Вероника Гришина
Тематическое занятие по музыкальному развитию в подготовительной группе «Школа юных звукорежиссёров»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие
по музыкальному развитию в подготовительной группе
общеразвивающей направленности
Тема : Школа юных звукорежиссёров
Выполнила: Гришина Вероника Александровна
музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ "Центр развития ребенка - д/с 47"
г. Заволжье
Программные задачи:
1. Способствовать становлению музыкально-эстетического сознания.
Публикация «Тематическое занятие по музыкальному развитию в подготовительной группе „Школа юных звукорежиссёров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Стимулировать способность давать оценку прослушанным произведениям.
3. Воспитывать любовь к природе, культуру поведения в природе, гуманные
отношения между детьми и взрослыми (доброжелательность, отзывчивость,
внимательность, выдержку, умение взаимодействовать в коллективе.
Ход занятия:
Дети проходят в музыкальный зал, останавливаются около стульчиков.
Муз. рук. Я рада видеть вас, ребята! Сегодня у нас много гостей.
Давайте начнём нашу встречу с музыкального приветствия,
поздороваемся друг с другом и с гостями.
Распевка-приветствие: - Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро! Здравствуй день!
Мне здороваться не лень!
Здравствуйте!
Муз. рук. Ребята, к нам в садик на электронную почту пришло видеописьмо. Хотите его посмотреть? (ответы детей)
Видеописьмо «Здравствуйте, девочки и мальчики детского садика
«Ладушки»!»
Мы ученики 4 «В» класса школы №18 передаём вам
большой привет! Многие из ребят нашего класса ходили в ваш садик! Мы хотим предложить вам поучаствовать в одном очень интересном деле – в организации выставки «Впечатления о лете».
«Что такое лето? Это много света,
Это поле, это лес, это тысяча чудес,
Это в небе облака, это быстрая река,
Это яркие цветы, это синь высоты!» (В. Балашов)
Мы сделали фотографии и к ним нужно подобрать музыку, чтобы посетители выставки смогли не только увидеть, но и услышать наши впечатления. Мы предлагаем вам побывать в роли звукорежиссёров, согласны? (ответы детей)
Тогда желаем вам успеха в этом деле!
Несколько фотографии мы высылаем вам в этом письме.
Восп-ль. Какое интересное дело предложили нам ребята!
Возьмёмся за него? (ответы детей)
Но сначала я хочу спросить у вас, кто такой звукорежиссёр?
(ответы детей)
Правильно, это человек, который подбирает музыку к спектаклям,
теле- и радиопередачам, к различным праздникам и мероприятиям.
Звукорежиссёр должен знать много музыкальных произведений, чувствовать, понимать музыку, а главное, любить её.
И мы с вами познакомились уже со многими музыкальными произведениями. Я думаю, среди них есть и ваши любимые.
Муз. рук. А вот и первая фотография
1 слайд «Рассвет»
Муз. рук Какое время суток запечатлено на этой фотографии?
(ответы детей)
Почему вы так решили? (ответы детей)
Правильно, мы видим восход солнца, утренний туман,
природа просыпается. Какой красивый пейзаж, правда,
ребята! (ответы детей)
Давайте, ребята, попробуем представить, какая должна быть музыка для этой фотографии. А помогут нам в этом карточки, обозначающие средства музыкальной выразительности.
Работа с дидактическим пособием «музыка в картинках»
(дети выбирают карточки-картинки, соответствующие тому или иному средству музыкальной выразительности)
Как вы думаете, какой характер должен быть у этой музыки? (ответы детей). Правильно, музыка должна быть радостная, «солнечная», всё в природе радуется новому дню.
В каком темпе должна звучать музыка? (ответы детей).
Может быть, в медленном или умеренно медленном темпе, я согласна с
вами.
С какого регистра, скорее всего, будет начинаться эта
музыка? (ответы детей). С высокого регистра, т. к. первым
просыпается солнышко высоко на небе, вместе с ним просыпаются и
птицы.
А громкость музыки, по вашему мнению, должна
увеличиваться или уменьшаться? (ответы детей). Правильно,
постепенно всё живое в природе просыпается, добавляя свои голоса.
Я предлагаю послушать первое музыкальное произведение.
Слушание музыки «Антилопы» К. Сен-Санс «Карнавал животных»
Муз. рук. Вам знакома эта музыка? (ответы детей)
Кто назовёт название и композитора, написавшего это музыкальное
произведение? (ответы детей)
Молодцы! Это пьеса «Антилопы» из музыкальной сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», мы познакомились с ней в прошлом году. Показ портрета композитора
Подходит, ребята, нам эта музыка? (ответы детей)
Почему она не подходит? (ответы детей)
Правильно, она звучит очень быстро, громко, музыка тревожная
стремительная, напористая. Эта музыка не подходит к этому пейзажу.
Послушайте второе музыкальное произведение.
Слушание музыки «Полянка» р. н. м.
Муз. рук. А эта музыка знакома вам? (ответы детей)
Правильно, это р. н. м «Полянка».А этой музыкой можно озвучить
рассвет? (ответы детей)
Почему она не подходит? (ответы детей)
Правильно, хоть она и звучит радостно, но слишком громко для
раннего утра, в ней много веселья, задора. Эта музыка не подходит нам.
А где бы её можно было использовать? (ответы детей)
Правильно, на каком-нибудь народном празднике.
Послушайте ещё одно музыкальное произведение.
Слушание музыки «Утро» Э. Григ
Муз. рук. Подходит, ребята, нам эта музыка? (ответы детей)
Я согласна с вами. Норвежский композитор
Эдвард Григ (показ портрета композитора, написавший эту пьесу, так и назвал её - «Утро».
Восп-ль Ребята, хотите попробовать оживить эту фотографию?
(ответы детей).Тогда предлагаю превратиться вам в зелёный
луг с цветами и насекомыми.
Дети делятся на две группы (первая-цветы, вторая – насекомые). Первая группа моделирует последовательность танцевальных движений и перестроений с воспитателем, вторая – с музыкальным руководителем. Дети одевают элементы костюмов, берут атрибуты.
Муз. рук. Ребята, помните, что танцевальные движения должны соответствовать
характеру музыки.
Танцевальная импровизация «Природа просыпается»
Муз. рук. Спасибо, ребята, за вашу танцевальную импровизацию.
(дети снимают элементы костюмов, проходят на стульчики.)
Предлагаю дополнить сейчас, характеристику этой музыкальной
пьесы ещё несколькими карточками:
способ звуковедения (музыка звучит плавно)
стиль музыки (классическая музыка)
способ исполнения (инструментальная музыка)
вид оркестра (симфонический оркестр)
Восп-ль. Я думаю, ни у кого не осталось сомнения в том, что мы
правильно подобрали музыку к этой фотографии!
Муз. рук. Действительно, и пейзаж, и музыка - прекрасны! Что вы
чувствуете, смотря на фотографию и слушая эту музыку?
(ответы детей)
Композитор, Эдвард Григ, как и вы, тоже, наверно, испытывал
радость, восторг, восхищение красотой природы.
Посмотрите ещё фотографии, которые прислали нам ребята, какая на них разная удивительной красоты природа:
Просмотр слайдов: «Реки», «Горы», «Моря», «Радуга», «Вид лесов с высоты птичьего полёта», «Цветы», «Вид города», «Птицы в небе»
Восп-ль Вы знаете, ребята, очень важно уметь видеть и слышать эту
красоту вокруг себя, уметь беречь её.
Муз. рук. Помните, слова из песни? «пусть над нами солнце светит и
грибной пусть дождик льёт, и зелёную планету человек пусть
бережёт!» (ответы детей)
Как она называется? О чём говорит нам эта песня? (ответы детей)
Как вы думаете, можем мы озвучить этой песней фотографии?
(ответы детей)
Отличается ли характер запева от припева? (ответы детей)
Как мы их будем исполнять? (ответы детей)
Правильно, у запева – маршевый характер, будем петь строго, собранно,
серьёзно, а у припева – танцевальный характер, будем петь лёгким
звуком, напевно, весело.
Исполнение песни «Не обижайте природу!»
(муз. Гришиной В. А, сл. Гришиной В. А., Сизовой М. В.)
Муз. рук. Молодцы, юные звукорежиссёры! Я думаю ребятам из школы
понравится музыкальное оформление тех фотографий,
которые они нам прислали.
Звучит тема Пети из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»
Появляется пионер Петя с чемоданом в руках.
Петя Здравствуйте! Как много здесь ребят!
Восп-ль Здравствуй, мальчик! А как тебя зовут!
Петя Я пионер Петя, еду на каникулы к своему дедушке.
Муз. рук. Ребята, я, кажется, поняла, это – пионер Петя, из музыкальной
сказки композитора С. Прокофьева? Помните, как она
называется? (ответы детей) Правильно, «Петя и волк».
Петя Ох, уж этот волк, доставил мне столько хлопот!
Муз. рук. Мы знаем эту историю, Петя, ребята очень волновались за тебя,
когда ты пытался поймать волка. Ведь это было очень опасно!
Петя Да! У меня и сейчас всё это перед глазами! Не послушался я тогда
дедушку и вышел за калитку.
Муз. рук. Ребята, а давайте вспомним эту историю с Петей?
(ответы детей)
Моделирование сюжета сказки с помощью картинок, комментарий по поводу спора птички и утки: «Кто из них настоящая птица?», вопрос от воспитателя к детям: «Спорить – хорошо или плохо?», «Как бы вы закончили этот спор, если были бы авторами и что бы вы объяснили птичке и утке?»
Муз. рук. Чем особенным наделил композитор С. Прокофьев каждого
героя сказки?
Петя Конечно, своим характером!
Муз. рук. А ещё чем, ребята? (ответы детей)
Правильно, каждого героя изображает какой-то музыкальный
инструмент.
Давайте попробуем угадать музыкальные темы некоторых героев сказки и вспомнить названия инструментов, изображающих их.
Музыкальные загадки (т. Птички, т. Утки, т. Кошки, т. Волка,отгадки появляются на слайдах с изображением музыкальных инструментов (флейты, гобоя, кларнета, валторны).
Петя Вы всё правильно отгадали, ребята!
Восп-ль А что у тебя, Петя, в чемодане?
Петя Дома я занимаюсь в музыкальной школе и мне очень нравится играть в
оркестре, вот я и взял с собой музыкальные инструменты, только
играть, наверное, не с кем будет на них!
Восп-ль А ты приходи к нам, Петя, и будешь играть с ребятами.
Петя А вы умеете, ребята? (ответы детей)
Восп-ль Конечно умеют, если хочешь, то послушай, ребята с
удовольствием исполнят оркестром «Байновскую кадриль».
Дети рассаживаются
Муз. рук. Только здесь не хватает одного инструмента. Какого, кто
подскажет? (ответы детей) Правильно, гармони.
(выносится гармонь)
Вот теперь всё на месте, можно начинать.
Оркестр детских музыкальных инструментов «Байновская кадриль»
Петя Молодцы, ребята! Я с радостью буду приходить к вам в гости и играть с
вами в оркестре! А инструменты, я, пожалуй, у вас оставлю, можно?
Восп-ль Конечно, ребята за ними присмотрят и будут с ними аккуратно
обращаться.
Петя Вот спасибо!
Звучит тема Дедушки
Петя Ой, это дедушка, он, наверное, вышел меня встречать и уже волнуется,
почему я задерживаюсь. Мне пора идти! Очень рад был с вами
познакомиться, ребята! Скоро увидимся! До свидания!
Звучит тема Пети. Петя уходит.
Муз. Рук. И нам пора, ребята с вами прощаться. На память о нашей
сегодняшней встрече, я хочу подарить вам наушники. У вас в
группе есть магнитофон. Если вы захотите послушать музыку,
вспомнить пьесу «Утро» Э. Грига, то с их помощью вы сможете это
сделать, никому не мешая. (отдаёт детям наушники)
А сейчас давайте попрощаемся друг с другом и с гостями, споё м:
«До свидания!», дети уходят в группу.