Ахмерова Юлия Дамировна
Теневой театр как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Кусок дерева со шнурками, скорлупа ореха, не имеющие никакой цены вещи, как голыши, древесные листы и содержимое бумажной корзины, получают великое значение в следствие живой детской фантазии, которая бумажные лоскутки преобразует в чашки и лодки, в животных и людей"
Т. В. Прейер
Введение
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!
Известный российский психолог Д. Б. Эльконин указывает на необходимость использования игры, как ведущего вида деятельности, для всестороннего развития личности дошкольника. Именно в игре происходит усвоение общественных отношений, эмоционально и интеллектуально значимых ценностей, и смыслов личности [15]. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка - сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Развитие эмоциональной сферы и формирование личностных качеств ребенка посредством театрализованной деятельности является современным и увлекательным методом в воспитании дошкольников, поскольку имеет широкий ряд возможностей и пользуется у детей любого возраста интересом.
Буренин А. И. в своей книге «Театр всевозможного» говорит, что «с точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а так же о коррекционных возможностях театра». Эта деятельность интересна и детям, и взрослым. Она объединяет их для достижения единой цели — самого спектакля и подготовки к нему [5].
Театр является традиционным видом искусства, он дает эмоциональный импульс для различного рода деятельности, выполняет воспитательную роль, а также способствует формированию личностных качеств. Театр и игра близки ребенку, он стремиться воплотить в действие жизненные впечатления, то, что казалось невозможным - оживет в руках детей, заиграет в новых красках.
Одной из важных задач театральной деятельности является позитивное отношение к себе, как к личности, к своим сверстникам и другим людям. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом индивидуальных особенностей. Выступление перед зрителями формируют уверенность в себе. Развивая художественное восприятие, мы воспитываем в ребенке культуру, интерес, знание, желание общаться.
Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости. Если даже родители не являются большими поклонниками театрализованных представлений, следует учитывать необходимость и пользу их присутствия в жизни ребёнка для гармоничного развития личности и мировоззрения.
Актуальность данной методической разработки определяется потребностью в поиске новых, более эффективных путей и способов решения задач обучения, воспитания и развития детей в современных условиях.
Огромный интерес у детей вызывает теневой театр, но он мало используется в дошкольном образовании. Теневые театрализованные игры оказывают огромное значение на развитие и формирование личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача - воспитать целеустремленную, творчески активную и, в целом, всесторонне развитую личность.
Кроме того, в настоящее время детские театры, сталкиваются с большой проблемой. В некоторых субъектах страны нет своего детского театра, а те, что есть, в большинстве своем нуждаются в дополнительном финансировании, ремонте, переоборудовании. Большое количество детей ни разу не были в театре, не знают какие виды театральной деятельности существуют, не представляют насколько театральные постановки интереснее, чем просто посмотреть мультфильм по телевизору. Занятие театральной деятельностью, стало необходимостью современного воспитательно - образовательного процесса, поэтому в дошкольных учреждениях стоит уделять особое внимание занятиям театральной деятельностью. Не только рассказывать детям о театре, но и вовлекать их в различные постановки, тем самым способствовать личности. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс.
Новизна данной методической разработки заключается во внедрении техники теневого театра в работу с детьми дошкольного возраста как редкого вида театрализованной деятельности.
Цель - показать значимость театрализованной деятельности в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста и представить технику внедрения в образовательный процесс такого направления, как театр теней.
Задачи:
- Развивать личностные качества ребенка: доброта, аккуратность, вежливость, честность, самостоятельность, инициативность;
- Формировать коммуникативные навыки и нравственные качества;
- Обогащать и активизировать словарный запас детей, диалогическую речь;
- Познакомить детей с видами театра, разнообразием театральных постановок;
- Воспитывать эстетический вкус;
- Формировать общую культуру ребенка.
2. Театрализованная деятельность в жизни ребенка дошкольного возраста.
Детям в дошкольном возрасте нужно получать как можно больше разнообразных впечатлений, от того, какие они будут, какие эмоциональные отпечатки оставят, какой опыт приобретет ребенок - зависит его общее развитие.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
-с художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием коммуникативных качеств личности;
-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- приобщать детей к театральной культуре;
-обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
-создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, в детских садах применяется 7 видов театрализованных игр:
Театр на стенде (в том числе теневой).
Театр на столе.
Театр «наручный».
Верховой театр.
Театр на полу.
Театр живых кукол.
Костюмированные представления.
Театрализованная деятельность дошкольников основывается на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность. Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность.
По мнению детского психолога А. В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника [13].
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Впервые малыши приходят в театр, организованный в детском саду. Самые маленькие зрители оказываются самыми благодарными. Они завороженно наблюдают за представлением, на лицах ребят отображается все, что происходит на сцене или на ширме. Дети видят знакомых персонажей, которые двигаются говорят, шутят, плачут. Дети очень легко понимают условность театрального спектакля, потому что она схожа с условностью сюжетно-ролевой игры. Дети так проникаются происходящим, что не видят актера, который разговаривает с ними от имени своего персонажа.
Доброта, отзывчивость, честность, справедливость, формируется у ребенка при помощи нам известных сказочных персонажей. Участвуя, в постановке ребенок вливается в роль, принимает на себя качества своего персонажа, проживает с ним всю историю и испытывает различные эмоции. Ребенок учится различать грань между добром и злом, дружбой и предательством. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость [14].
Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В процессе работы с детьми по театрализованной деятельности расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются психические процессы, внимательность, развивается эмоционально – волевая сфера, чувствительность, корректируется поведение, развивается творческая самостоятельность. В процессе работы над выразительностью речи персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театральная деятельность – это яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры, радость. Это пространство, в котором осуществляются желания, мечты и многое другое. Театрализованной игре следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.
Дети раннего и дошкольного возраста очень впечатлительны, поэтому поддаются сильному, эмоциональному воздействию театра теней. Для такого возраста лучше выбирать небольшие, хорошо знакомые детям сказки, рассказы, басни, где дети сразу узнают героев и вспомнят, о чем это представление.
Однако детям интересен не только просмотр спектакля. Они готовы принимать активное участие в создании своего театра. Подготовка ширмы, декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев, показ спектакля детям, родителям, бабушкам и дедушкам – всё это доступно дошкольникам, поэтому чрезвычайно увлекает их новыми возможностями быть успешными в творческой деятельности и позитивном общении. Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
В спектакле ребенок играет за своего персонажа, дает ему оценку, более открыто видит его поступки, сталкивается с кокой либо проблемой своего героя, пытается ее решить или сделать вывод, какой поступок совершил персонаж, плохой или хороший. В дальнейшем ребенок применяет полученные знания в своей жизни.
Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует сложных декораций, костюмов, множество актеров и различных атрибутов. В его основе лежит игра света и тени. Для создания такого театра понадобятся: экран, источник света, обычно это лампа, и актеры. Актерами являются теневые фигуры, в роли которых могут выступать как люди, так и самые обычнее предметы, фигуры из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что можно найти под руками. Поэтому теневой театр можно изготавливать вместе с детьми. Выбрать литературное произведение, смастерить ширму, вырезать фигуры и приклеить их на палочки, нарисовать красочную афишу, все это ребята делают с большим удовольствием и интересом.
Стоит отметить, то что в произведениях иногда много действующих лиц, и конечно трудно разместить столько человек за небольшой ширмой, поэтому именно в теневом театре можно пойти на хитрость и дать ребенку не одного персонажа, а несколько. Так ребенок начинает проявлять свои театральные способности, меняет голос, интонацию, тембр речи. Запоминая слова нескольких героев, развивает свою память и внимание [11].
Список использованных источников и электронных ресурсов
Антипина Е. А. Журнал Методические рекомендации «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2009;
Боякова Е. В. Статья «Педагогическая работа по оформлению театральной культуры дошкольников». Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением №3» М., 2019;
Г. Глушкова «Детский театр- это прививка добра». Журнал «Дошкольное воспитание №12», М., 2019;
Князькина Е. А. Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Сказки Камчатского Севера». Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №11 М., 2013;
Лузганова Н. А. Организация театрализованной деятельности дошкольников посредством теневого театра. С. 21-23. Научный журнал Молодой ученый №10 (69). М., 2023;
Лыкова И. А, Шипунова В. А. Теневой театр вчера и сегодня. ИД Цветной мир, М., 2012;
Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева - М. : ТЦ Сфера, 2001;
Михайлова А., Фатхутдинова С., Шубина Е., Проект «Театр детям». Журнал «Ребенок в детском саду №5», М., 2016;
Черенкова Е. Ф. «Оригинальные пальчиковые игры». Рипол классик М., 2008;
Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Библиотека воспитателя. Мозаика – синтез М., 2008;
Интернет ресурсы:
Вадинкова М. «Теневой театр как развивающая игра» URL: https://znanio.ru/media/tenevoj-teatr-kak-razvivayuschaya-igra-2630099
Хисамова Ю. А. Теневой театр. Забытая, но эффективная и увлекательная форма работы с детьми в ДОО. Электронный журнал. 2013.; URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/hisamova-yua-tenevoj-teatr-zabytaya-no-effektivnaya-i-uvlekatelnaya-forma-raboty-s-detmi-v-doo.html?ysclid=lp61rlj653800094079 (дата обращения 10.11.2023);
Чазова С. И. Роль театра в жизни дошкольника. Статья Образовательная социальная сеть. 2019. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/11/16/rol-teatra-v-zhizni-doshkolnika ;
Экспериментальный музыкально-драматический театр. URL: https://emdt.ru/bez-antrakta/teatr-v-zhizni-detey; (дата обращения 02.10.2023);
Эльконин Д. Б. Психология игры. Электронная библиотека МГПУ М., 1999.; URL: https://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM?ysclid=lp619y557e159289279# S p1 (дата обращения: 17.10.2023).