Алла Козлова
Теоретический семинар «Взаимодействие с родителями как ресурс повышения качества образовательной деятельности»
▼ Скачать +Заказ
Теоретический семинар
«Взаимодействие с родителями, как ресурс повышения качества образовательной деятельности»
Цель:
Раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями дошкольников для повышения активности родителей как участников образовательного процесса, для повышения качества образования
Задачи:
Публикация «Теоретический семинар „Взаимодействие с родителями как ресурс повышения качества образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
• формировать у родителей (законных представителей) воспитанников позитивного отношения к детскому саду, осознания необходимости посещения ребенком дошкольной образовательной организации;
• выделить как традиционные, так и новые формы взаимодействия с родителями, направленные на повышение их активности как участников образовательного процесса;
• продолжать устанавливать партнерские отношения;
• обобщить опыт работы педагогов по данному направлению
•
Повышение результативности и качества образования в ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями воспитанников. Педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле воспитания и образования, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении.
Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу
Не секрет, что в садах посещаемость желает оставлять лучшего, родители воспринимают детский сад не совсем как образовательное учреждение, поэтому могут без уважительных причин не посещать детский сад.
С целью улучшения посещаемости и качества образования и качества воспитательно-образовательной работы была разработана «Дорожная карта»
Дорожная карта
Мероприятия
• Разъяснительная работа с родителями (законными представителями) о важности посещения детского сада
• Представление на групповых родительских собраниях анализа ежемесячной посещаемости детей, моральное поощрение родителей (законных представителей, чьи дети стабильно посещают детский сад
• Издание информационного буклета «Семь причин, по которым нужно ходить в детский сад»
• Мониторинг посещаемости и заболеваемости детей, сравнительный анализ
• Формирование положительного облика детского сада и воспитателей в глазах воспитанников и их родителей (законных представителе, стимулирование каждого ребенка к регулярному посещению детского сада
• Изучение мнения родителей о формировании положительного образа воспитателей в глазах ребенка, о желании ребенка ходить в детский сад
• Соблюдение режимных моментов, кварцевание помещений, проветривание
• Проведение утреннего фильтра приема детей
• Беседы с родителями (законными представителями, информационные стенды о специфической и неспецефической профилактике заболеваний у детей
• День здоровья
• Дни открытых дверей для родителей (законных представителей) обучающихся
• Совместные мероприятия:
-открытые занятия,
-мастер-классы,
-спортивные и музыкальные мероприятия,
-проектная деятельность,
-акции,
-интеллектуальные ринги,
-родительская гостиная,
-выставка и др.
Проанализировав с коллегами в начале учебного года посещаемость в нашем детском саду, мы пришли к выводу, что низкие показатели носят причину, отнюдь не заболеваемости воспитанников, а просто родители решили отдохнуть. Естественно, низкая посещаемость снижает и качество образования.
Поэтому, в рамках работы с «Дорожной картой», наши педагоги организовали работу «Родительской гостиной». Мы стараемся использовать наиболее эффективные методы работы с родителями, но при этом не отменяем и ранее перечисленные наглядно- информационные и традиционные методы работы
В каждой группе был разработан план мероприятий на каждый месяц, по одному мероприятию в неделю, с привлечением родителей.
Родительская гостиная
Традиционные формы
• Родительские уголки (с различными рубриками,
• Папки - передвижки
• Информационные папки (тематические)
• Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»
• Мини-библиотеки на различные темы,
• Стенгазеты «Мама – солнышко мое», «Защитники Отечества», и др.
• Общие и групповые родительские собрания;
• Открытые занятия;
• Неделя открытых занятий
• Совместное создание предметно – развивающей среды;
• Совместные выставки поделок и рисунков родителей и детей.
• День открытых дверей для родителей.
• Спортивные, музыкальные праздники и развлечения.
• Тематические недели
• Беседы с детьми и родителям
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний;
• Совместные экскурсии;
• Лепбуки;
• Создание видеофильмов;
• Творческая мастерская (проводят родители);
• Квесты;
• Благотворительная деятельность;
• Тренинги;
• Утренний сбор с участием родителей;
• Использование интернет-ресурсов;
• Различные акции («Покормите птиц», «Помоги Земле» и др.)
• Родительские клубы
• Одной из эффективных форм работы с родителями является совместные экскурсии. Участниками являются дети и родители и воспитатель. Воспитатель и родители с удовольствием организуют экскурсии для детей в музей, в библиотеку, Планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.
• Интересно проходит «Утренний сбор» с участием родителей.
Родители подбирают литературу, изучают ее вместе со своим ребенком, таким образом расширяют кругозор своих детей.
• Во время проведения «Дня открытых дверей», для тех, кто готовится к поступлению в детский сад, всегда отводится время для выступления родителя, чей ребенок уже посещает ДОУ. Наравне со старшим воспитателем, который знакомит родителей с задачами, приоритетным направлением учреждения, родители рассказывают о традициях детского сада, правилах, делятся своим личным опытом, который они приобрели в адаптационный период. Мы считаем, что это способствует установке доверительных отношений между родителями и детским садом.
• Нами была проведена «Неделя открытых занятий», родители могли посетить любое занятие, в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми, принять участие в непосредственной образовательной деятельности.
• В нашем детском саду традиционно проведение совместных праздников для детей, когда воспитатели вместе с родителями работают над сценарием и вместе с детьми устраивают представление, принимают в празднике непосредственное участие, а не наблюдают со стороны.
• Хочется отметить, что родители всегда активно откликаются принять участие в спортивных праздниках, развлечениях, мы стараемся привлечь их не только в качестве участников, но и консультантов, арбитров, болельщиков, привлекаем родителей к исполнению каких- то ролей. Родители принимали участие в подготовке и проведении Нового года, роль Деда Мороза предложил исполнить дедушка нашего воспитанника, роль Бабы Яги в квесте на День Земли сыграла мама нашей воспитанницы.
• Нами проводятся выставки, совместных работ детей и родителей, организуются мини-музеи «Музей русский сувенир», Мини- музеи по сказкам «Музей сказочных костюмов», «Музей сказочной посуды», «Музей по стихам А. Барто» При этом в комиссию по подведению итогов всегда включаются представители родительского комитета.
• Мы организуем совместные игры «Играем вместе» Значительным подспорьем в работе педагогов стала библиотека игр. Родители, благодаря воспитателям, знакомятся с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома, и по совету воспитателя, пополняя библиотеку новыми играми
• Проводим тренинги «Развиваем мелкую моторику», «Арттерапия»
• Интересные консультации для родителей с использованием интерактивной доски «Во что играют наши дети»
• Наши педагоги провели много мастер - классов для родителей с детьми, где родители были активными участниками, а не наблюдателями.
• Вместе с родителями и детьми проводим экспериментирование.
• Приглашаем родителей в нашу «Творческую мастерскую», где родители вместе с детьми рисуют, делают поделки. Приветствуем инициативу родителей, они могут с детьми сделать свою поделку.
• Интересно проходят тематические недели. Например «Неделя театра» Родители активно приняли участие, показали детям спектакль, поиграли с детьми. Интересно прошла и неделя «Музей сказок», родители активно собирали экспонаты, шили костюмы сказочных герое. Также интересной была неделя «Профессии»
• Родители помогают в организации предметно-развивающей среды, в благотворительных акциях «Поможем птицам», «Помощь старым людям», «Помощь животным»
• Активно приняли участие в квесте «День земли»
• Мы выпускаем для родителей стенгазеты, приглашения
Дети всегда очень эмоционально откликаютсяа на проявление творчества родителями : будь то роль на празднике или поделка из природного материала. Они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих мам, пап, бабушек, дедушек, которые, оказываются, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.
• Учитывая занятость родителей, активно используем интернет : мы делаем фотографии, фильмы для родителей о жизни детей в детском саду и рассылаем родителям, размещаем на фейсбуке, делаем рассылку с информацией в чат для родителей. Таким образом, родители информированы и у них формируется представление,что в детском саду осуществляется не только присмотр и уход за их ребенком, но и происходит всестороннее развитие и воспитание их детей.
Вся эта работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы, способствует повышению качества образования. Как показала практика, за короткие сроки у нас в саду выросла посещаемость, родители стали намного серьезнее относится к дошкольному образованию, у них сформировалось понятие того, что качественное дошкольное образование является фундаментом успешного обучения в школе.