Инга Кудинова
Теоретическое обоснование опыта работы на тему «Экспериментирование в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире
что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".
Сухомлинский В. А.
Дети старшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира.
Условия возникновения и становления опыта
Публикация «Теоретическое обоснование опыта работы на тему „Экспериментирование в детском саду“» размещена в разделах
Почему я выбрала экспериментирование? Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Дошкольники – прирожденные исследователи. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
Актуальность.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В условиях модернизации дошкольного образования особое значение приобретают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6 ФГОС ДО)
В соответствии с требованиями ФГОС ДО ребё нок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Новизна темы.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
Теоретическая основа.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова педагога Н. Н. Подъякова: "Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов". Вот почему в изучении экологического развития детей основной упор сделан на наблюдение, экспериментирование.
Изучая работы известных педагогов А. Н. Подъякова, Н. Н. Подъякова, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовской, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой понимаешь, что исследовательская деятельность детей - это процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, это поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Согласно ФГОС ДО «образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, … и должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)».
Структура проведения эксперимента :
1. Постановка проблемы;
2. Поиск путей решения проблемы;
3. Проведение наблюдения;
4. Обсуждение увиденных результатов;
5. Формулировка выводов.
Форма работы с детьми : групповая, подгрупповая.
Методы и приемы работы с детьми : практические, проблемно-поисковые, наглядные, словесные.
Виды детской деятельности.
Коммуникативная, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, игровая.
Форма проведения.
• Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства.
• Разрешено свободное размещение детей;
• Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности;
• Разрешено свободное общение детей (рабочий гул).
Адресная направленность.
Опыт может быть интересен воспитателям ДОО, а также может использоваться родителями в условиях семейного воспитания.
Формы работы по экспериментированию можно использовать в кружковой деятельности, НОД, свободное от занятий время. Исходя из опыта работы, мною были проведены консультации для воспитателей по организации экспериментирования в ДОО, проведено открытое занятие для родителей.
Практическое применение опыта.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям.
Вывод.
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Литература:
Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»
«Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками» Библиотека воспитателя.
Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни.
Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Старшая группа.
Е. Е. Салмина «Рабочая тетрадь по опытно- экспериментальной деятельности. Старший дошкольный возраст»