Надежда Юрьева
Тематическое музыкальное занятие с презентацией «Марш — душа солдата» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Расширить представление детей о марше как о жанре.
• Закреплять знания детей об основных значимых событиях Великой Отечественной войны 1941-1945г.
Задачи:
• Учить детей различать жанры музыкальных произведений.
• Познакомить с видами маршей.
• Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, ритмический слух, ловкость и точность движений.
• Различать и знать названия и виды духовых музыкальных инструментов.
Публикация «Тематическое музыкальное занятие с презентацией „Марш — душа солдата“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Военные профессии, техника. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проэктор, флажки, платочки, дидактический материал к игре.
Ход занятия:
Дети под марш входят в зал, встают полукругом. Музыкальный руководитель приветствует детей.
Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня мы продолжим с вами беседу о музыке. Какие жанры музыки вы знаете?
Дети: Песня, танец, марш.
Музыкальный руководитель : Правильно, мы много с вами беседовали о музыке : слушали различные песни, пьесы, танцевальные композиции. Сейчас, я предлагаю вам отгадать несколько музыкальных загадок, разгадывать которые вы будете с помощью движений. Итак, под чёткую и ритмичную музыку вы будете шагать, а под медленную, плавную – стоять на месте, покачивая руками.
Звучат «Марш Радецкого» И. Штрауса и «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель : Ребята под плавную музыку вы выполняли плавные движения руками, а если бы вы под неё шагали, вам было бы удобно? (ответы детей). А под какую музыку вам удобно шагать : под плавную или ритмичную?
Дети: Под ритмичную.
Музыкальный руководитель : Действительно, шагать нам удобно под чёткую, ритмичную музыку. А как называется такая музыка?
Дети: Такая музыка называется марш.
Музыкальный руководитель : сегодня вы узнаете много интересного об этом жанре.
(предлагает детям сесть на стульчики)
Музыкальный руководитель : (Беседа сопровождается показом слайдов) Происхождение марша относится к далёкому, далёкому прошлому. Уже в Древней Греции различные процессии сопровождались музыкой. Затем марш как жанр сформировался на основе походной песни, пение которой сопровождалось игрой на барабанах. Вскоре, для исполнения маршевой музыки, были созданы целые оркестры из деревянных и медных инструментов. Ребята, кто мне скажет, что такое оркестр?
Дети: Оркестром называется большие ансамбли музыкантов, вместе исполняющие музыкальные произведения.
Музыкальный руководитель : Скажите, какие оркестры исполняют марши?
Дети: Марши исполняют духовые оркестры.
Музыкальный руководитель : Да, действительно, марши специально пишут для духового оркестра, они могут исполняться на ходу, во время движения. Какие инструменты входят в состав духового оркестра?
Дети называют различные инструменты, входящие в состав духового оркестра.
Музыкальный руководитель : (Показ слайдов). Духовые инструменты бывают разные, какие?
Дети: Медные, деревянные, ударные.
Музыкальный руководитель : Предлагаю поиграть в игру: «Собери оркестр». Нужно распределить карточки с изображением музыкальных инструментов на три вида, по их свойствам. Разделимся на три команды.
М/ Д игра: «Собери оркестр».
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Теперь, давайте назовём эти инструменты.
Первая команда: труба, тромбон, валторна-это медные духовые инструменты.
Вторая команда: флейта, кларнет, фагот, гобой-это деревянные духовые инструменты.
Третья команда: барабаны, литавры, тарелки - это ударные инструменты.
Музыкальный руководитель : Марш всегда отличался чётким ритмом, но по характеру марши бывают разные, Какие?
Дети: Торжественные, праздничные, шутливые, печальные, скорбные, бодрые, мужественные.
Музыкальный руководитель : Правильно. существует несколько видов современного марша - строевой, походный, парадный, траурный, спортивный.
Парадный – во время народных праздников и парадов.
Дети слушают марш «Этот день Победы» муз. Тухманова.
Военно – строевой, походный – когда маршируют восковая часть.
Звучит «Военный марш» Г. Свиридова.
Траурный – в скорбные дни похорон. Музыка Шопена.
Спортивный – на физкультурных парадах, соревнованиях, олимпиадах.
Слушают спортивный марш Д. Дунаевского.
По каждому виду, звучит фрагмент марша. Повторить с детьми виды марша.
Показ слайдов.
Широкое распространение марш получил в армии, он является основным жанром военной музыки. Марш – душа солдата, он призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Когда маршируют солдаты, они шагают все вместе, в ногу, чеканя шаг. Сейчас, я предлагаю выполнить перестроения с флажками под звуки марша.
Дети надевают пилотки, берут флажки и выполняют перестроение.
Музыкальный руководитель : Ребята, вы выполнили перестроение под звуки какого марша?
Дети: «Военный марш» музыка Свиридова.
Музыкальный руководитель : Какой он по характеру?
Дети: Смелый, горделивый, торжественный, энергичный.
Музыкальный руководитель : (Показ слайдов). Этот марш можно отнести к парадному маршу. Среди русских походных маршей наибольшую известность получил марш «Прощание славянки». Он был создан в 1912году трубачом духового оркестра В. И. Агапкиным, который впоследствии, стал военным дирижёром. Этот марш был посвящён женщинам, провожавших своих родных и близких на фронт. Особенность этого марша в том, что у него есть две темы. Первая - мягкая, задушевная, исполняется в высоком регистре. Вторая-стремительная, настойчивая, призывная.
Звучит марш «Прощание славянки»
Этот марш стал символом силы и могущества русского народа. Он звучал в начале Великой Отечественной войны, дирижировал сам автор – В. И. Агапкин. Я предлагаю мальчикам прошагать под этот марш, а девочки будут махать платочками мальчикам вслед.
Звучит марш, мальчики шагают змейкой по залу, девочки им машут платочками. Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель : Разновидностью марша являются маршевые песни - это песни о солдатах, о военных, о мире. Военные песни всегда нравятся людям. Наверно потому, что в них воспевается сила, мужество и преданность солдат родине. Скажите, какой характер звучания этих песен?
Дети: Бодрый, чёткий, ритмичный, маршевый.
Музыкальный руководитель : (Показ слайдов). Песни-марши пели в тяжёлые военные годы, поют и мирное время. Они звучат в дни праздников, сопровождают различные события в жизни людей. Есть знаменитые песни-марши. Например, «Авиамарш», музыка композитора Ю. Хайта – песня, посвящённая славным лётчикам. Её пели великие лётчики А. Чкалов, Громов, наш земляк А. В Ляпидевский. Музыка этой песни жизнерадостная, мужественная.
Звучит 1 куплет песни, дети выходят на середину зала.
Музыкальный руководитель : Я предлагаю спеть вашу любимую военную песню.
Дети исполняют песню «Наша Родина сильна» муз. А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Музыкальный руководитель : Итак, сегодня мы говорили о марше. Вспомните основные виды современного марша.
С помощью педагога дети вспоминают и закрепляют основные виды марша.
Под звуки марша дети выходят из зала.