МААМ-картинки

Теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста

Арекаева Диана Игоревна
Теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Физическое развитие выступает объективным показателем состояния здоровья населения. Забота о физическом развитии детей дошкольного возраста приобретает значимость для всей последующей жизни человека.

В литературе встречаются разные определения понятия «физическое развитие», основным компонентом этого понятия является термин «развитие». Рассмотрим подходы к его определению.

А. В. Коротаев, А. С. Малков, Д. А. Халтурин в самом общем виде под развитием понимают процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Публикация «Теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

А. А. Реан развитием человека называет процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

К определению понятия «физическое развитие» также существуют разные подходы ученых и практиков. Авторами определяется понятие «физическое развитие» в узком и широком смыслах.

Физическое развитие в широком смысле рассматривали В. П. Дудьев, А. В. Кенеман, В. И. Козлова, Э. Я. Степаненкова, Ж. К. Холодов, Д. В. Хухлаева и другие.

Физическое развитие, по определению Э. Я Степаненковой, – динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и т. п.) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.

Ж. К. Холодов определяет физическое развитие как процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие Д. В. Хухлаевой определяется как процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма, их пропорций, созревание различных органов, систем на определённом этапе развития, в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.

Физическое развитие, по мнению В. И. Козлова, – это и непрерывно происходящие биологические процессы. В каждом возрасте эти процессы отличаются набором связанных между собой, с внешней средой функциональных, морфологических, психических и других свойств организма, которые обусловлены запасом физических сил. Наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, питание, физическая активность, занятия спортом – все это оказывает влияние на физическое развитие человека.

Уровень физического развития обуславливает показатели физической подготовки, мышечной, умственной работоспособности человека.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

1) показатели телосложения – длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, – они характеризуют биологические формы (морфологию, человека;

2) показатели здоровья – отражают морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека (работа всех органов и систем организма);

3) показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др) .

Названные показатели, изменяясь в течение жизни человека, определяют характер его физического развития. Эффективное управление физическим развитием осуществляется с учетом закономерностей изменения показателей телосложения, здоровья и физических качеств.

Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов определяют законы, которым подчиняется процесс физического развития. К числу этих законов относятся:

- законы наследственности как способности организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству, благодаря чему все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида; эти законы должны учитываться в качестве факторов, которые благоприятствуют, или препятствуют физическому совершенствованию человека (наследственность учитывается при прогнозировании спортивных достижений);

- закон возрастной ступенчатости – вмешательство в процесс физического развития человека для управления им возможен на основе учета особенностей и возможностей организма человека на различных возрастных этапах;

- закон единства организма и среды – был сформулирован и обоснован И. М. Сеченовым в 1861 г., развит И. П. Павловым (1927 г.) – предполагает учет условий жизни человека – социальных условий, условий труда, быта, воспитания и других, что оказывает влияние на физическое состояние организма человека, изменение его функций, форм; географическая среда также влияет на физическое развитие;

- закон упражняемости – предполагает, чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь, другими словами для успешного физического развития организма человека необходимо постоянно упражняться (выполнять физические упражнения, заниматься спортом);

- закон единства форм и функций организма в его деятельности – основан на положении, что в основе жизнедеятельности человека заложены физиологические и морфологические реакции, которые под воздействием факторов внешней среды и целенаправленного воздействия человека изменяются; основные положения этого закона были разработаны А. Дорном (1875 г., Н. Клейнбергом (1886, Л. Плате (1913, А. Н. Северцовой (1912, 1939)иИ. И. Шмальгаузеном (1934, 1964) – ученые доказали, что каждая часть и каждый организм обладает несколькими функциями, но в процессе развития одна из функций становится преобладающей, другие – изменяются или исчезают, но как бы не изменялись формы и функции организма, они остаются неразрывно связанными и представляют собой единое целое.

Учет этих законов позволяет эффективно и научно обоснованно подходить к рассмотрению и организации процесса физического развития человека.

В аспекте физического развития необходимо рассматривать такие понятия как физические качества, физическое воспитание.

Под физическими качествами понимаются социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К физическим качествам человека относятся сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость. Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление за счет усилия мышечных волокон. Быстрота – способность выполнять движение за минимальное время. Ловкость – способность быстро перестраивать двигательную деятельность и выполнять сложно-координационные движения, включает способность создавать новые двигательные навыки, способность быстро реагировать на изменение ситуации и способность выполнять сложно-координационные движения. Гибкость – это способность выполнять движения с максимальной амплитудой, что зависит от морфофункциональных особенностей двигательного аппарата, вязкости мышц, эластичности связок, состояния межпозвоночных дисков и т. д. Выносливость – это способность выполнять длительную работу и противостоять утомлению. Существует несколько видов выносливости: статическая, динамическая, скоростно-силовая, локальная, региональная. В спортивных схватках при равных условиях именно выносливость может стать определяющим качеством победителя.

Физическое воспитание, по определению Ж. К. Холодова, – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Дошкольный возраст – это период жизни ребенка 3-7 лет. Он, по мнению А. Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания» личности, временем становления личностных механизмов и образований, периодом интенсивного физического развития ребенка. Аналогичного мнения придерживается Ж. К. Холодов, отмечая, что в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все важнейшие функции и системы организма. В этом же возрастном периоде закладываются основы всестороннего развития физических способностей ребенка. Наиболее благоприятны в дошкольном возрасте закаливание, овладение двигательными умениями, гигиеническими навыками и т. д.

В ФГОС дошкольного образования определены основные положения, касающиеся физического развития детей дошкольного возраста. Образовательной областью «Физическое развитие» предполагается приобретение детьми опыта в следующих видах сферах деятельности:

- во-первых, в двигательной сфере, в т. ч. в выполнении упражнений, на развитие физических качеств (координации движений, гибкости;

- во-вторых, в правильном выполнении основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, повороты, в формировании начальных представлений о некоторых видах спорта и овладении подвижными;

- в-третьих, в становлении целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- в-четвертых, в овладении элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (питание, двигательный режим, закаливание и др.).

Содержание работы по физическому развитию детей дошкольного возраста определяется содержанием образовательной области «Физическое развитие», напрямую зависит от возраста детей, реализуется в определённых видах деятельности. Для детей дошкольного возраста такими видами деятельности выступают игровая и двигательная, музыкально-ритмические движения.

Таким образом, физическое развитие – это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

Основные положения относительно физического развития детей дошкольного возраста отражаются в ФГОС дошкольного образования. Физическое развитие детей дошкольного возраста на каждом этапе дошкольного детства отличается характерными особенностями, отличными от характеристик других возрастных этапов.

Особенности физического развития детей дошкольного возраста

Важными показателями развития детей дошкольного возраста являются анатомо-физиологические особенности и особенности психического развития детей, а также особенности физического развития. В возрасте 3-4 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма.

Перечислим основные изменения в организме детей дошкольного возраста, которые связаны с состоянием их здоровья:

- анатомо-физиологические особенности детей характеризуются увеличением и роста и массы тела, как мальчиков, так и девочек;

- важными показателями развития у детей выступают особенности развития их опорно-двигательного аппарата: совершенствуются отдельные отделы позвоночника, но скелет остается гибким при продолжающемся во времени окостенении, что исключает использование на физкультурных занятиях силовых упражнений, и повышает значимость контроля за правильностью позы детей;

- активно развивается у детей система дыхания, которая ведет к росту потребности организма в кислороде, увеличивающейся всего за два года – с 3 до 5 лет – на 40%, что ведет и к увеличению жизненной емкости легких детей;

- изменениям подвергается и сердечно-сосудистая система детей – появляются значительные колебания в показателях сердечной деятельности и дыхания: увеличивается частота сердечных сокращений (пульса) в минуту и, частота дыхания; это важно учитывать, т. к. при физической нагрузке сердечная мышца у детей утомляется, а признаки утомления выражаются в покраснении (побледнении) кожи лица, учащенном дыхании, одышке, нескоординированных движениях, это исключает перегрузку детей, предполагает выполнение ими более спокойных видов деятельности в процессе двигательной активности;

- у детей развиваются органы чувств, а первые 3-4 года жизни человека называют «золотой порой» развития сенсорных способностей;

- в возрасте 3-4 лет у детей изменениям подвергается и нервная система, развивается высшая нервная деятельность, что приводит к возрастанию силы нервных процессов, повышению их подвижности, совершенствованию связей и отношений во взаимодействии сигнальных систем, все это в совокупности приводит к совершенствованию речи детей, усложнению игр, сопровождающихся речью, позволяет разнообразить приемы обучения.

- однако некоторое несовершенство нервных процессов у детей приводит к нарушению процессов возбуждения и торможения, следствием чего могут выступать утомление, бурные эмоциональные реакциям, нарушения правил поведения.

Итак, анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста характеризуются:

- равномерностью физического развития без резких изменений при всей его интенсивности;

- развитием опорно-двигательного аппарата, системы дыхания, сердечно-сосудистой системы и нервной системы;

- активным развитием органов чувств и нервной системы.

Важным показателем здоровья детей дошкольного возраста является их психическое развитие. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста проявляются:

- в активном использовании речи как условия расширения кругозора,

- в росте психической выносливости,

- в повышении потребности в получении новых знаний, впечатлений и ощущений,

- в активном развитии фантазирования.

На фоне этих изменений у детей, отмечает Л. А. Свирская, развиваются индивидуальные особенности, такие как своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности и другие. Кроме того, к четырем-пяти годам складывается «психологический портрет» личности детей, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек», а также креативности.

Е. А. Ермулина, Т. В. Тараторкина подчеркивают, что физическое развитие детей дошкольного возраста достаточно равномерно, без резких изменений. У детей дошкольного возраста на фоне роста всех органов и систем, сохраняется повышенная потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Заметно улучшается и быстрота реакции, координация и скорость движений, а также исчезает неуклюжесть, появляется ловкость и гибкость. Происходят изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Появляется у детей и способность к регуляции двигательной активности. У детей дошкольного возраста возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех темпе. Уровень функциональных возможностей детей также повышается.

С учетом характерных особенностей физического развития детей дошкольного возраста, их возможностей определяются цель и задачи физического развития. Цель физического развития детей дошкольного возраста – развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.

Задачами физического развития детей выступают:

1) формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие интереса к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях;

2) развитие у детей физических качеств – скоростных, силовых, а также выносливости, координации, гибкости;

3) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

4) формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Ни в какой другой период жизни физическое развитие не связано так тесно с общим развитием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Таким образом, физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется развитием и совершенствованием анатомо-физиологических особенностей (роста, веса, органов и систем организма, органов чувств и др., психическим развитием (развитием речи, ростом психической выносливости, повышением потребности в получении новых впечатлений и ощущений и др., равномерным, но интенсивным физическим развитием, выраженным в росте потребности в движении, двигательной активности, эмоциональной окрашенности действий детей. Обеспечение решения задач физического развития детей дошкольного возраста возможно в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.

В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Рассмотрев в первой главе теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста. Проанализировав труды выдающихся педагогов: Я. А. Коменского, Е. А. Покровского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко по данному вопросу было сформировано ключевое понятие физического развития.

Физическое развитие - это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

Рассмотрев особенности физического развития детей дошкольного возраста можно сделать следующий вывод:

- физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется развитием и совершенствованием анатомо-физиологических особенностей (роста, веса, органов и систем организма, органов чувств и др.);

- психическим развитием (развитием речи, ростом психической выносливости, повышением потребности в получении новых впечатлений и ощущений и др., равномерным, но интенсивным физическим развитием, выраженным в росте потребности в движении, двигательной активности, эмоциональной окрашенности действий детей.

Среди других возрастов дошкольный возраст имеет особо важное значение, так как в этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем.

Таким учитывая физического детей возраста закономерно двигательные и физические Свободная активность, ребенку радость физических освобождаться чувства зажатости, влиять свое состояние поведение.

Публикации по теме:

Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости»Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости» В физкультурных уголках есть огромное разнообразие различных спортивных пособий, а я хочу познакомить Вас с "Лестницей ловкости" которая.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Использование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детейИспользование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детей Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление. Как помочь малышу меньше болеть простудными заболеваниями? Как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 08:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Арекаева Диана Игоревна (УИ 526040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД