Гульназ Фаизова
Тематическое занятие по освоению образовательной области «Музыка» в подготовительной группе «Мы в Башкирии живём»
▼ Скачать
Тематическое занятие в образовательной области «МУЗЫКА» «Мы в Башкирии живём». Подготовительная к школе группа.
Цель:
Воспитание любви к родному краю и стране.
Задачи:
Образовательная область «МУЗЫКА»
- Развитие умения детей различать характер и настроение музыки, выражать их в пении и движениях.
Публикация «Тематическое занятие по освоению образовательной области „Музыка“ в подготовительной группе „Мы в Башкирии живём“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
- Развитие певческих навыков (дикции, звукообразования, певческого дыхания, чувства ансамбля).
- Развитие тембрового слуха.
Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
- Воспитание доброты, умения дружить.
Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»
- Углубление знаний и представлений дошкольников о своей республике Башкортостан, о природных богатствах края, о национальных инструментах. Закрепить изображение флага и герба республики, значение символов в нем.
- Воспитание в детях гордости за свою страну, любви к родине, своему народу и родному краю,
Образовательная область «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
- Совершенствовать двигательные умения и навыки в беге и ходьбе.
Предварительная работа:
Разучивание песен «Подарю стране цветы» муз. Р. Сальманова, сл. Г. Байбурдина, «Друзья» муз. М. Бикбовой,сл. К. Даяна, танца для мальчиков «Джигиты» муз. Р. Газизова.
Оборудование: карта России, флаги России и Башкортостана; герб Башкортостана; кукла в национальном костюме; музыкальные инструменты : курай и кубыз; платки и полотенца для игр; иллюстрации юрты; DVD проигрыватель; музыкальный центр; фортепиано.
Ход занятия
Дети входят под народный наигрыш в исполнении курая.
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами накануне большого праздника - Дня Республики.
Башкортостан!
Моя земля и небо!
Моя любовь!
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был
Кому не пел курай.
Скажите, ребята в какой стране мы с вами живем? (показываю карту России). А какой город является столицей России? (Ответ детей)
Россия огромна и необъятна. В Россию входит множество республик, а мы живем в республике Башкортостан. Назовите столицу нашей республики.
Скажите, ребята чем же богата наша республика?
Дети: Уральскими горами, лесами, нефтью, мёдом.
Муз. руководитель: Наш родной край необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть густые таежные леса, реки и озера, холмы и крутые обрывы. На востоке республику пересекают Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Самая большая река Башкортостана – Белая – Агидель. Столица Башкортостана - г. Уфа. Уфа – большой красивый город. В городе много заводов, фабрик, учебных заведений, дворцов, музеев, парков. Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углем. По всему краю тянутся обширные хлебные поля. На этой земле издавна проживает замечательный народ. Раньше всех на этой земле появились башкиры, поэтому они являются коренным населением нашей республики, поэтому республику называют Башкортостан.
У любого государства, города имеются свои символы. Ребята, назовите вот эти символы (показываю флаг и герб РБ). (Ответы детей).
Флаг Республики Башкортостан представляет собой полотнище с полосами синего, белого и зеленого цвета. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится цветок курая - символ дружбы, состоящий из 7 лепестков.
Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца.
А ещё одним из символов республики является гимн – песнь восхваление. Гимн всегда слушают стоя.
Звучит гимн РБ.
Муз. руководитель: ребята, скажите какая по характеру прозвучала музыка?
Дети: торжественная, величавая, гордая, призывная.
Муз. руководитель: Правильно, ребята. Гимн - величественная, жизнерадостная песня, которая звучит на праздниках, торжественных мероприятиях, во время поднятия флага.
Ребята, давайте споём песню башкирского композитора о нашем любимом, родном крае.
Дети исполняют песню «Подарю стране цветы» муз. Р. Сальманова, сл. Г. Байбурдина.
Муз. руководитель: Ребята, мы уже сказали, что наша республика славится известными людьми: писателями, художниками, композиторами, учёными. Самым известным и любимым героем Башкирии является - Салават Юлаев. Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков.
Милая моя земля,
Реки сладкие, поля,
Березняк и чернотал,
В небо вздыбленный Урал,
Я одну мечту таю:
Родину воспеть мою.
О Салавате Юлаеве, как башкирском поэте и борце за свободу своего народа, сохранилось много легенд.
В настоящее время Салават Юлаев является символом современного Башкортостана. Его образ запечатлен в камне (рассматриваем фото памятников). Его именем названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения.
Сейчас для нас мальчики станцуют зажигательный танец «Джигиты», который передает мужественный, решительный и отважный дух башкирских батыров.
Исполняется танец «Джигиты» муз. Р. Газизова
Муз. руководитель: Башкирский народ очень гостеприимный. У нас не только преподнесут кумыс и ароматный мед, но и развлекут игрой на музыкальных инструментах.
Что это за инструмент? (Курай)
Курай - духовой музыкальный инструмент. Название он получил от зонтичного растения «курай» с полым стеблем. Стилизованный "зонтик" курая изображен на гербе и флаге Республики Башкортостан. Звучание курая – поэтичное и эпически-возвышенное. Послушайте стихотворение о курае.
Когда я слушаю курай,
То радость льется через край
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу
Домой с собою унесу
И только дуну в свежий срез
Как зашуршит уральский лес
И зажурчит наверняка
В ней мелодичная река
Держу курай, в родном краю
И песни звонкие пою.
Сейчас мы посмотрим видеофильм, в котором нам расскажут, как мастер изготавливает курай.
(просмотр видеофильма)
Муз. руководитель: Одним из древних музыкальных инструментов, распространенных и в наше время является кубыз. Металлический кубыз представляет собой дужку с язычком посередине. При игре инструмент зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки. На кубызе чаще всего исполняют плясовые мелодии. А ещё на кубызе можно изобразить как скачет наездник или едет поезд. Давайте представим, что мы сели в поезд и отправились в далёкий путь.
Звучит пьеса Р. Загретдинова «Уфа-Москва»
Муз. руководитель: О чем же нам рассказала музыка?
Дети: Мы услышали гудок поезда, перестук колес, как поезд набирает скорость.
Муз. руководитель: мы с вами услышали очень яркую пьесу, в которой игрой на кубызе изображено движение поезда.
Конечно же, ни один праздник не обходится без веселых и задорных игр. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Юрта» и «Сабантуй».
Проводятся игры «Юрта» и «Сабантуй» муз. Ф. Гершовой.
Муз. руководитель: Как много интересного мы с вами сегодня узнали, ребята. Давайте вместе споем нашу любимую песню «Друзья».
Дети исполняют песню «Друзья» муз. М. Бикбовой,сл. К. Даяна.
Дети прощаются и уходят.