Власова Ася
Тематическое занятие кружка по развитию гибкости и ловкости у обучающихся младшего школьного возраста с тугоухостью
▼ Скачать + Заказать документы
Систематические оздоровительные занятия в кружке, организованные по программе нейропсихолога Кузнеченковой С. О вкупе с общеразвивающими упражнениями (ОРУ, оздоровительными упражнениями классической хатха-йоги являются важнейшим средством укрепления здоровья детей.
Среди задач физического воспитания детей с тугоухостью весьма актуальными являются: развитие ловкости и гибкости, что в свою очередь приводит к улучшению состояния здоровья детей.
Упражнения преподаются детям в ассоциативной форме, с объяснением их значения для организма.
Публикация «Тематическое занятие кружка по развитию гибкости и ловкости у обучающихся младшего школьного возраста с тугоухостью» размещена в разделах
Оздоровительное занятие я разбиваю на блоки, что делает возможным использование отдельных блоков для совершенствования у детей наиболее отстающих физических недостатков. В каждое оздоровительное занятие кружка включены :
1. Простые растяжки – разминки (ПРР, для оптимизации тонуса мышц и снятия напряжения.
2. Массажи – оптимизируют трофику тканей, повышают энергетический
потенциал.
3. Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики.
4. Сложные растяжки для улучшения состояния хрящевой, суставной,
соединительной и мышечной тканей.
5. Функциональные (парные) упражнения для повышения навыков
межличностного взаимодействия в социуме.
6. Дыхательные упражнения - для улучшения кардиоресператорной системы организма ребенка.
7. Релаксация – наиболее действенный метод быстрого восстановления
организма после физических и умственных нагрузок.
В практику занятий кружка «Йога», как разновидности частной методики АФК, для развития гибкости и ловкости мы обязательно включаем:
- упражнения на смену напряжения и расслабления мышц;
- упражнения на оздоровительные раздражения вестибюлярного аппарата,
как то: повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки;
- упражнения на воспроизведение заданного ритма движений;
- симметричные и ассиметричные упражнения;
- групповые и парные упражнения йоги на проработку моторных движений,
- упражнения на мелкую моторику кисти: жонглирование предметами,
- пальчиковую гимнастику, йога - мудры, конструирование, оригами, работу с глиной и песком, арт-терапия;
- релаксационные упражнения йоги.
Развивающие задачи (метапредметные результаты) :
- формировать у детей умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих на занятии (коммуникативные УУД).
- формировать у детей умение контролировать свои учебные действия по самооздоровлению, саморегуляции с помощью соответствующих коррекционно-развивающих упражнений (регулятивное УУД).
- развивать умение выполнять упражнения йоги на гибкость на максимально возможном качественном уровне (познавательные УУД).
Воспитательные задачи: (личностные результаты)
- формировать самостоятельность и личную ответственность за выполнение упражнений в группе и дома с родителями, помогать отстающим ученикам собственным примером, установка на ЗОЖ (самоопределение, личностные УУД).
- формировать мотивацию занятий в кружке «Йога» посредством фотофиксации для последующего обсуждения по фото достижения правильности выполнения упражнений (личностные УУД).
- формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение действовать сообща, не создавая конфликты (нравственно – этическая ориентация, личностные УУД).
Коррекционные задачи:
- способствовать коррекции ОДА.
- способствовать улучшению остаточных анализаторов.
- воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни через систематические занятия в секции «Йога», обсуждении с ними достижений и результатов.
Используемое оборудование: коврики для йоги, релаксационные спа- мешочки для глаз. Звуковое сопровождение - музыка природы, массажные коврики.
Содержание:
I.Подготовительная часть.
1. Построение. Сообщение задач урока. 1 мин.
2. Упражнения в ходьбе: на носках, руки вверх; на пятках, руки за спиной; в полу-приседе; в полном приседе. 3 круга;
3. Ходьба с восстановлением дыхания:
1- руки вверх-вдох, 2 - руки вниз-выдох. 1 круг;
4. Проведение ОРУ (общеразвивающих упражнений) : вьяямы - упражнения на подвижность суставов и разогрев мышц плечевого пояса. 1 круг;
4.1. Движения в лучезапястных суставах вверх-вниз
И. п. – сед, ноги скрестно. Руки вперед, пальцы широко расставлены. Непрерывным усилием медленно согнуть, разогнуть запястья. 1 мин.
4.2. Динамическая гомукхасана для рук, поочерёдно на каждую сторону.
И. п. – сед, ноги скрёстно. На 1,2 -правую руку вытянуть вверх, -вдохнуть.
На 3, 4 согнуть руки в локтях, увести за спину, соединить пальцы - выдохнуть.
Следующий вдох руки поменять круговым движением. Повторить упражнение. зеркально. 1 мин.
4.3. Движения с фигурным выкрутом в предплечьях. И. П. – стойка ноги врозь.
Перекрестное движение на правую руку, левую руку. 3 движения вниз, 3 движения вперед, з движения диагонально вверх.
4.4 Супинация и пронация плечей при вытянутых в стороны руках.
4.5. Отведение кистей рук назад за плоскость туловища.
И. П. - тоже. Слегка сгибая руки в локтях, отводим кисти рук назад
за плоскость туловища. Медленно перемещаем сцепленные кисти из стороны в сторону.
II. Основная часть.
Дыхательные упражнения. Блок динамических упражнений для улучшения функций внешнего дыхания и развития дыхательной системы.
1. Дыхание животом. Эффект: улучшение работы ЖКТ.
И. п. - стойка ноги врозь. Совершаем плавные массажные движения втягивания – выпячивания животом – «надуваем шарик».
2. Поочерёдные махи руками с задержкой дыхания и лёгкого простукивания боковых поверхностей грудной клетки. Эффект: улучшение работы дыхательной системы. И. п. Тоже.
4. Дыхание «ха» стоя: «Сбрось усталость». Эффект: укрепление нервной системы.
И. п. - широкая стойка. Руки вытянуты вверх. Резкое сгибание туловища в тазобедренных суставах - наклон туловища вперед и вниз, сопровождая резким выдохом.
5. Вибрационная пранаяма с пропеванием звука «о-о-о…» и похлопыванием грудной клетки. Эффект: улучшение работы дыхательной системы.
И. п. - стойка ноги врозь. Глубокий вдох. Одновременно простукиваем пальцами грудную клетку с пропеванием гласных звуков. 2 подхода.
6. Упражнения на восстановление дыхания. Уджайи с акцентом на длинном выдохе с движениями рук. Эффект: Восстановление дыхания. Растягивание лёгочной ткани.
И. п. - стойка ноги врозь. Глубокий вдох – руки через стороны поднять вверх. Плавный медленный выдох – опустить руки через стороны вниз. 3 подхода.
7. «Приветствие солнцу» -«Сурья намаскара» - динамический комплекс. Плавные чередования сгибания и разгибания позвоночника. В ассоциативных названиях.
1 этап - 12 упражнений :
1, 2. «Вытяжение стоя». И. п. - узкая стойка. Плавно выпрямить руки, потянуть их вверх.
3.«Поклон земле» : сгибание в тазобедренных суставах с наклоном туловища до касания ладонями пола.
4.«Всадник с плавными движениями рук» : выпад на правую ногу, шаг левой ногой назад. Из и. п. - наклон туловища к прямым ногам.
5.«Палка». Из и. п. – выпад, шаг правой ногой назад. Упор на руки и пальцы стоп.
6-7 «Кобра». И. п - планка. Скользить грудной клеткой параллельно полу, принять упор лежа на животе. На вдохе приподнять голову, затем грудную клетку.
8 «Гора». И. п- «Кобра». На выдохе, отталкиваясь руками от пола, подать таз назад и вверх, выпрямляя ноги в коленях; 9, 10, 11, 12 повторить связку упражнений 6,5,4.3 зеркально.
2 этап - 12 упражнений повторить с другой ноги - вытяжение стоя, поклон земле, всадник с плавными движениями рук – выпад на левую ногу, палка, кобра, гора, всадник, выпад на правую ногу, поклон земле, вытяжение стоя.
Комплекс статических упражнений хатха – йоги и нейройоги.
1. Простые растяжки – разминки. И. п. Сед. Шаги сидя на ягодицах. Ролик. И. п. – лежа на спине, округлить спину, совершать плавные перекаты.
2. «Поза дерева» - «Врикшасана» из приседа на пальцах ног. Упр-е на статическую координацию.
12 повторений каждого из упражнений комплекса выполнить 2 раза.
Общее время выполнения - 5 мин. В конце разминочного комплекса выполнить расслабление из И. П. лёжа.
3. Упражнения на развитие гибкости.
1.«Триконасана» И. П. - широкая стойка. На выдохе – наклон к правой ноге, руки – в стороны. Вдох, и. п., повтор влево. ; И. п. - лёжа на спине. Поднять ногу вверх и обхватить её руками, плавно притянуть прямую ногу к себе, затем тоже другой ногой. ; 3. И. п. - сед, правую ногу оставить прямой, левую согнуть и прижать стопу к бедру прямой ноги. Наклон вперёд, дотянутся до стопы ровной ноги, удержание положения 10 сек. Затем тоже, со сменой положения ног. 3.4. И. п. – сед ноги врозь. Наклоны поочерёдно к левой и правой ноге. 3.5. И. п. – сед, правая нога прямая, левую поставить накрест правой. Поворот тела налево, опора на левую руку, посмотреть на левое плечо. Другой рукой потянуть левую ногу назад, удержание в этом положении 10 секунд. Затем тоже со сменой положения ног.
4. «Мостик» - «Урдхва дханурасана». И. П. Лежа на спине. Из И. П. положения, опирясь на ладони и стопы поднять туловище, образуя видимый изгиб спины в виде дуги за счёт силы мышц всего тела. каждое упражнение повторить 2 раза.
Удержание позы – 10 сек. -2-3 дыхательных цикла.
Эффект: Развитие гибкости позвоночника.
III. Заключительная часть.
1. Игры на смену внимания.
«Лотерея с заданиями» :
1.«Перетягивание каната»;
2. «Твистер»;
3. «Волшебный куб - повтори упражнение йоги».
4. Преодоление препятствия – тоннеля.
5. Игры в круге с мячом.
2. Релаксация.
«Поза принятия солнечной ванны».
И. п. Лёжа на спине.
1 этап – последовательное расслабление мышц тела начиная с нижних конечностей.
2 этап – концентрация на спокойном дыхании, медленном счёте учителем;
3 этап – сделать три спокойных вдоха - выдоха принять плавно исходное положение сед с опорой на ягодицы.
3. Подведение итогов оздоровительного занятия :
а) Разбор выполнения упражнений на уроке: корректные замечания, показ педагогом правильного выполнения, ответы на вопросы.
б) Сообщение домашнего задания, показ выполнения упражнений домашнего задания, ответы на вопросы по домашнему заданию.