель и т. д.). Выдвигается гипотеза и дается теоретическое основание.
II этап эксперимента – экспериментальный. Опробация (проверка) гипотезы на практике: 1) констатирующего эксперимента; 2) формирующего эксперимента; 3) контрольного эксперимента. Контрольная и экспериментальная группа для него необходима «чистота» эксперимента.
III этап эксперимента – подведение итога. Закрепительный, аналитический, т. е. делаются выводы, и гипотеза либо подтверждается, либо опровергается.
Ранжирование – метод исследования, который определяет или устанавливает ранг.
Корреляция считается по формуле:
n – количество испытуемых
Структура науки.
Педагогика взаимодействует с другими науками. При этом взаимодействии могут возникать новые отрасли педагогики. Таким образом, можно утверждать, что педагогика это наука.
Теории обучения
Дидактика – наука, которая отвечает на три основных вопроса:
Обучение – процесс взаимодействия ребенка и педагога, направленный на достижение цели обучения.
Выделяют внешнюю структуру обучения (Заглядовский В. И., она включает в себя три компонента:
Одна из структур – это целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-регулировочный компонент.
Изначально выделяют 2 смысла обучения: образ «ребенок – зерно» (саморазвитие, «ребенок – глина» (формирую ЗУН).
Формирование – вид развития личности под воздействием внешних факторов.
Саморазвитие – многоаспектный качественный процесс в самоизменении личности связанный с реализацией внутренней потребности к самосовершенствованию и направленный на самоизменения себя для продуктивной самореализации.
Процесс саморазвития спиралевидный и он бесконечный.
- Рефлексия
- Самопознание
- Самоопределение
- Саморегуляция (постановка целей деятельности, сама деятельность, планирование и т. д.)
- Самоактуализация
Одно из условий саморазвития – деятельность и свобода.
В дидактике выделяют традиционный классический подход – личностно-ориентированный.
На современном этапе в связи с внедрением в ООУ ФГОС выделяют системно-деятельностный подход.
Целевой компонент в процессе обучения
Традиционный подход Современный подход
Цель обучения ЗУН («навыковая школа») по ФГОС
предметные
метапредметные (универсальные предметные действия)
коммуникативные;
познавательные;
личностные;
регулятивные
личностные (результаты)
Выделяют систему цели на Федеральном уровне, региональном, муниципальном, на уровне общеобразовательной организации, детские группы.
Содержание образования
знания умения, навыки
Опыт творческой деятельности Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру
Закономерности – объективные устойчивые связи между компонентами процесса.
Принципы – требования к организации педагогического процесса.
Пример закономерностей:
1. Взаимообусловленность – обучение воспитания, развития и деятельности учащихся.
2. Цель, содержание педагогического процесса являются социально обусловленными.
Пример принципов: закономерности помогают понять, как протекает процесс, а принципы как строить процесс.
1. Принцип научности.
2. Принцип наглядности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип последовательности.
5. Принцип теории и практики.
С позиции продуктивного обучения (эвристическая система обучения, А. В. Хуторской) – образ современного ученика.
1. Принцип личностного целеполагания ученика.
2. Принцип образовательной рефлексии ученика.
3. Принцип продуктивной деятельности ученика.
Методы обучения
- способ «достижения цели обучения».
Рассмотрим методы обучения с позиции классической дидактики, традиционный подход.
Технология обучения – совокупность методов и приемов, которые приводят к гарантированному результату.
Гарантированный результат => система => алгоритм.
Элементы технологии:
1. Концептуальная основа;
2. Целевой компонент;
3. Процессуальный компонент;
4. Диагностический компонент.
Системное квантование.
Формы обучения – внешнее очертание, или способ существования какого-либо содержания.
Основной организацией формой обучения является урок: традиционный.
В зависимости от дидактической цели выделяют несколько форм уроков:
1. Создание образовательной продукции ученика.
2. Использование учителя в открытых заданиях.
Открытые задания – задания, на которые нет однозначного ответа.
Средства обучения – инструментарий, которые использует педагог в учебном процессе для достижения цели обучения.
Диагностика форм обучения – контроль, оценка.
Виды диагностики форм обучения: текущий, промежуточный и итоговый.
Формы: экзамен, зачет, контрольная работа.
Методы: устный, письменный, машинный.
Философская теория познания – методологическая основа традиционной системы обучения.
Существует закон познания:
1 этап – чувственное восприятие, возникает представление. Далее живое созерцание.
2 этап – абстрактное мышление.
3 этап – применение на практике.
Этапы освоения знаний:
1 этап – Восприятие
2 этап – Осмысление
3 этап – Закрепление
4 этап – Применение
Концепции обучения и воспитания
Концепция развивающего обучения
Концепция воспитания Е. В. Бондаревская «Человек и культура» - личностно-ориентированная концепция.
Концепция – совокупность теоретических воззрений на какой-либо вопрос.
Воспитание – «процесс педагогической помощи ребенку становлению его субъективности, культурной идентификации, социализации и жизненном самоопределении».
В концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России указаны следующие ценности: труд, семья, творчество, человечество, искусство, литература.
Цель воспитания – воспитание человека культуры: свободная личность, гуманная личность, духовная личность, творческая личность, практическая личность (Е. В. Бондаревская).
Принципы воспитания (Е. В. Бондаревская):
1 принцип природосообразного воспитания;
2 принцип культуросообразного воспитания;
3 принцип веры в ребенка;
4 принцип гуманизма.
Содержание воспитания включает в себя аксиологический (добро, когнитивный (знания о) и деятельностный (виды деятельности) компонент.
Методы воспитания:
1. Убеждение (формирование сознания) – инструмент воздействия – слово.
2. Упражнение – методы организации деятельности и формирование опыта поведения).
3. Стимулирование – поощрение, наказание.
Приемы воспитания – отдельное воздействие.
Формы воспитания по степени проявления активности воспитанника, например, мероприятие (меньше активности, дело, игра (больше активности).