Галина Глотова
Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в словарной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы»
Цель: диссеминация педагогического опыта по работе над расширением семантических полей в процессе словарной работы.
Задачи:
повышение уровня компетентности педагогов в области теоретических основ развития лексики у детей дошкольного возраста;
Публикация «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста, Расширение семантических полей в словарной работе» размещена в разделах
передача путем демонстрации последовательности действий при организации технологии «семантического поля» и «мнемотехники»;
мотивация участников мастер - класса на использование данных технологий.
Основные методы и приемы : словесный, наглядный, технология «семантическое поле» и «мнемотехники».
Количество участников: 4 (молодые специалисты) и все присутствующие в зале.
Материалы и оборудование:
демонстрационный: ноутбук, проектор, экран, презентация, мольберт, игрушечный зайчик, магниты, сюжетные картины, картинка «Ромашка» для показа игры, картинки.
раздаточный материал: сюжетные картинки, смайлики, платочки. Мячик для игры.
Оборудование выставки: буклет, картотека игр, игры по развитию речи, сундучок «Мини музей», «Веселые обводилки» и др.
Ход мастер – класса:
№ Содержание слайда Текст сообщения
1 Тема: Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы. Уважаемые коллеги, здравствуйте.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
2 Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
3 Фотографии психологов Выготского Льва Семеновича, и Лурия Александра Романовича. В своей работе мы опираемся на исследования психологов Выготского Льва Семеновича, и Лурия Александра Романовича.
Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию.
4 Нарушение лексико – грамматической стороны речи у детей
Неправильное употребление окончаний.
Предложно – падежных конструкций.
Неправильное согласование слов в предложении, словосочетании. Выделены следующие нарушения лексико-грамматической стороны речи у детей : Это неправильное употребление: -окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных; - предложно-падежных конструкций. неправильное согласование слов в предложении, словосочетании,затруднения в подборе определений, синонимов и антонимов; ошибки в словообразовании. Ошибки в словоизменении
5 Затруднения в подборе определений
Синонимов и антонимов
Ошибки в словообразовании, словоизменении Проблема развития словаря у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной.
6 Базовая задача в речевом развитии дошкольника – это формирование словаря
Слово – система кодов, которая передает информацию о свойствах, функциях предмета, связи одного предмета с другим.
Базовая задача в речевом развитии дошкольников - это формирование словаря. Развивая словарь, мы подготавливаем ту базу, на основе которой идет совершенствование фонематической стороны речи.
* Слово - система кодов, которая передает информацию о свойствах, функциях предмета, связи одного предмета с другими.
* Основной функцией слова является его обозначающая роль.
* Слово может обозначать либо предмет, либо действие, либо качество или отношение.
7 Семантический треугольник
Изображение семантического треугольника В процессе развития слово стремится к превращению в понятие. Сказанное можно представить в виде семантического треугольника. Исследования психологов Выготского Л. С. и Лурия А. Р. показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение, слово вызывает к жизни целый комплекс ассоциаций
8 Семантическое поле - это комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова называется «семантическим полем». Сначала дети учатся моделировать небольшое «поле», связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют.
9 Семантическое поле с использованием пиктограмм
Так же Семантическое поле можно рассмотреть с использованием пиктограмм. Обратите внимание на последовательность: Ядерное слово, родственные слова, слова - действия, слова - признаки, слова - синонимы, слова – антонимы, словесные логические задачи.
А сейчас мы приглашаем группу молодых специалистов, которые будут выполнять роль воспитанников старшей группы. Проходите, вставайте полукругом.
- Давайте познакомимся, поиграем, узнаем, как бы вы хотели, чтобы вас называли. Передаем зайчика друг другу и отвечаем полными ответами.
«Добрый день. Я - зайчик Тоша, а ты кто?.»
- Теперь я предлагаю вам присесть за стол. Отгадайте загадку: «Дикий маленький зверь живет в лесу, грызет кору, корешки и т. п. у него длинные уши, короткий хвост» Верно, это зайчик.
- Ребята, а как по другому можно назвать родственников зайчика? (заяц, зайчонок, зайчиха)
- Посмотрите на картинку и скажите, что зайчик делает? и как? (прыгает высоко, присел, огляделся, прищурился, прислушался.)
- А теперь расскажите какой он (дикий, маленький, белый, серый, трусливый, пугливый, осторожный, длинноухий, короткохвостый)
- Посмотрите на картинки, по очереди скажите, какими словами можно назвать действия зайчика. (побежал, добежал, убежал, забежал, вбежал.)
- Сейчас назовите противоположные качества зайчика в сравнении с другими животными.
Заяц маленький, а медведь? (большой) Заяц трусливый, а лев? (смелый) Заяц быстрый, а черепаха? (медленная, заяц добрый, а волк? (злой)
- Посмотрите на картинку, придумайте название названия к сказкам, составьте собственный рассказ по картине в парах.
Благодарим нашу творческую группу и просим оценить работу в мастер – классе с помощью смайликов. Предлагаем вам выбрать соответствующий смайлик и прикрепить на мольберт. (удивленный – узнали что то новое, спокойный – было познавательно, задумчивый – есть над чем поработать)
Молодцы, ребята, вы справились. Спасибо за работу.
Уважаемые коллеги! Работа с технологией «Семантического поля» идёт последовательно, но может варьироваться в зависимости от ситуации, может проходить в два, три и более этапов.
10 Изображение «Ромашка» В такой же технологии можно поиграть в игру «Ромашка» На каждый лепесток свое задание. В центр помещается картинка – ядерное слово и разбирается. Кто (что) это. Какой? Назвать качества. Что делает? Чем питается. Назвать ласково, назвать родственные слова. Игра наоборот - антонимы, игра похожие слова – синонимы. Подобрать загадку и стихотворение, придумать историю или сказку.
11 Лексико - грамматические игры по созданию семантических полей
Игры с ядерными словами («Ассоциации», «Назови три слова» и т. д.).
Игры с однокоренными словами.
(«Найди родственников», «Слова-братишки» и т. д).
Игры со словами – антонимами.
(«Слова –неприятели», «Слова – аналоги» и т. д.).
Также в работе над расширением «семантического поля» мы используем игры и упражнения.
Лексико - грамматические игры по созданию семантического поля. Обратите внимание на слайды.
12 Игры со словами – синонимами
(«Слова –приятели», «На что похоже» и. т. д.)
Игры с ситуативными словами
(«Дополнялки», «Сочинялки», «Посиделки» ит. д.)
Игры с мыслеобразными словами («Составь слово», и т. д.) Работая по теме «технологии семантических полей» эффективность занятий заметно увеличилась. Систематическое использование дидактических игр и игровых упражнений по данной технологии оказали положительное воздействие на образовательный процесс.
13 Семантическая сеть по сказке Так же можно использовать семантические поля по сказкам.
А сейчас немного отдохнем. Предлагаем игру с залом.
Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
• Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
- Молодцы, у вас все получилось.
14 Мнемотехника –это техника это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования
Так же в работе используется технология «Мнемоника, или мнемотехника» - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, которая выражается в мнемотаблицах.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей направлены на обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой
15 Мнемотаблица по стихотворению Мнемотаблицы можно использовать для облегчения запоминания стихотворений. Обратите внимание, как можно зарисовать любое стихотворение в виде мнемотаблице для облегчения заучивания.
Хитрый ежик чудачек, сшил колючий пиджачок
Весь в иголках, без застежек
На иглу нацепит ежик.
Грушу, сливу, всякий плод, что под деревом растет
И с подарочком богатым
Поспешит к своим ежатам.
16 Мнемотаблицы по сказкам. Мнемотаблицы часто используем для пересказа сказки. Будьте внимательны, вопрос к залу. «Что за сказка зашифрована на мнемотаблице?» («Лисичка со скалочкой» «Заюшкина избушка»
17 Мнемотаблицы по сказкам «Жихарка»
18 Мнемотаблицы по сказкам Какие же Вы молодцы, настоящие профессионалы.
19 «Спасибо за внимание» Уважаемые коллеги, мы поделились с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы мы активно применяем в своей работе, что позволило не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.