Ольга Чикунова
Тематическое планирование поисково-познавательной и опытно экспериментальной деятельности в старшей группе
Перспективное планирование поисково-познавательной и опытно экспериментальной деятельности
в старшей группе компенсирующей направленности
№п / п Тема Содержание работы
Живая природа Неживая природа Окружающий мир
Мир растений Мир животных Опыты Труд в природе Человек Рукотворный мир
Сентябрь
1. Тема: «День Знаний»
НОД «Песок, глина, наши помощники»
Мартынова с. 219 Закрепить представления детей о песке и глине.
Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить. Сбор песка в песочницу Познакомить с материалом-глина. Учить детей определять свойство материала и его качество. Учить детей узнавать вещи, сделанные из глины
2. Тема; «Мы в старшей группе»
НОД «Удивительные камни»
Нищева с. 121
Игра «Ящик ощущений» Сформировать представление о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, учить классифицировать по различным признакам. Уборка крупных камней на участке Познакомить с материалом-камень. Учить детей определять свойство материала и его качество. Учить детей узнавать вещи, сделанные из камня
3. Тема: «Осень. Признаки осени»
НОД «Чудо вода»
Нищева с. 97
Опыт «Тонет не тонет»
конспект Закрепить знаний о свойствах и агрегатных состояниях воды; развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы; воспитывать бережное отношение к воде
Полив цветов на клумбе и в уголке природы
Цель опыта: расширять представления о свойствах разных материалов (какие тонут, какие держаться на поверхности, объяснить, как люди используют эти свойства предметов
4 Тема: «Фрукты. Овощи»
НОД «Рассматривание и сравнение овощей и фруктов»
Воронкевич с. 198
Закрепить знания о характерных свойствах овощей и фруктов, уточнить, кто и где их выращивает. Сформировать представление о плоде и семени
Уборка участка от опавших веток, заготовка листьев и семян для поделок и аппликаций
Октябрь
1 Тема: «Деревья осенью»
НОД «Воздух видимый и невидимый»
Нищева с. 138
С демонстрацией опыта «Реактивный шарик»
М/п «Вода и воздух» с. 78
Имитационная игра «Дерево» Закреплять знания детей о способах обнаружения воздуха;
Дать детям понятие о том, что воздух может двигать предметы
2 Тема : «Лес»
НОД «Вдох-выдох»
Мартынова с. 225 Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры
3 Тема: «Перелетные птицы»
НОД «Как устроены перья птиц»
Конспект
Опыты с пером Закрепить первичные представления о значении перьев в жизни птиц; знания детей о перелетных птицах
Цель опыта: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме
4 Тема: «Одежда»
НОД «Наряды куклы Тани»
Дыбина «Из чего сделаны предметы» с. 57
Д/и «Волшебный ветерок»»
Дыбина «Из чего сделаны предметы» с. 58
Обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость) Познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства тканей; учить устанавливать связь между использованием тканей и временами года
Ноябрь
1 Тема: «Обувь»
НОД «Купим Васе обувь»
Дыбина «Из чего сделаны предметы» с. 92 Обратить внимание на отдельные свойства тканей (растяжение) Познакомить с различными видами материалов изготовления обуви (кожа, резина, шерсть, формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства материалов; учить устанавливать связь между использованием материалов и временами года
2 Тема: «Волшебный мир книг»
НОД «Путешествие в прошлое бумаги»
Дыбина «Что было до…» с. 90 Познакомить с различными видами бумаги, формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги
3 Тема: «Посуда»
НОД «Посуда Федоры»
Дыбина «Из чего сделаны предметы» с. 56
Опыт с посудой из разных материалов
конспект Обобщить и систематизировать знания о материалах; научить устанавливать связи между материалом и назначением посуды
Цель опыта: закрепить представления детей о свойствах материалов
4 Тема: «Деревья осенью»
НОД «Свойства дерева»
Е. Н. Краузе с. 32
Уборка участка от опавших веток Закрепить обобщающее понятие «Мебель», познакомить со свойствами дерева. Учить детей узнавать вещи, сделанные из дерева
Декабрь
1 Тема: «Зима»
НОД «Замерзшая вода»
Нищева с. 70
При наличии снега на улице НОД «Беседа о снеге» Воронкевич с. 218 Расширить представления о свойствах льда
Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры Посыпка ледяных дорожек песком
Очистка стационарного оборудования от снега
2 Тема: «Домашние животные зимой»
НОД «Беседа о домашних животных»
Воронкевич с. 199
С включением информации о пользе животных Закрепить понятие «домашние животные», учить составлять описательные рассказы, учить находить признаки сходства животных с предметами, расположенными вокруг. Дать детям представления о пользе животных для человека (еда, материал, сила и т. д.)
3 Тема : «Животные жарких и холодных стран»
Знакомство с животными жарких и холодных стран
Воронкевич с. 228 Расширять и углублять представления детей о диких животных; расширить представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания; активизировать словарь детей; расширять кругозор
4 Тема: «Новый год»
НОД «Тайны снега и льда»
Нищева с. 130
Опыт «Новогодние чудеса» Нищева с. 61
Расширять представления детей о свойствах снега и льда; учить устанавливать причинно-следственные связи; развивать связную речь; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Постройки из снега на участке
Цель опыта: формировать представления о свойствах соли
Январь
1 «Каникулярная неделя»
НОД «Зеркало нашей души», Воронкевич с. 203
Опыт «Большой-маленький», Дыбина «Неизведанное рядом» с. 115 Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещения Познакомить с органом зрения- глазом. Формировать познавательный интерес к человеку.
Цель опыта: посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности
2 Тема: «Профессии на транспорте»
НОД «Есть ли у глаз помощники?
Мартынова с. 246
Игра «Жмурки»
Игра «Чудесный мешочек» Помочь определить помощников глаз
3 Тема: «Профессии на транспорте»
НОД «Рассказ о слухе», Воронкевич с. 210
С демонстрацией опыта
Тема: «Грузовой и пассажирский транспорт»
«Звук»
Дыбина «Неизведанное рядом» с. 102
Д/и «Что услышал?»
Игра «Какой инструмент звучит?» Помочь детям понять, как распространяются звуковые волны Познакомить с важным органом чувств- ухом, дать понятия об основных функциях.
4 Тема: «Тело человека»
НОД «Для чего человеку нос», Воронкевич с. 226
Д/ и «Угадай по запаху» Познакомить детей с важным органом обоняния- носом. Учить бережно относиться к своему здоровью
Февраль
1 Тема: «Профессии в детском саду- повар»
НОД «Взаимосвязь органов вкуса и запаха»
Мартынова с. 247
Опыт «Определение пищи на вкус» Показать детям взаимосвязь органов вкуса и запаха
Цель опыта: научить определять пищу на вкус (не глядя на нее)
2 Тема: «Профессии»
НОД «Что и как ест человек»
Воронкевич с. 243 Выявить различия в употреблении пищи животным и человеком; объяснить детям, почему необходимо обрабатывать сырую пищу
3 Тема: «Наша Армия»
НОД «Наши помощники органы чувств», Воронкевич с. 231
Игра «Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?»
П/игра «Четыре стихии» Сформировать у детей представления о способах познания окружающего мира. Закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств
4 Тема : «Стройка»
НОД «Путешествие в прошлое весов»
Дыбина «Что было до…» с. 103
С демонстрацией опыта «Что тяжелее?
М/п «Механизмы и магниты» с. 24
Познакомить детей с счетными устройствами прошлого, развивать ретроспективный взгляд на предметы (на весы); активизировать познавательную деятельность
Март
1 Тема: «Ателье. Дом моды»
НОД «Чем можно измерить длину?»
Нищева с. 97
Формировать представления детей о мерах длины (условная мерка, единица измерения)
2 Тема: «Комнатные растения»
НОД «Посадка комнатных растений»
Е. Н. Краузе с. 50 Закрепить знания детей о комнатных растениях, учить описывать внешний вид, правильно используя названия частей растений (корень, стебель, лист, цветок); сравнивать растения, находить общее и различия Знакомить со свойствами земли, воспитывать бережное отношение к окружающей действительности Уход за комнатными растениями (полив, рыхление, протирание листьев, опрыскивание)
3 Тема: «Пресноводные рыбы»
НОД «Кто живет в реке и озере», Воронкевич с. 211
П/и «Ерши и щука» Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер, особенностях их строения. Активизировать словарный запас детей
4 Тема: «Космос»
НОД «Земля. Космос»
Опыт «На орбите», «Прямо или по кругу»
Дыбина «Неизведанное рядом» с. 109 Рассказать детям о земном притяжении
Цель опыта: установить, что удерживает спутники на орбите
Апрель
1 Тема: «Полеты на Луну»
НОД «Почему в космос летают на ракете»
Нищева с. 105 Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета
2 Тема: «Весенние работы на селе»
НОД «Растения вырастают из семян»
М/п «Изучаем природу» с. 10 Дать первоначальные знания о прорастании растения из семени Подготовка семян для рассады
3 Тема: «Откуда хлеб пришел»
НОД «Рассматривание злаковых растений (пшеница- овес, ячмень- рожь)»
Воронкевич с. 202 Познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают черный и белый хлеб. Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям
4 Тема: «Откуда хлеб пришел»
НОД-Опыт «Выращивание растения из семени
М/п «Изучаем природу» с. 14-24 Познакомить детей с принципом проращивания и выращивания растений из семян Посадка семян для рассады
Цель опыта: определить необходимые условия для развития растения (вода, свет, уход, внешние факторы)
Май
1 Тема: «ПДД»
НОД «Знакомство с магнитом. Что притягивается?»
Дыбина «Неизведанное рядом» с. 94-95 Познакомить со свойством магнита – притягивать предметы.
Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом.
2 Тема: «9 мая»
НОД «Два магнита»
Дыбина «Неизведанное рядом» с. 97
Опыт «Сила магнита»
М/п «Механизмы и магниты» с. 84 Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание
Цель опыта: показать свойство магнита – действовать на расстоянии.
3 Тема: «Скоро лето»
НОД «Что такое молния?»
Нищева с. 107 Познакомить детей с понятием «электричество», «Электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молнии.
4 Тема: «Насекомые»
НОД «Свет и тень»
Опыт «Как возникает тень?»
М/п «Свет и звук» с. 17 Познакомить детей с образованием тени от предметов.
Июнь
1 Тема: «Лето. День защиты детей»
НОД «Термометр и температура»
Нищева с. 82
М/п «Изучаем природу» с. 89
Д/и «Одеваемся на прогулку»
Опыт «Температура на солнце и в тени» Картины с пейзажами разного времени года Формировать представление о температуре окружающей среды и собственного тела
Цель опыта: научить определять температуру воздуха
2 Тема: «В гостях у сказки (А. С. Пушкина)»
НОД «Таинственные стекла»
Опыт «Свет и цвет»
М/п «Свет и звук» с. 64
Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
3 Тема: «В стране цветов»
НОД «Путешествие в прошлое микроскопа»
Дыбина «Что было до…» с. 127 Познакомить детей с разновидностью увеличительного стекла. Научить понимать его назначение и особенности
4 Тема: Лето. Солнце»
НОД «Солнечные зайчики»
Дыбина «Неизведанное рядом» с. 94 Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков.
Июль
Тема: «Для чего нужна вода?»
Беседа «Речка, реченька, река»
Воронкевич с. 204
Опыт «Водяная мельница»
Дыбина «Неизведанное рядом» с. 84 Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках; учить сравнивать источники воды; расширять и активизировать словарь детей
Цель опыта: познакомить детей с силой воды, поток воды может оказать воздействие на предметы
Август
1 Тема: «Органы чувств человека»
НОД «Наши помощники органы чувств», Воронкевич с. 231
Игра «Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?»
П/игра «Четыре стихии» Формировать у детей представления о способах познания окружающего мира. Закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств
2 Тема: «Витамины летом»
НОД «Знакомый незнакомец апельсин»
Нищева с. 164
Опыт «Почему апельсин не тонет?»
Расширить представления детей о составляющих ЗОЖ (зависимость от правильного питания)
Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух легче воды)
Тема: «Лес»
НОД- опыт «Как работают водяные шланги»
М/п «Вода и воздух» с. 41 Дать знания о свойстве воды, как о жидком теле, которое может легко перемещаться; чем уже путь, тем больше скорость
Тема: «Знатоки природы»
НОД «Муравьи- санитары леса»
Воронкевич с. 246 Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; сформировать представление о роли муравьев в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям