Рита Хабибуллина
Теоретический семинар «Профстандарт. Необходимые знания по трудовой деятельности. Развивающая деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретический семинар. Пофстандарт. Необходимые знания по трудовой деятельности. Развивающая деятельность
Необходимые знания Педагогические закономерности организации образовательного процесса.
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития.
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся.
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ.
Публикация «Теоретический семинар „Профстандарт, Необходимые знания по трудовой деятельности, Развивающая деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.
Педагогические закономерности
образовательного процесса.
Системный подход -рассмотрение объектов как систем
Под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой участников педагогического процесса, направленная на развитие личности.
Любое образовательное учреждение рассматривается как сложная социально- педагогическая система. Процесс обучения, процесс воспитания являются подсистемой педагогического процесса, учебное занятие является подсистемой процесса обучения.
Движущие силы педагогического процесса: Разрешение внешних и внутренних противоречий. которые возникают внутри самой системы и при ее взаимодействии
Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи или как их еще называют принципы
Принципы педагогического процесса.
Принцип научности • Принцип активности субъектов педагогического процесса. • Принцип взаимозависимости и взаимообусловленности всех структурных компонентов педагогического процесса. • Принцип постепенного развития субъектов педагогического процесса. • Единство требовательности и уважения к субъектам педагогического процесса. • Учет возрастных и индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса. • Принцип стимулирования деятельности, инициативы и творчества субъектов педагогического процесса. • Создание комфортного психологического климата. • Принцип комплексной оценки деятельности субъектов педагогического процесса.
1. Социальная обусловленность целей, содержания и методов педагогического процесса. 2. Взаимообусловленность обучения, воспитания, развития и деятельности учащихся. 3. Зависимость содержания, методов, форм педагогического процесса от его целей и задач.
4. Закономерность динамики педагогического процесса.
5. Закономерность развития личности в педагогическом процессе.
Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:
• наследственности; • воспитательной и учебной среды; • применяемых средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия 6. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.
Эффективность педагогического процесса зависит от:
• интенсивности и качества чувственного восприятия; • логического осмысления воспринятого; • практического применения осмысленного.
7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность педагогического воздействия зависит от:
- интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;
- величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:
- действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
- интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.
9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:
- интенсивности и качества чувственного восприятия;
- логического осмысления воспринятого;
- практического применения осмысленного.
10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:
- качества педагогической деятельности;
- качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
11. Закономерность обусловленности педагогического процесса.
Течение и результаты педагогического процесса зависят от:
- потребностей общества и личности;
- возможностей (материально-технических, экономических и других) общества;
-условий протекания процесса (морально-психологические, эстетические и другие).
Только взаимодействие всех компонентов обучения
обеспечит достижения результатов соответствующих поставленным целям.
Законы развития личности и проявления личностных свойств,
психологические законы периодизации и кризисов развития
Возраст - период развития человека, который характеризуется совокупностью закономерностей формирования организма и личности.
Паспортный возраст - хронологический возраст человека с момента рождения и до конца жизни.
Биологический возраст отражает биологическую эволюцию человека.
Психологическая характеристика возраста - ступень психического развития человека как индивида и как личности.
Возраст культурного развития - показатель овладения культурными правилами и нормами поведения относительно хронологического возраста.
Социальная характеристика возраста - степень его социальной зрелости.
Возрастная периодизация Каждый возрастной период характеризуется специфической для него социальной ситуацией развития
Социальный статус – положение в обществе;
Систему взаимоотношений с другими людьми (взрослыми, ровесниками и т. д.);
Адаптацию к новым социальным условиям (д/с, школа, ВУЗ и т. д.)
Виды ведущей деятельности:
Младенчество –непосредственное эмоциональное общение.
Раннее детство – предметная деятельность.
Дошкольный возраст – игра.
Младший школьный возраст – учебная деятельность.
Подростковый возраст – интимно-личностная, общественно-полезная.
Юношество –учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение.
Понятие сензитивных периодов развития ребёнка ввёл Выготский. Он считал, чтона каждом возрастном этапе необходимо уделять внимание конкретной области. Сензитивные периоды в развитии - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности ти (легкой обучаемости им, т. е. это период максимальных возможностей для формирования свойств психики
В результате каждого вида ведущей деятельности формируются психические новообразования - это результат психического развития индивида в определённом возрастном периоде Понятие критических периодов в психологию введено Л. С. Выготским, который различал периоды спокойного развития ("лизисы") и
периоды переломного, критического развития ("кризисы").
Возрастные кризисы - "реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды".
Кризис новорожденности. знакомство с другим, страшным и неизвестным миром, происходит через преодоление жутких препятствий -процесса рождения.
Кризис 1 года – прямохождение, развитие речи – это главные новообразования возраста, длится около месяца.
Кризис 3 лет. 1)ребенок к становится более настойчивым и свободным в движениях и поэтому устанавливает более широкий радиус целей; Гл новообразование «Я сам» - появляется фундамент личности.
Кризис 7 лет. Становление произвольности, конкретных ситуаций. Готовность к школе.
Кризис подросткового возраста. Особенность-личностная нестабильность
Отроческий кризис-связан с духовным ростом и изменением психич. Статуса
Кризис 17лет. Стрессовый период, определяется професс-я деятельность.
Кризис среднего возраста. По числу суицидов близок к подростковому
Кризис старости. 3 подкризиса. 1) переоценка своего «Я» помимо профессиональной роли, которая у многих до ухода на пенсию остается главной. 2) осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, выработка необходимого равнодушия к этому. 3) исчезновение самоозабоченности, спокойное принятие мысли о смерти.
4. Закономерности формирования детско- взрослых сообществ, их социально психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ.
ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ сообщество -
- это объединение субъектов (педагогов, детей, их родителей) на основе общих ценностей;
-это такая общность взрослых и детей, для которого характерны содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются склонности, особенности каждого, его желания, его права и обязанности;
-первичная контактная группа детей и взрослых, проявляющая схожие потребности и интересы;
-пространство совместно распределенной деятельности;
Типы ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ сообществ
Диадная общность -Общность-группа
Общность-через посредника
Общность в- воображении
Структурированный закрытый тип общности: школьный класс учебная студенческая группа семья
Структурированный открытый тип общности: молодежные общественные объединения, кружки, секции, досуговые объединения, студенческие клубы, юношеские клубы, клубы по интересам.
Неструктурированный открытый тип общности: субкультурные общности открытого типа, игровые общности, игровые общности в условиях временного детского коллектива, сбор (общность на сборе)
Неструктурированный закрытый тип общности: дружеские группы, субкультурные общности закрытого типа, группы встреч, тренинговые группы (Т-группы)
Закономерности формирования детско- взрослых сообществ
Со-бытийность - особое состояние детско-взрослой общности, которое находит выражение: в эмоциональном сближении членов общности; характеризует совместное бытие, соприкосновение жизней (бытия) нескольких людей, пересечение их в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространстве, которое ощущается ими как встреча Я - Ты, духовная общность, «бытие-с- другими», чувство «МЫ».
Стратегии поведения в детско- взрослой общности: Избирательная стратегия «Что это? И зачем мне это?» Стратегия эмоциональной включенности «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Стратегия деятельностной включенности «Нам интересно, мы умеем жить и творить вместе!» Авторская стратегия «Мне интересно, и я знаю, как можно сделать нашу жизнь лучше, понимаю, что мне дает группа!» Социокультурная стратегия «Как сделать наш мир лучше? Что мы можем для этого сделать?»
10 заповедей воспитания
1. Главная цель воспитания – счастливый человек. 2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
3. Воспитание без уважения – подавление. 4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству. 5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
6. Развивай в себе незаурядность. 7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.
8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей. 9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным. 10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Принцип семи «У»: 1 .улыбчивости 2. уважительности 3. удивительности 4. убедительности 5. успешности 6. уверенности 7. уравновешенности улыбайся, уважай, удивляй и убеждай успевай и уверяй про себя не забывай!
Принцип комплексного подхода, гуманизации воспитания, целостности, сотрудничества.
Основные принципы образовательной общности: развитие как детей, так и взрослых современность разновозрастность взаимопонимание и доверие самоосознание