Елена Кондаурова
Конспект тематического занятия, посвященного Дню снятия блокады для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие, посвященное «Дню снятия блокады»
для старшего дошкольного возраста.
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью людей во время блокады.
Публикация «Конспект тематического занятия, посвященного Дню снятия блокады для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа.
- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города.
- Познакомить с земляками - героями, участвующими в обороне Ленинграда.
- Расширять и закреплять понятия «блокада», «кольцо блокады».
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
2. Заучивание стихов о Блокаде;
3. Беседы с детьми;
4. Слушание военных песен.
5. Чтение художественной литературы по теме.
Оборудование и материалы: презентация «Блокада Ленинграда», свеча, 125гр. хлеба (заранее взвесили в столовой, аудиозаписи песен «Дети Ленинграда», «Салют над Ленинградом».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня 27 января особенный день. В этот день 76 лет назад сняли блокаду Ленинграда. (Слайд №1).
А как вы думаете, что обозначает слово блокада?
Ответы.
Непросто встречаться с военным прошлым, но и забывать о нём нельзя. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941года, когда немецко-фашистские войска окружили город.
Послушайте, как пишут о блокаде в своих стихах очевидцы:
Отрывок из стихотворения Галины Станиславской (Слайд №2)
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, –
БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять, (Слайд №3)
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…
Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,
Им выпало, но люди не сдались,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.
Надежда Алексеева. Городу Ленинграду. (Слайд №4,5)
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
Воспитатель: Защита Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков в годы Вов – подвиг, какого не знала история. Днём и ночью военные с помощью населения создавали оборонительные сооружения. (Слайд №6). Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. (Слайд №7). Противотанковые ежи перекрывали все въезды в город. (Слайд №8) .
Усилились налёты вражеской авиации. (Слайд №9). Фашистские бомбардировщики днём и ночью сбрасывали на город тысячи фугасных и зажигательных бомб. Но воздушные пираты не оставались безнаказанными. Отважные защитники ленинградского неба успешно вели с ними борьбу. Из 2712 фашистских самолётов, пытавшихся прорваться к Ленинграду, лишь 480 появились над городом, но из них 272 не вернулись на свои базы.
Среди защитников Ленинграда были и наши с вами земляки.
Ленинградское небо защищал Сергей Гаврилович Литаврин (Слайд №10).
С первых дней войны он был на Ленинградском фронте. В сентябре 1941 г., будучи самым молодым лётчиком, Сергей Литаврин был назначен командиром эскадрильи. Своей отвагой и талантом он завоевал авторитет у старших товарищей. О нём уписали в газетах, говорили по радио. За боевые заслуги Сергею Гаврилович Литаврину было присвоено звание Героя Советского Союза.
На земле Ленинград защищал уроженец города Липецк Гусев Сергей Иванович. (Слайд №11). Когда началась Вов Сергей Иванович добровольцем ушёл на фронт и был направлен в одну из частей, оборонявших героический Ленинград. Там был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. За отвагу в бою Гусев был награждён орденом Красной Звезды. После госпиталя были тяжёлые бои под Сталинградом, участвует в освобождении Европы от фашизма. За боевые заслуги Гусеву Сергею Ивановичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Врагам не удавалось взять город. Но кольцо блокады сомкнулось. Оставалась лишь знаменитая Дорога жизни – по Ладожскому озеру – водная летом и ледовая зимой. (Сдайд №12,13). По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Тонкий лёд не мог выдержать полностью нагруженных машин и тогда к ним стали прикреплять сани с грузом. (Слайд № 14).
Ребенок: Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.
Воспитатель: По какому озеру проходила «дорога жизни»? Почему она так называлась? (Ответы детей).
Воспитатель: Непрерывные бомбардировки врага очень усложняли перевозки. В Ленинграде начался голод. Дневная норма хлеба составляла для рабочих – 250 гр., а для всех остальных – 125 гр. (Слайд №15).
Посмотрите на эти пайки хлеба (рассматривание порций хлеба на тарелках). Воспитатель: Эти кусочки давались на целый день, и других продуктов часто просто не было. Хлеб готовили из отрубей, он был горький. Он был невкусный, норма была очень маленькая, выдавали хлеб по карточкам, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным. (Слайд №16). О еде напоминало всё : пыль – точно хлебные крошки, снег как мука…
Ребё нок: Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Воспитатель: Ребята, как вы представляете себе праздничный обед?
Ответы детей.
Послушайте, как описывает Сергей Алексеев праздничный обед в блокадном Ленинграде. (Слайд №17)
Обед был праздничным. Из трех блюд. Что же будет ребятам на первое?
Бульон куриный?
Борщ украинский?
Щи зеленые?
Суп гороховый?
Суп молочный?
Нет. Не знали в Ленинграде таких супов. Голод косит ленинградцев. Совсем другие супы в Ленинграде. Их приготовляли из дикорастущих трав. Нередко травы бывали горькими. Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. Назывались такие супы из трав супами-пюре. Вот и сегодня ребятам - такой суп.
- Из сурепки он будет, из сурепки.
Рады ребята такому супу. Ждут не дождутся, когда позовут на обед.
Вслед за первым получат сегодня ребята второе. Что же им на второе будет?
Макароны по-флотски?
Жаркое?
Рагу?
Гуляш?
Нет. Не знали дети Ленинграда подобных блюд.
- Котлеты из хвои!.
Рады ребята таким котлетам. Скорей бы несли обед.
Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. Что же будет сегодня на третье?
Компот из черешни?
Запеканка из яблок?
Апельсины?
Желе?
Нет. Не знали ребята подобных третьих. Кисель им сегодня будет. Кисель-размазня из морских водорослей.
- Повезло нам сегодня, - шептал Кашкин. - Ламинарии это сорт водорослей. Сахарину туда добавят, - уточнял Кашкин.
- Сахарину! Вот это да! Так это ж на объеденье кисель получится!
Обед был праздничный, полный - из трех блюд. Вкусный обед. На славу. Не знали блокадные дети других обедов.
Воспитатель: Очень трудно жилось детям Ленинграда, но они учились, помогали старшим, а после учебы они еще и работали. (Слайд №18,19)
Чтец: (на фоне слайда №20)
Как жить без мамы и отца,
Без хлеба, дома и тепла?
Всё это отняла война.
Стеклянные глаза без страха к смерти,
Голодные, худые, ледяные дети.
Со взрослыми сражались вместе,
Им помогали, позабыв о детстве.
Пусть помнит каждый человек
Залитый кровью, детский след.
Песня: «Дети Ленинграда».
Воспитатель: Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года.
Чтец: (на фоне слайда №21)
Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!
Н. Алексеева
Звучит песня «Салют над Ленинградом».
Воспитатель: Сегодня, 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков, я предлагаю зажечь свечу памяти. Это будет символизировать нашу память о той страшной странице истории нашей страны. 900 дней. Дней, наполненных голодом, холодом, страхом, смертью и скорбью.
Пока жива память - мы будем жить!