Ольга Малянова
Теоретический анализ проблемы экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать
Природа – это единственная книга, каждая
страница которой полна глубокого содержания.
И. В. Гете
В настоящее время вопросы охраны природы, разумного и бережного отношения к флоре и фауне нашей страны приобретают всё большую актуальность. Это связано с тем, что экологическая ситуация в нашей стране характеризуется как кризисная и сводится к следующим основным моментам: быстрое истощение природных ресурсов и загрязнение природной среды на фоне быстрого увеличения численности населения. Следовательно, чтобы выйти из кризиса, необходимо:
Публикация «Теоретический анализ проблемы экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
- разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов;
- поддержание динамического равновесия между природой и человеком;
- формирование в обществе экологического сознания.
В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологического образования, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения непрерывности данного процесса в различных образовательных учреждениях. Президент РФ неоднократно заявлял о необходимости бороться с экологической безграмотностью в России. Следовательно, система экологического образования и воспитания будет занимать все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений, развитие их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка к самостоятельной жизни в качестве полноценных членов общества.
Теоретическая значимость данной статьи заключается в обобщении литературного материала по данной проблеме и изложении методических рекомендаций по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Проблеме формирования экологической культуры личности в последние годы уделяют внимание многочисленные исследователи. В работах Н. М. Верзилина, С. Н. Глазачева, В. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, П. Г. Иоганзена, Д. Н. Кавтарадзе, И. С. Матрусова, A.A. Мамонтовой, И. Н. Пономаревой, H.A. Рыжовой, И. Т. Суравегиной, B.А. Левина и др. рассматриваются научные аспекты теоретико-методологического обеспечения процесса экологического образования и воспитания детей.
Теоретический анализ проблемы экологического воспитания дошкольников необходимо начать с его определения. Экологическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимают единство сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках и экскурсиях, в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Полученные экологические знания постепенно преобразовываются в убеждения, доказывают на интересных примерах свою необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведённые в убеждения, формируют экологическое сознание.
Экологическое поведение же складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели мотивы личности (мотивы в своём сознании проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
Таким образом, в сущности экологического воспитания выделяют две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение. Для формирования экологического сознания в современных образовательных учреждениях создаются все условия. А экологическое поведение формируется с годами.
Процесс познания проходит в различных организационных формах, каждая из которых отличается от других характером деятельности педагога и воспитанников. Следует отметить огромное образовательное значение экскурсий: конкретизирует программный материал, расширяют кругозор и углубляют знания дошкольников. Различают следующие виды экскурсий:
- в природу;
- в музеи и на выставки;
- на сельскохозяйственные производства, станции юннатов, опытные станции.
Наиболее распространенным видом являются экскурсии в природу, где дети могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Попадая в природную среду со всем её многообразием предметов и явлений, дети учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т. е. подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы детей, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у детей формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала. Планомерное проведение экскурсий развивает у дошкольников навыки изучения своего края.
Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у детей воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть её красоту, понимают необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания, кроме того, они укрепляют сознательную дисциплину, воспитывают коллективистские навыки. Экскурсии имеют большое значение и для физического развития дошкольников. Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде содействует закалке и укреплению здоровья детей. Существенное значение в экологическом воспитании имеют также экскурсии в музеи, на выставки, опытные станции и т. д.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого уточняются отличительные признаки, изменения, происходящие в природных объектах. Оно нацелено на расширение у детей представлений о мире, выработку позитивной системы ценностей и установок по отношению к природе, на развитие воображения и эстетического восприятия окружающего, понимание собственных сложных взаимосвязей с природой и на воспитание экологической этики. Именно на этой основе формируются понятия, практические умения и навыки. Иными словами, наблюдение – это целенаправленно организованное отражение внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного поиска. Наблюдать можно не только объекты и явления, но и их отражения и изображения в различных средствах обучения: картинах, фотографиях, слайдах и т. д. Однако, «высшей формой наглядности» (Бабак А. Г.) являются наблюдения в природу. Это могут быть наблюдения за изменениями в живой природе в разное время года, за растениями на лугу и др.
Опыт – способ изучения объектов и явлений природы, состоящей как в их искусственном воспроизведении (при невозможности наглядной фиксации в естественных условиях, так и в теоретико–практическом преобразовании условий протекания с целью доказательства определенного предположения. По сравнению с наблюдением это более сложный способ получения необходимых сведений о природных явлениях, отличающийся: более активным воздействием на изучаемый предмет или явление окружающей действительности; необходимостью соотношения наблюдаемого в опыте явления с его природным аналогом (тем, что происходит в реальных условиях) и формулированием на этой основе выводов; специально подготовленными условиями поведения. То есть «наблюдение соблюдает то, что ему предлагает природа, опыт берёт у природы то, что он захочет». Опыты необходимы для определения физических, химических, биологических свойств веществ или тел, раскрытия и объяснения тех или иных явлений, происходящих в природе. Это, например, изучение свойств и трёх состояний воды, изучение состава и свойств воздуха и т. д.
Важный метод экологического воспитания – слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа – четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации. Особенно эффективны игры по экологии и охране природы, которые не только представляют детям возможность получить определенные знания, но и воспитывают у них экологическую грамотность, активизируют их интерес к проблемам защиты окружающей среды, формируют нравственные качества личности.
Экологическое воспитание детей так же предполагает использование таких нетрадиционных форм, как природоохранные акции, проведение экологических викторин и олимпиад, выпуск детьми экологических листовок и т. д.
Всё сказанное позволяет сделать вывод – экологическое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, привидения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:
- объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.
Библиографический список
1. Закон РФ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ.
2. Закон РФ «Об образовании» // Собрание законодательства РФ.
3. Бондаренко А. Т. Ознакомление детей с природой: Учеб. пособие для воспитателей. – МН. : «Асар» - 1996.213с.
4. Веретенникова С. А. Методика ознакомления детей с природой. М. : Просвещение, 1996, 583 с.
5. Маханева М. Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №2. С. 58-67.
6. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание: (Педагогическое образование) : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Р. А. Петросовой. М. : Издат. центр «Академия», 2000.176с.
7. Молодова А. А. Игровые занятия с детьми : Учеб. метод. Пособие для воспитателей детских садов и для учителей. – МН. : «Асар» - 1996.198с.