Тамара Кульменёва
Наблюдение — как форма чувственного познания
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – это уникальная книга. Её тираж – один экземпляр.
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы.
Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.
Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.
Публикация «Наблюдение — как форма чувственного познания» размещена в разделах
Человек, умеющий видеть прекрасное в природе родного края, умеющий удивляться ее совершенству, испытывающий стремление разгадать ее тайны, становится лучше в нравственном отношении, наделен чувством ответственности и стремлением жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем.
Важно уметь обращать внимание ребенка на прекрасное в природе.
Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой родного края к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, чувственного познания окружающей природы родного края.
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Через наблюдения я решаю следующие задачи:
• на примере природы Родного края познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать своё место в нём;
• нравственное воспитание дошкольников, развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям;
• способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;
• учить ориентироваться в родной природе.
Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают, высказывают собственное мнение.
В условиях ФГТ наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание и осмотр объектов природы, заполнение календарей, коммуникативная - рассказы детей на основе впечатления, продуктивная - это возможность выразить воспитанниками своих впечатлений в рисунках и поделках.
Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.
Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений :
Циклическая организация наблюдений.
Пространственная организация наблюдений.
Продолжительность наблюдений.
Структура наблюдения.
Подготовка и организация наблюдений.
Каждое утро мы с ребятами наблюдаем и отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки - схемы, тем самым формируем интерес к явлениям родной природы, умение сравнивать и анализировать народные приметы.
На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Обращаем внимание детей на появление первоцветов в родной природе, листочков на дереве, знакомим их с насекомыми, птицами нашего края, устраиваем различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Организуем наблюдения в цветнике.
Рядом с нашим детским садом, есть лесная зона, где мы можем познакомиться с разнообразием родной природы с растительным и животным миром. Здесь мы с детьми можем провести интересные наблюдения в естественных условиях и сделать важные выводы. Именно здесь мы можем привить любовь и бережное отношение к природе.
Наблюдая красоту природы, восхищаясь ее многообразием и неповторимостью, ее яркими красками и причудливыми формами мы выражаем свои чувства и свой эмоциональный отклик, через создание поделок из природного материала собранного во время экскурсий и прогулок в лес.
Завершить своё выступление хочется словами Гёте
«Природа – это единственная книга, каждая страница
которой, полна глубокого содержания».