Мария Панина
Теоретические и культурологические обоснования многообразия представлений о дружбе
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «дружба» имеет достаточно больше количество трактовок. И это характерно не только для нашего времени. Интерес к данному феномену проявлялся исследователями еще со времен древности. На сегодняшний момент эволюция представлений о дружбе как о феномене взаимодействия людей отражена в разных направлениях научного познания, а именно в философии, социологии, культурологии и этнографии, социальной психологии. Кратко рассмотрим основные тенденции развития и подходы к изучению подобных представлений.
Публикация «Теоретические и культурологические обоснования многообразия представлений о дружбе» размещена в разделах
Философские концепции позволяют проследить историческое развитие социальных представлений о дружбе как культурном феномене. Аристотель предпринимал попытки дать определение различным типам дружбы, для того, чтобы выделить среди них дружбу истинную. Он выделял два основных типа дружбы : дружба, основанная на интересе, и дружба благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Аристотель вводит понятие «политическая дружба», опираясь на рассуждения о том, что отношения, связывающие двух деловых людей, едва ли можно воспринимать как дружбу, скорее как заинтересованность в успехе общего дела. Именно с этим связано появление понятия «политическая дружба» как дружба между политическими деятелями, направленная на достижение успеха в политике, способствующая установлению взаимоотношений между государствами. Надо отметить, что в рамках философского подхода дружба рассматривается как морально-нравственная ценность, регулирующая отношения чаще всего родственные. И. С. Кон, исследуя данную проблематику, отмечал, что в античности дружба изначально связывалась с ритуалами, родственными и общественными отношениями. Таким образом, важной особенностью представлений о дружбе в античности становятся некие правила данного вида отношений, модели поведения друзей. Так, Цицерон указывает, что дружба предполагает взаимную требовательность, контроль, и взаимопомощь. В средние века выделяется понятие «божественной дружбы», которая противопоставлена реальным межличностным отношениям и является выражением любви к богу. В эпоху Возрождения дружба представляется как самое естественное и высокое человеческое чувство, а Просвещение описывает дружбу как нравственную ценность.
Культурологический аспект рассмотрения дружбы отражает преимущественно специфичные культурные особенности дружеского взаимодействия. Тут особенности представлений о дружбе и тенденции формирования дружеского поведения сообразно формам культур можно условно подразделить на индивидуалистические и коллективистические по своему характеру. Представители индивидуалистических культур руководствуются личным выбором в вопросах формирования собственных дружеских привязанностей и отношений, ориентируются в рамках таких взаимоотношений преимущественно на удовлетворение потребностей в самоуважении и безопасности, при этом возможность «побыть одному» не теряет своей значимости. Надо также отметить, что в целом для представителей индивидуалистических культур характерна меньшая степень эмоциональной привязанности к своим друзьям, нежели у представителей коллективистических культур, которые формируют свои дружеские отношения на основании тех, которые были сформированы в начале жизни, при участии родителей или других старших членов семьи или наставников.
В качестве примера можно указать, что в Японии можно выделить два основных типа межличностных отношений: дружеские отношения, культивируемые и поддерживаемые как результат обязательств перед группой (например, семьей, и собственные друзья (отношения, основанные на взаимной симпатии, интересах и общих ценностях). Межличностные отношения, которые развиваются из взаимных симпатий, интересов – это дружба одноклассников одного пола, таким связям свойственно сохраняться всю жизнь. Количество личных друзей обычно небольшое, им отводится очень важная функция в жизни человека – с ними он может свободно и искренне обсуждать свои личные проблемы.
В контексте социально-психологического знания дружба рассматривается как один из видов межличностных отношений. В данном случае сложно провести четкую границу между именно социальными представлениями о дружбе и психологическими особенностями дружеских межличностных отношений. Тем не менее, можно выделить основные направления социально-психологических исследований представлений о дружбе :
1) изучение межличностной привлекательности в дружеских отношениях;
2) изучение социальных представлений о дружбе;
3) изучение особенностей организации дружеского взаимодействия детей, юношей, взрослых, в однополых и разнополых парах.
Несмотря на все многообразие подходов к изучению феномена дружбы и взглядов на построение дружеских отношений, опосредованных огромным количеством таких факторов как пол, возраст, национальность, социальный статус и проч., можно выделить основную, характерную для всех подходов, составляющую, а именно – дружба представляет собой один из видов близких межличностных отношений. В подобных отношениях реализуются наиболее значимые потребности индивида: потребность в любви, принадлежности и значимости. Для каждого человека дружба является и жизненной, и нравственной ценностью. В общественном сознании она представляется как некие идеальные отношения, отличающиеся высоким уровнем доверительности и привязанности.