Папки-передвижки

Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Безбородова Екатерина
Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Достаточный уровень развития связной речи – одно из важнейших условий успешности обучения будущего первоклассника в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы педагога, осваивая образовательную программу, последовательно и полно излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов из учебников, художественных произведений.

Согласно исследованиям многочисленных ученых в области логопедии, сформированная связанная речь является фундаментом всего дальнейшего образования ребенка. Предпосылками к овладению связной речью являются не только высокий уровень развития лексического и грамматического строя речи, но и сформированные психологические процессы, такие как: память, внимание, мышление и воображение. Как пишет Т. Б. Филичева, связная речь – это логически организованная речь, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью [3].

Основное назначение связной речи – это ее коммуникативная функция. Она осуществляется в двух основных видах – диалоге и монологе, и каждый из них имеет свои особенности, которые определяют вид методики их развития.

Диалог является одной из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику. Диалог состоит из реплик, речевых реакций. Данная форма речи опирается на знание того, о чем идет речь. В диалогической речи допускаются жесты, интонационные компоненты. Коммуникативной целью монологической речи является сообщение о фактах окружающей действительности. Особенность данной формы речи – заранее продуманное содержание.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом к усвоению речи, если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то в дальнейшем это наложит свой отпечаток на разных возрастных этапах. У детей дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Появляется четкое произношение, сформированные фразы, точные высказывания. Дошкольники не только отличают существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинают определять причинно-следственные отношения среди них, кратковременные и прочие взаимоотношения. Обладая довольно сформулированным активным разговором, дети стремятся рассказать и отвечать на вопросы для того, чтобы находящимся вокруг него слушателям было понятно, что он хочет сказать. В тоже время с формированием самокритичного отношения к собственному высказыванию у детей возникает и критичный подход в речи сверстников.

Обучение детей рассказыванию предшествует подготовительная работа, цель которой – достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. По материалам исследования

А. Н. Гвоздева ребенок к шести годам должен овладеть всей системой родного языка:

– связная речь;

– последовательное изложение мыслей;

– выстраивание распространенных предложений;

– пересказ стихотворений, сказок, рассказов;

– правильное звукопроизношение;

– воспроизведение слов со сложной слоговой структурой;

– широкий пассивный и активный словари.

Основной контингент детей в логопедической группе дошкольной образовательной организации – дети с общим недоразвитием речи.

Как пишет Р. Е. Левина, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи [2].

У детей данной категории отмечаются трудности в формировании связного высказывания. По данным научных исследований у детей с данной речевой патологией снижены такие когнитивные функции как память, воображение, внимание.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием речевых средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5–6 лет, а иногда и старше имеют бедный активный словарь, который в основном состоит из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Пассивный словарь детей, находящихся на первом уровне речевого развития, значительно шире активного. Это создает впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.

На втором уровне речевого развития речевые возможности детей значительно возрастают. Такие дети общаются теперь не только с помощью жестов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств. У таких детей словарный запас довольно разнообразный, в нем четко различаются слова, обозначающие предметы, действия, а нередко и качества. На этом уровне дети уже могут пользоваться личными местоимениями, редко предлогами и союзами. Но по-прежнему отмечается незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение слоговой структуры слова, аграмматизмы, хотя смысл рассказанного понять можно даже вне наглядной ситуации [2].

На третьем уровне речевого развития речь детей уже развернутая, ярко выраженных лексико-грамматических и фонетических отклонений нет. На данном уровне отчетливо выражены нарушения письменной речи. В устной речи дошкольников, имеющих третий уровень недоразвития речи, наблюдаются отдельные аграмматизмы, неправильное или неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки у таких детей не такие разнообразные, чем у детей, находящихся на более низком уровне развития речи [5].

Также отмечаются ошибки в словоизменении, а именно смешение и замена окончаний. Вследствие этого нарушается синтаксическая связь между словами в предложении. У детей на данном уровне речевого развития дефекты звукопроизношения незначительны, отмечаются лишь затруднения в различении фонем.

При анализе научной литературы, можно отметить, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в определении логической последовательности событий, в подборе слов для построения высказывания, самостоятельного изложения мыслей. Исследования ученых позволяют сделать вывод, что связная речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. Дети данной категории не могут последовательно и связно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в упрощенном виде и ограниченном объеме [5].

В своих высказываниях дошкольники с общим недоразвитием речи используют простые фразы, нераспространенные предложения. При этом отмечаются ошибки в согласовании слов, отмечаются ошибки при употреблении предлогов.

У детей с данной речевой патологией возникают трудности с пересказом, а именно они не могут логически правильно воспроизвести события, на низком уровне доступен пересказ текста описания. Ребенок с общим недоразвитием речи испытывает трудности при описании предметов, они заменяют рассказ-описание перечисление признаков и отдельных частей признаков предмета. Таким образом, дети нарушают последовательность и связность высказываний, не могут завершить начатое и возвращаются к высказываниям, которые говорили раннее.

Т. Б. Филичева отмечает, что в устном речевом общении дети с общим недоразвитием стараются не использовать трудные для них слова и выражения. Если создать для детей условия, когда оказывается необходимым использование тех или иных слов, то сразу заметны пробелы в речевом развитии. Инициаторами общения такие дети бывают очень редко. Они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождаются рассказом [2].

Несформированность связной речи детей с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют значение для всего процесса обучения и воспитания [6].

В дошкольной образовательной организации работа по развитию связной речи традиционно осуществляется через проведение игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим. Мероприятия, проводимые логопедом и воспитателями, включают целенаправленное формирование лексического и грамматического строя речи, развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию, исправление имеющихся недостатков. К наиболее практикуемым методам формирования связной речи относят обучение рассказыванию о событиях, предметах, по картинам.

Проанализировав труды Л. Н. Ефименковой можно выделить приемы и этапы коррекционной работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Она разделяет весь коррекционный процесс на три этапа:

– на первом этапе основной задачей является расширение активного словарного запаса ребенка;

– на втором этапе начинается подготовка к овладению фразовой речи;

– на третьем этапе проводится работа по формированию связной речи.

Л. Н. Ефименкова в методических пособиях по формированию связной речи у детей с речевой патологией сначала описывает коррекционную работу по развитию подробного пересказа, а затем выборочного и творческого. Автор уделяет особое внимание анализу текста, который предшествует пересказу. После того как у ребенка

с нарушением речи сформировался навык пересказа, педагог переходит в обучению составления рассказа, опираясь на личный опыт дошкольника [2].

В. П. Глухов в своих исследованиях отмечает, что формирование связной речи длительный процесс, и он включает в себя работу по:

– расширению словарного запаса;

– формированию грамматической стороны речи;

– формированию и развитию фразовой речи.

Данная работа проходит с учетом особенностей ребенка и использованием наглядного материала [1].

В работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи Т. А. Ткаченко предлагает использовать наглядный материал и моделирование плана высказывания. Как правило, все упражнения располагаются от простого к сложному с постепенным убыванием наглядности [4].

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с общим недоразвитием речи. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у таких детей речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работа. Уделяется внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления.

В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

– составление рассказов по сюжетным картинкам, на которых изображено несколько групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах обиходного сюжета;

– составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин;

– рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;

– обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам);

– описание пейзажной картины.

При формировании связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи рекомендуется использовать следующие виды заданий с использование наглядности:

– составление рассказов по сюжетным картинкам, по серии картинок;

– составление рассказов по картинкам с определенным местом и действием предметов, которые определяют тематику картины;

– обучение рассказыванию по картинкам и опорным вопросам с целью придумывания предшествующих и последующих событий.

Особое место в развитии ребенка дошкольного возраста занимает дидактическая игра, она имеет большое значение для воспитания в целом. Она способствует развитию не только детской речи, но и улучшению внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Основная цель дидактических игр – развитие ребенка, коррекция того, что ему присуще и проявляется в нем, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

В формировании связной речи у детей с речевой патологией игра способствует:

– развитию правильного звукопроизношения дошкольника;

– формированию умения последовательно излагать мысли и развитию связной речи.

Также необходимо в процессе лексико-грамматических игр постараться пополнить словарный запас детей синонимами. А благодаря игровой форме процесс обучения происходит доступно и интересно для детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время проблема развития связной речи является значимой, так как от сформированности связной речи зависит полнота познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения школе и развитие личности в целом. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Индивидуальные особенности дошкольника с общим недоразвитием речи, характер речевого нарушения, выявление достоинств каждого из методов и приемов формирования связной речи, должно ориентировать учителя-логопеда в выборе именно того метода и приёма, который поможет полноценно сформировать связную речь. Выбор формы работы по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи также зависит от механизма нарушения, его симптоматики, структуры дефекта, психологических особенностей ребенка.

Литература

1. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М. : Аркти. – 2004. – 168 с.

2. Основы логопедии : Учебное пособие / Т. Б. Филичева [и др. ]. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.

3. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда. – 2-е изд. – М. : Просвещение. – 1985. – 112 с.

4. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. М. : Ювента. – 2007. – 64 с.

5. Гербова, В. Развитие речи в детском саду 5-6 лет. – М. : Мозаика-Синтез. –

2015. – 144 c.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 13 января 2025 в 16:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Безбородова Екатерина (УИ 2023910) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД