Татьяна Политаева
Методическое пособие-лэпбук по теме «Времена года. Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие Лэпбук на тему : «Времена года. Весна».
Белецкая Т. В. ,Закирзянова Л. В.
МДОУ № 12 «Дельфинчик»
Карелия, г. Петрозаводск
Пояснительная записка к пособию лэпбук «Весна»
Публикация «Методическое пособие-лэпбук по теме „Времена года, Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Лэпбук
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Лэпбук на тему «Весна»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
В рамках тематической недели «Весна пришла» нами была разработан первый пробный лэпбук по теме «Весна». Создавать эту папку оказалось очень интересно, увлекательно. Ведь лэпбук является в своем роде книжкой-копилкой, в которой собираются все материалы, касающиеся изучаемой темы.
Предлагаем Вашему вниманию лэпбук на тему «Весна» для младшего дошкольного возраста. Это картонная папка с кармашками, в которых собрана информация по данной теме, имеет 20 заданий:
Цель: закрепить знания детей о приметах весны, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.
Образовательные области: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое развитие.
Задачи:
*Образовательная – систематизировать знания детей о весне.
*Развивающая – развивать у детей познавательную активность.
*Воспитательная – воспитывать у детей умение работать в коллективе, доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
Содержание лэпбука по теме «Весна»
Лэпбук состоит из 7 папок, в которых мы разместили дидактические игры:
1. Приметы весны (на карточках нарисованы признаки зимы и весны, ребятам нужно зимние признаки положить на снежинку, весенние на солнышко.
2. Рассказы по картинке (описать, рассказать, что нарисовано на картинке. Можно использовать «текст в картинках», для совместной работы и развития речи ребенка);
3. Дидактическая игра «Что одеть весной на прогулку?»
4. Алгоритм посадки и выращивания растения.
5. Загадки о весне ( отгадать загадку: найти правильный ответ на рисунке
6. Карточки «Птицы».
7. Стихи о весне
8. Дидактическая игра «Сложи из частей целое»(расскажи, что на ней изображено).
9. Весенние месяцы.
10. Дидактическая игра «Собери картинку»
11. Карточки «Цветы весной».
12. Дидактические игры: «Садовник и цветы», «Назови растение», «Цветочный магазин», «Какого растения не стало?»
13. Игра «Доскажи словечко»
14. Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом»
15. Дидактическое упражнение «Разбуди спящих зверей»
16. Дидактическая игра на тему «Приметы весны»6.
17. Игра «Найди дом для птицы».
18. Назвать птицу.
19. Какой птицы не стало.
20. Мнемотаблицы на тему «Весна»
21. Весенние раскраски.
22. Картотека бесед по теме «Весна».
Благодаря этой форме работы, дети проявляют большой интерес к изучению темы. К тому же, такое пособие может постоянно пополняться и обновляться. Материалы лэпбука могут использоваться в разных видах непрерывной образовательной деятельности: в самостоятельной деятельности, в совместной работе педагога с детьми, в индивидуальной работе. Создание лэпбука разнообразило работу с детьми, повысило их интерес к обучению, так как он является доступным, понятным и увлекательным.
Для создания лэпбука нам понадобилось:
• 2 картонные папки-скоросшиватели А4
• Обои
• Клей
• Скотч
• Ножницы
• Папки-кармашки
Игра «Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о весенних цветах
Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел самый прелестный нежный чудесный белый цветок с зеленым глазком, как снежный колокольчик, не видел подснежник». Подснежник встаёт и делает шаг вперёд. Подснежник, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Подснежник садится на другой стул. Ведущий -садовник продолжает: «Я так давно не видел желтого маленького росточка- цветочка на солнышко похожего, не видел мать-и -мачехи» . Следующий цветок: лесной душистый цветочек с белыми бусинками на стебельке, давно я не встречал ландыш. Ландыш встает и делает шаг вперёд. Ландыш, кланяется садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлив, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ландыш садится на другой стул. Игра продолжается: «Я давно не встречал нежного, яркого цветка, похожего на стаканчик, я не видел тюльпанчик.» «А еще я не встречал цветочного принца с белой короной, я давно не видел нарцисс.» «Желтые,пушистые шарики душистые, я давно не видел мимозу», а еще я не встречал весенний цветочек,который с начало носит желтый сарафанчик,а потом одевает белый сарафанчик, это одуванчик»…и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все весенние цветы.
Игра «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Ход игры: дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Игра «Какого растения не стало?»
Ход игры: На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т. д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ?
Игра «Доскажи словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие наблюдательности и сосредоточенности. (загадки на карточках)
Игра «Подбери признаки».
(На доске картинки с изображением весенних пейзажей)
– Какое время года изображено на картинках? (Весна)
– Почему вы так решили? На этой картинке в лесу лежит снег, поэтому я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето?
(Дети доказывают, что на картинках весна, называют ее признаки и прикрепляют картинки к доске).
Дидактическая игра «Переодень куклу»
- Была зима и люди носили теплую одежду. Оденьте куклу в теплую зимнюю одежду. Теперь стало тепло и такая одежда уже не нужна. Теперь нам нужна уже другая одежда. Подберите подходящую для весны одежду и оденьте в нее свою куклу.
Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом»
- Ребята, внимательно посмотрите на картинки. Сначала на полянке стоял снеговик. Покажите мне такую картинку. Затем припекло солнце и на полянке осталась морковка, метла и ведро. Покажите такую картинку. А теперь выложите картинки по-порядку — что было сначала, а что потом.
Игра «Где спрятался»
Цели: закрепить пространственные представления, пространственные направления «вверху — внизу, впереди — сзади», развивать память и внимание.
Перед началом игры педагог показывает ребенку предметные картинки, обращает внимание на их местоположение. Затем ребенок закрывает глаза и отвечает на вопросы взрослого
Дидактическая игра: «Какой картинки не хватает?»
Цели: развивать внимание и память, учить правильно называть предметы одежды.
Оборудование: предметные картинки по теме «Одежда».
Перед ребенком раскладывается 4—5 картинок, которые он должен назвать и запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог в это время убирает одну из картинок. Ребенок должен назвать убранную картинку
Дидактическая игра на тему «Приметы весны».
Цель: закрепить представления детей о времени года «весна»; расширить представления о приметах весны; развитие речи;
Оборудование: сюжетные картинки с различными временами года.
Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.). Дети выбирают картинки, на которых изображены только явления весны, называют их.
Разрезные картинки. Составление целого из частей. Сложи картинку»
Цели: учить разделять предмет на части, составлять целостный образ предмета из частей.
Оборудование парные картинки, в каждой паре одна разрезана на 2, 3, 4 части.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
Дидактическая игра «Что лишние?»
Цель: Формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны. Расширить и систематизировать знания о весне и ее характерных признаках. Развить слуховое и зрительное внимание, мыслительные операции. Оборудование: 4 карточки, на трех изображены признаки весны, а на четвертой признак другого времени года, нужно убрать лишнее
Назвать птицу.
Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц (ворона, ласточка, скворец).
Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают, согласны они или нет.
Какой птицы не стало.
Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.
Название птицы.
Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.
Материал: карточки с изображением птиц (ворона, ласточка, скворец).
Ход игры: Перед детьми на столе картинки - птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц.
Найди дом для птиц.
Цель: формировать осмысленное восприятие птиц, формировать представление о жилье птиц, развивать мыслительные операции, внимание.
Вырасти меня.
Цель: Уточнить представления детей о росте и развитии растений; Умение понимать алгоритмы, выполнять действия, опираясь на пооперационные карты; Учить детей быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям; Воспитывать интерес к выращиванию растений.
Картотека бесед с детьми на тему: «Весна»
Карточка№1
Беседы о весне по картинкам.
Цель: Поощрять желание детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картине. Способствовать развитию речи как средство общения. Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.
Показ картины «Весна»
Какое время года на картине? Почему вы решили, что это весна? (дети должны перечислить признаки весенних изменений в природе)
Что появилось на земле там, где растаял снег?
Показ иллюстрации с изображением подснежников. Что это? Это первый весенний цветок, он вырастает, как только растает снег и пригреет солнышко.
Прослушивание стихотворения о весне.
Цель: Учить детей слушать произведение разных жанров, эмоционально реагировать на прослушанное произведение.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Рассказать детям о приметах ранней весны. Закрепить знания о времени года «весна», изучать приметы ранней весны.
Ход беседы: Яркое ослепительное солнышко, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег становиться рыхлым и влажным – из него можно лепить снежки. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.
Скоро, скоро быть теплу-
Эту новость первой
барабанит по стеклу
Серой лапой верба.
Надоела нам зима,
Уходи зима сама!
Наблюдение за солнцем.
Цель: Продолжать знакомить с природными явлениями (солнечная погода или нет, дать понять о признаках весны.
Смотрит солнышко в окошко,
смотрит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладоши,
очень рады солнышку
Карточка№2
Беседа "Какое время года?» Что изменилось?
Цель: формировать элементарные представления о весне. Развивать внимание детей,логическое мышление и навык сопоставления.
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»
Цель. Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года.
Ход беседы: «Сейчас на дворе весна, не так ли? – начинает беседу педагог. – И мы с вами даже находили приметы весны. Какие? (Ярче светит солнышко, распустились листочки, люди сняли шубы и теплые куртки)
Замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев о приметах весны написал так…»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Воспитатель читает стихотворение «Весна» (в сокр., уточняет, понравилось ли оно детям. Затем читает его еще раз.
«Давайте поиграем, – предлагает педагог. – Я вам назову примету, а вы попробуете догадаться, о весне или осени идет речь.
– Травка зеленеет, солнышко блестит…
– Стало холоднее, высохли цветы…
– Все деревья блистают в разноцветном узоре…
– Стаи птиц улетают прочь за синее море…
– Ласточка примчалась из-за бела моря…
– Птицы поют, гнездышки вьют…
– У каждого болотца квакают лягушки…
– На зеленом лугу много одуванчиков….» И так далее.
Педагог предлагает детям вспомнить приметы осени или весны : «Надо назвать примету и обратиться к сверстникам с вопросом: „Когда это бывает?“ Например: „Стали лужи замерзать. Когда это бывает?“»
Не исключено, что это задание вызовет затруднение у некоторых малышей, поэтому можно поупражнять их на прогулке.
В заключение целесообразно еще раз прочитать стихотворение «Весна», нацеливая детей на поиски новых примет весны.
Карточка№3
Беседа по картинкам «Зима» и «Весна»
Чтение «Пришла весна…» Л. Толстой.
Показать две картинки «Зима», «Весна»
Какое время года на этой картинке?
А здесь, какое время года?
Какое сейчас время года?
Давайте посмотрим в окно? На какую картинку похожа природа за окном? Как вы считаете?
В чём вы пришли сегодня в детский сад?
Почему мы весной ходим в шубах (ночью мороз, днём тает) Какое время года сейчас?
Что вы знаете о весне?
Показ картины с изображением птиц и скворечника.
Кто это? Как называется домик на дереве?
Для чего люди вешают скворечники на дерево?
Зима злится, не хочет уходить. Весна ей уступает. Что нужно сделать для того, чтобы весна поняла то, что она нам очень нужна и мы её ждем.
Закончилась зима : Метели, холода.
Пришла Весна – красна,
Свет, радость принесла.
Все ярче светит солнце,
Становится теплее,
И можно из оконца,
Смотреть нам за капелью,
Смотреть за ручейками,
Как тает снег и лед.
Порадуйтесь же с нами : Весна – красна идет!- Заучивание стихотворения «Скворцы прилетели» А. Барто
«Воробей с берёзы на дорогу – прыг…» Воробей с берёзы на дорогу – прыг, больше нет мороза – чик-чирик.
Вот журчит в канавке быстрый ручеёк, и не зябнут лапки – скок-скок-скок!
Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Скворцы».
Карточка№4
Беседа "Почему тает снег?"
Чтение «Если снег повсюду тает…» Е. Карганова
Татьяна Петухова «ЛЕДЯНАЯ БОРОДА!» :
Посмотри! Вот это да!
Ледяная борода
Выросла у крыши!
…А солнце выше, выше,
Звонко капает вода,
Тоньше, тоньше борода…
Посмотри, вот это да!
Вся исчезла без следа
Ледяная борода! Тает снег, бегут ручьи.
Солнце светит ярко.
Дни весенние пришли.
И сосулькам жарко
Тают, капают, звенят,
В речку убежать хотят.
Наблюдение за сосульками.
Цель: Познакомить с различными явлениями природы, показать разнообразие состояния воды.
Сосульки образуются на солнечной стороне. Почему?
С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками. Сосулька – это замершие капельки воды.
Шаловливые сосульки сели на карниз,
Шаловливые сосульки посмотрели в низ.
Надоело им свисать, стали капельки бросать «кап-кап-кап, дон-дон-дон».
«Динь-динь, кап-кап!»
Динь-динь, кап-кап!
Слышим мы то тут,то там.
Динь-динь, кап-кап!
Это ручейки бегут.
Динь-динь, кап-кап!
Это капает капель.
Динь-динь, кап-кап!
В солнечный весенний день.
«Где звенит капель?»
Цель: развивать слух.
В марте солнышко печет,
в марте с крыш вода течет.
И расцвел подснежник в срок – самый первый наш цветок.
Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей.
Карточка№5
Беседа по картине «Пускаем кораблики».
Цель: воспитывать у детей интерес к весеннему ручейку как примете весны.
Ход беседы: Ребята, отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает? (Весной)
-Что еще бывает весной? (повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи)
-А откуда появились ручейки? (солнышко припекло, снег растаял и превратился в воду)
-Ребята, послушайте, я расскажу вам про ручеек:
Вот веселый ручеек.
Он не низок, не широк.
Он не мелок, не глубок
Наш прозрачный ручеек!
- Какое сейчас время года?
- Что вы знаете о весне?
Показ картины «Пускаем кораблики»
Вопросы к картине: Что делают дети? Почему появились лужи, ручейки?
Игры с водой: пускание предметов из разных материалов в воду,
Цель: подвести детей к самостоятельному выводу: какие предметы тонут, а какие плывут.
«Кругом вода».-
Цель: показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом.
1. Днем становится теплее, 2. Уж тает снег, бегут ручьи,
по двору текут ручьи. В окно повеяло весною….
Познакомить детей с пословицей:
«Март с водою, апрель с травою».
Карточка№6
Беседа «Что изменилось вокруг?»
Чтение «Подснежники» Г. Ладанщиков
Карточка№7
Беседа "Солнышко уже проснулось"
Цель: Научить правильно выражать свои мысли и контролировать свою речь. учить составлять предложения по картинке, Формировать навык усидчивости и внимательности. Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание.
Ход: Весной солнышко ярко светит, сильно греет. Лучики солнца играют с сосульками. Сосульки тают. Маленькие капельки звонко падают на землю
Оборудование: набор сюжетных картинок «Времена года» (солнце, сосульки, река, птицы, ветка с почками, трава).
Карточка№8
Беседа «Как изменилась одежда?»
Закончилась зима. Люди сняли с себя шубы и надели более легкую одежду: пальто, ботинки, кепки. Когда станет еще теплее, то можно ходить и в одном свитере или теплой кофте. Опишите во что одеты люди на картинках. (Дети описывают) В такой же одежде можно ходить и осенью. Заучивание стихотворения.
Если дождик льет с утра,
Лужи за окошком,
Куртки надевать пора,
Сапожки на ножки.
Описание картинки.
Дети вместе с воспитателем рассматривают и называют, во что одета девочка.
Карточка№9
Беседа «Ног не намочи – не становись в лужи».
Цель: Познакомить со временем года весна, закрепить впечатление от наблюдений весенних явлений в природе: тает снег, появляются сосульки.
Развивать внимание, наблюдательность, речь, общую моторику, воспитывать. интерес к познавательной и игровой исследовательской деятельности.
Познакомить детей с праздником мам.
. Словарная работа: Прилагательные: теплая, звонкая, быстрые, ласковая, Существительные: весна, капель, ручейки, солнышко, сосулька, птички. Глаголы: текут, капает, греет.
Звуковая культура речи: кря-кря, топ-топ, чик-чик.
Карточка№10
Беседа: «Весенние цветы.»
Цель: Познакомить детей с первыми весенними цветами, закреплять знания о первых весенних цветах, о строении цветка, об условиях. Воспитывать любовь к природе.
Воспитатель читает детям стихотворение:
В марте солнышко печет,
в марте с крыш вода течет.
И расцвел подснежник в срок – самый первый наш цветок.
Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей.