Кустобаева Татьяна
Тематическое занятие в подготовительной группе «Сагаалган — праздник белого месяца»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида № 3 г. Могоча Забайкальского края
Тематическое занятие в подготовительной группе «Сагаалган — праздник белого месяца»
Подготовила :
Кустобаева Т. В.
Могоча 2024г.
Тематическое занятие в подготовительной группе «Сагаалган — праздник белого месяца»
Публикация «Тематическое занятие в подготовительной группе „Сагаалган — праздник белого месяца“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика Бурятия
- Сагаалган, праздник Белого месяца
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цели: Знакомить детей с национальным праздником Сагаалган, приобщать детей к истокам бурятской самобытной культуры.
Задачи:
Развивающие: формировать представление о празднике «Сагаалган», развивать познавательные навыки через бурятский фольклор, развивать логическое мышление, развивать творческие способности у детей.
Обучающие: дать детям знания о традициях и обычаях бурят, вызвать интерес к истории бурятского народа, формировать у детей этнокультурную компетентность на примере празднования национального бурятского праздника Сагаалгана
Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма и взаимоуважения.
Материалы и оборудование: мультимедийное сопровождение, иллюстрации, раскраска «Петух», аудиозаписи бурятских песен – ёхор, бурятская музыка, гуашь, пластиковые вилки, зубные щётки, кисточки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, музыкальное.
Предварительная работа: просмотр видеороликов и презентаций по теме «Сагаалган», бурятские загадки, проводились беседы и обсуждения по теме, разучивание движений к танцу «Ёхор».
Ход занятий:
Воспитатель:
Мы светлый праздник Сагаалган
В саду своём встречаем,
И вам привет горячий свой
Сегодня посылаем.
Здоровья, мира и добра
Вам от души желаем
И с Сагаалганом всех друзей сегодня поздравляем.
(Включается мультфильм «Традиции Сагаалгана»)
Живёт в норке, грызёт корки.
Коротенькие ножки, боится кошки? (мышь)
Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, а сзади метла (корова)
Спереди-пятачок, сзади-крючок
Посредине-спинка, на спинке - щетинка (свинья)
Вьется веревка, на конце головка (змея).
Подкованы ноги, бежит по дороге:
Грива дугою, а хвост метлою (лошадь).
Лежит-молчит, подойдёшь - заворчит.
Кто к хозяину идёт, она знать даёт. (собака)
Молоко её полезно,
В огород она залезла, И глядит "во все глаза" –
Длиннорогая. (коза).
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами (петух).
- Ребята, как вы думаете, почему я загадала вам такие загадки? (Ответы детей)
Все отгаданные вами животные объединяются в календарь. Он называется восточный календарь. (Показ макета восточного календаря) Посмотрите на макет, какие ещё животных вы видите?
В восточном календаре все животные расположены в определенном порядке. Закончился один год и наступил по восточному календарю другой год.
Год цепляется за год, Время движется вперёд. Без конца уходит вдаль, Как огромная спираль. Не печалься, друг, напрасно, повтореньем жизнь прекрасна: Календарь начнётся с мышки, А за мышкою придёт, Каждый зверь, но в свой черёд. Ты и в жизни тех зверей, Снова встретишь у дверей, Каждому из них мэндэ, (Здравствуй) Скажешь раз в 12 лет. Звери сделают виток, подведёт кабан итог. И уступит место мышке, Чтобы это означало? Нет у времени начала, нет у времени конца
Сагаалган – праздник Белого месяца или Новый год по восточному календарю. Он длится тридцать дней – лунный месяц.
Накануне праздника люди посещают дацан и сжигают на специальном ритуальном костре все плохое, накопившееся за год, в виде кусочков теста, тряпок, которыми вытирался каждый член семьи. В дацане несколько дней читаются специальные молитвы.
Люди заранее наводили чистоту в доме и в ограде. Впрок лепили много бууз (позы).
В первый день Нового года принято поздравлять и одаривать подарками родителей, дедушек и бабушек.
- Ребята, давайте, и мы с вами тоже сделаем подарки своим родным, раскрасим петуха. Вы ведь знаете, что вы родились именно в год петуха по восточному календарю?
А теперь мы ножки спросим:
До каких же пор стоять?
Может ножкам хоть немножко
Дружный «Ёхор» станцевать.
Наш бурятский хоровод
Взяться за руки зовёт.
Если встанешь с нами в круг,
Значит ты хороший друг.
(Исполняется «Ёхор»).
Мы сегодня окунулись с вами в культуру бурятского народа, и узнали много интересного и познавательного. Соблюдая традиции празднования праздника «Сагаалган», я приготовила для вас угощение (угощает детей конфетами).
О каком празднике мы с вами говорили? Вам понравилось занятие? Тем кому понравилось-похлопайте, а кому не понравилось-потопайте.
А напоследок я хочу сказать:
Белый месяц! Белый месяц!
Подари нам доброты,
Чтобы в мире и согласии
Лучше, крепче жили мы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида № 3 г. Могоча Забайкальского края
телефон 8(30-241) 42-2-25, 43-0-12
E-mail : mdy_detsad3_66mail.ru
Самоанализ конспекта тематического занятия в подготовительной группе «Сагаалган — праздник белого месяца»
Подготовила :
Кустобаева Т. В.
Могоча 2024г.
Самоанализ тематического занятия в подготовительной группе
Присутствовало 6 детей. Длительность занятия 30 минут.
Тема : «Сагаалган — праздник белого месяца»
Цели: Знакомить детей с национальным праздником Сагаалган, приобщать детей к истокам бурятской самобытной культуры.
Задачи:
Развивающие: формировать представление о празднике «Сагаалган», развивать познавательные навыки через бурятский фольклор, развивать логическое мышление, развивать творческие способности у детей.
Обучающие: дать детям знания о традициях и обычаях бурят, вызвать интерес к истории бурятского народа, формировать у детей этнокультурную компетентность на примере празднования национального бурятского праздника Сагаалгана
Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма и взаимоуважения.
Материалы и оборудование: мультимедийное сопровождение, иллюстрации, раскраска «Петух», аудиозаписи бурятских песен – ёхор, бурятская музыка, гуашь, пластиковые вилки, зубные щётки, кисточки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, музыкальное.
Предварительная работа: просмотр видеороликов и презентаций по теме «Сагаалган», бурятские загадки, проводились беседы и обсуждения по теме, разучивание движений к танцу «Ёхор».
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами федеральной образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка и мультимедийное сопровождение, которые усиливали эмоциональное восприятие. Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, в интересной и занимательной форме. Занятие динамичное, оно включает приёмы, которые предусматривают быструю смену деятельности.
Вводную часть занятия направила на организацию детей, заинтересованность и настрой. Прочитала стихотворение и включила мультфильм про «Сагаалган».
Основная часть направлена на познавательное развитие, выполнение всех поставленных задач. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности (иллюстрации ответов на загадки, макет восточного календаря, картинки петухов, шаблоны раскрасок «петух). Использовались музыка для задания по нетрадиционные техники рисования, аудиозапись бурятского танца «Ёхор», включала презентацию с загадками на мультимедийном экране для повышения эффективности и результативности работы.
Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на данную тему (беседы и презентации про «Сагаалган»; знакомство детей с бурятскими загадками, орнаментом, рассматривание различных иллюстраций о Бурятии, разучивание бурятских игр).
Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещенность, подбор и расстановка мебели). Быстрая сменяемость приёмов и смена деятельности в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
В заключительной части была проведена рефлексия в форме вопросов о «Сагаалгане» и прочитала стихотворение для снятия психоэмоционального напряжения. На протяжении всей образовательной деятельности я старалась поддерживать детский познавательный интерес. Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребёнка. Я считаю, что поставленная мною цель достигнута, задачи реализованы.