Любовь Скробан
Конспект тематического занятия для подготовительной группы «Хакасия — мой дом родной»
Цель: Создать условия для пополнения знаний о родном крае, его национальных традициях и обычаях. Воспитывать чувство патриотизма и братства между народностями.
Задачи:
1. Вспомнить, как внешне выглядят Хакасы, какова их национальная одежда и жилище. Познакомить детей с понятием «Шаман».
2. Познакомиться с национальными музыкальными инструментами. Слушать звучание нескольких шаманских бубнов, различить их звучание, дать характеристики. Так же послушать звучание воргана.
3. Познакомить с национальными хакасскими играми «Кто быстрее займет место в юрте», «Наездники».
Публикация «Конспект тематического занятия для подготовительной группы „Хакасия — мой дом родной“» размещена в разделах
4. Просмотреть мультфильм на хакасском языке и прийти к выводу, что незнакомый язык не помеха к пониманию друг друга.
Ход занятия:
Дети входят в зал, поют приветственную попевку, присаживаются.
Музыкальный руководитель: Ребята, а как называется город, в котором мы живем? А республика? Правильно, Хакасия! В Хакасии очень богатая природа. Много полей, рек, озер, гор и лесов! СЛАЙД 1,2.
Сейчас я хочу вам предложить посмотреть на национальную одежда хакасов. Эту одежду хакасы носили очень давно, а сейчас надевают только по праздникам. (Рассмотреть внимательно, спросить детей, что необычного в одежде)СЛАЙД 3,4
А кто знает как называется жилище хакасов? Это юрта. (попросить детей описать ее). СЛАЙД 5
Да действительно, юрта имеет круглую форму и обтянута тканью. Хотите посмотреть, на чем держится эта ткань? А держится она на каркасе из дерева и веревок. СЛАЙД 6
Игра «Кто быстрее займет место в юрте»
А сейчас я хотела бы предложить вам одну хакасскую игру.
Выбираю две пары детей, они и будут являться каркасом. Даю каждой паре по большому русскому платку. Дети держат его за два конца с двух сторон и поднимают руки. Таким образом, получается две юрты. Остальные дети в произвольном порядке пробегают под этими «крышами», но как только я ударю посохом, ребята с платками опускает руки и прячут детей, оказавшихся в этот момент под «крышей». Задача бегающих детей, стремиться оказаться под крышей.
Ребята, а вы слышали когда ни будь слово – Шаман? Шаман - это самый мудрый и умный человек у хакасского народа. Он умел предсказывать будущее, мог разговаривать с природой, вызывать дожди, ветры или наоборот просить дождь перестать идти. В наше время, хакасы тоже почитают и прислушиваются к шаманам. СЛАЙД 7
А как вы думаете, с помощью чего шаман мог разговаривать с духами природы? Правильно с помощью своего шаманского бубна. У каждого шамана свой бубен и у всех у них разные голоса. Давайте сейчас послушаем как звучат шаманские бубны. ВИДЕО «Звучание бубнов»
Вы услышали, что они звучали по разному? Какой с самым низким голосом? А какой с высоким? А сейчас я предлагаю сыграть в игру.
Игра «Разговорчивый бубен»
Педагог стучит по бубну барабанной палочкой. В зависимости от ритма, дети выполняют определенные движения. Стучит ровными «четвертными» – дети шагают, «шестнадцатыми» - дети бегут, «Пунктирным ритмом» - дети делают подскоки. В промежутках, педагог выкрикивает слово «Замерли» и дети замирают в необычной позе, затем сразу выкрикивает «По другому» и дети меняя позу вновь замирают итд. В последующие игры, ведущим можно сделать ребенка.
Ребята, а хотите познакомиться с еще одним музыкальным инструментом? Знакомьтесь, это ворган. Слайд 8
Хотите послушать как он звучит? ВИДЕО «Звучание воргана»
Далее показываю настоящий ворган и играю сама.
А сейчас я предлагаю устроить настоящие скачки на лошадях, потому что хакасы настоящие наездники.
Эстафета «Скачки на лошадках».(Главное условие этих скачек, что бы они проходили под национальную хакасскую музыку, которая так и называется «Наездники». Это придаст игре особую атмосферу и колорит)
В конце предлагаю ребятам посмотреть мультфильм на хакасском языке «Светофор». (хронометраж – 2 минуты).После чего идет обсуждение кто что понял, после чего дети делают вывод, что не всегда обязательно знать язык, что бы понимать о чем идет речь.
Рефлексия.