Мария Веселкова
Основы логопедической работы по формированию монологической речи у дошкольников с ОНР и младших школьников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
На основе выделенных специфических особенностей у детей младшего школьного возраста с ЗПР и старшего дошкольного возраста с ОНР мы представили логопедическую работу по формированию монологической речи.
В ходе этого этапа работы решались следующие задачи:
Публикация «Основы логопедической работы по формированию монологической речи у дошкольников с ОНР и младших школьников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1) развитие умений пересказывать текст с опорой на наглядность, дифференцировать их между собой, самостоятельно составлять и использовать при пересказе;
2) коррекция связной речи при обучении пересказа
3) развитие монологической речи.
Был выделен ряд условий, на основе которых строились занятия:
подбор стимулирующего материала в соответствии со сложной структурой дефекта;
учет возрастных особенностей ребенка;
индивидуальный подход;
занятия проходили в ведущем виде деятельности.
Организация занятий по развитию связной речи должна отвечать ряду требований:
1. Создание соответствующих условий для возникновения у дошкольников потребности говорить. Важный фактор повышения мотивации - заинтересованность детей в изучаемом материале. Иными словами, восприятие предметов, явлений, их изображений, сведений о них должно затрагивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка [29, c.76].
Интерес к теме может быть вызван у детей с помощью различных средств. Во-первых, манерой воспитателя вести занятие, заинтересованностью воспитателя в том, о чем он спрашивает или рассказывает. Во-вторых, поощрительны мерами, которыми он стимулирует ребенка к продолжению речи : оценкой, одобрением, вручением фишек, звездочек, подсчетом баллов и др. В-третьих, организацией разнообразных видов деятельности дошкольников на занятии (в том числе игровой) : отгадыванием недостающих элементов в картине, работой со скрытой картинкой, ролевой игрой, определением последовательности в серии картинок при соревновании группы по рядам и др. В-четвертых, новой информацией об одном - двух интересных признаках, присущих изучаемому предмету или явлению, которая по ходу изучения темы берется из рассказа воспитателя или прочитанного текста.
2. Работа над логикой высказывания. В старших группах она должна быть результатом четкой организации предметной деятельности дошкольников (рассматривание предмета в определенной последовательности, выполнение строго по плану практических действий с ним, составление предмета из частей и др.) и фиксации этой деятельности в виде картинного, схематического или словесного плана.
На занятиях чтения и развития письменной речи, как в младших, так и в старших группах последовательность изложения мыслей, логическая связь частей высказывания отрабатываются с опорой на серию сюжетных картинок, собственные рисунки детей и иллюстрации в книге, на словесный план к прочитанному тексту или заданной теме. По мере перехода дошкольников из группы в группу словесный план становится доминирующим при подготовке их к связному изложению мыслей [36, c.155].
3. Организация языковой основы для высказывания. Решение этой задачи предполагает, что дошкольники, во-первых, приобретают необходимый словарь и осваивают синтаксические структуры для выражения мыслей по теме и, во-вторых, овладевают специальными языковыми средствами, которые обеспечивают объединение синтаксических единиц в целое. Это требование реализуется с помощью словарной работы, построения предложений с усвоенными словами, ответов на вопросы двумя-тремя предложениями, которые по образцу или напоминанию воспитателя связываются личными и указательными местоимениями, местоименными наречиями, одними и теми же видовременными формами глагола и др.
4. Четкая постановка перед детьми цели высказывания, что фактически определяет направление, по которому должен строиться рассказ.
5. Организация самого высказывания. Она осуществляется с опорой на уже составленный из частей предмет или на картинный, схематический (символический, словесный планы. При этом логопед сводит до минимума собственную речевую деятельность, молча указывая на признак предмета или его символическое изображение (несколько цветных полосок на листе бумаги или несколько различных геометрических фигур могут подсказать ребенку, что необходимо упомянуть цвет предмета, его форму и т. д.) либо на пункт плана, по поводу которого дошкольник должен говорить в данный момент. При необходимости логопед прибегает к помощи других дошкольников для дополнения, исправления речи ребенка. Важно, чтобы речевой поток детей не прерывался часто репликами логопеда [55, c.133].
Предварительная работа по подготовке изучения темы, логики ее развития, отбору языковых средств должна подвести детей к самостоятельному коллективному или индивидуальному связному высказыванию.
6. Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов упражнений; пересказ текста, описание предмета; рассказывание по серии сюжетных картинок, одной картинке, опорный словам, предложенной теме, заданному началу и т. д.
Руководство выполнением любого вида упражнений в связной речи обязательно состоит из следующих этапов: подготовка к высказыванию (целевая установка, мотивации речи детей, планирование изучаемого материала и, наконец, его оформление (лексическое, морфологическое, синтаксическое).