Лариса Русинова
Тематическое планирование игр и упражнений для сенсорного развития детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Следовательно, в каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Публикация «Тематическое планирование игр и упражнений для сенсорного развития детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2015
Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняется. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Таким образом, основной задачей сенсорного воспитания является ознакомление малышей со свойствами предметов, т. е. обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов.
Для повышения эффективности сенсорного воспитания большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения. Они позволяют воспитателю добиться решения следующих задач:
• Формирования у детей целостного представления о предметах (величине, форме, цвете);
• Развитие мелкой моторики рук;
• Улучшение координации движений воспитанников;
• Развитие внимания, сосредоточенности;
• Учить детей выполнять простые действия с предметами;
• Ознакомление с шестью цветами спектра.
Во время дидактических игр сенсорные и дидактические задачи решаются в игровой форме, в ходе выполнения интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, соревнования и др.). Так же важны и упражнения с дидактическими материалами (с наборами геометрических фигур, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.) позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка.
Примерное календарно-тематическое планирование игр и упражнений для сенсорного развития детей 2-3 лет
МЕСЯЦ ДИДАКТИЧЕСКАЯ
ИГРА ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
Сентябрь 1. «Найди такой же лист» Развивать внимание детей, способствовать совершенствованию их зрительного восприятия, развивать их представление о форме, цвете, величине, развивать умение сравнивать предметы. Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья. 1
2. «Какой же мяч больше?» Развивать координацию движений, умение соотносить предметы по величине. Мячи разного размера. 1
3. «Паровоз» Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызывать положительные эмоции. Развивать речевое дыхание. 1
4. Пальчиковые игры: «Ладушки», «Моя семья», «Ноги-ножки» и т. д. Развивать мелкую моторику рук, пальцев, учить детей слушать художественное слово, способствовать развитию речи, учить детей соотносить их действия с текстом. 1
Октябрь 1. «Найди маму» Учить узнавать, показывать и называть животных и их детенышей, изображенных на картинках. Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Набор предметных картинок из серии «Домашние животные», большая и маленькая собачки или другие аналогичные игрушки. 1
2. «Укрась коврик» Научить детей различать цвет и форму, развивать мелкую моторику рук, пальцев, логическое мышление. Коврики из белого картона, цветные геометрические фигуры. 1
3. «Посади грибочки» Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы. Двухцветные столики с деревянными грибочками. 1
4. Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Замок», «Совушка-сова» Развивать мелкую моторику рук, пальцев, учить детей слушать художественное слово, способствовать развитию речи, учить детей соотносить их действия с текстом. 1
Ноябрь 1. «Спрячь птичку» Развивать представление детей о форме и цвете, способствовать совершенствованию их зрительного восприятия. Геометрические фигуры из цветного картона (круг, квадрат, набор предметных картинок из серии «Птицы». 1
2. «Складывание трехместной матрешки» Учить детей выполнять простые действия с предметами, отличающимися по величине, учить выполнять несложные инструкции. Трехместные матрешки. 1
3. «Умные строители» Развивать пространственное воображение, конструктивное мышление, творческие сенсорные способности. Строительный набор. 1
4. «Подбери картинку» Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь.
Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т. д. (по две штуки,. 1
Декабрь 1. «Круги-гео» Развивать мелкую моторику, зрительное и сенсорное восприятия, цветоощущения, знакомство с основными цветами, геометрической терминологией; развитие и тренировка памяти, внимания и наблюдательности; логического мышления и творческих способностей. 12 цветных кругов-рамок, с вкладышами в виде геометрических фигур. 1
2. «Курочка и цыплята» Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов, развивать мелкую моторику. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. 1
3. «Один - много» Учить детей сравнивать предметы, называть отличия и сходства, составлять предложения из двух слов, употреблять существительные и глаголы единственного и множественного числа Игровой набор, состоящий из 4 больших карт и 24 карточек. 1
4. «Уникуб» Развивать творческое мышление, пространственное воображение, математические способности, умения различать цвет. Кубики с гранями различных цветов. 1
Январь 1. «Елочки и грибочки» Учить детей чередовать предметы по цвету и форме, закреплять умения соотносить по цвету разнородные предметы, развивать мелкую моторику рук, пальцев. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. 1
2. Игры со «шнуровками» и «застежками» Развивать мелкую моторику рук, пальцев, внимание, логическое мышление. Пособия по шнуровке и застегиванию. 1
3. Игра по Б. П. и Л. А. Никитиным «Сложи квадрат» Ознакомление с эталонами цвета и форма, с соотношением целого и части, развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности. Цветные составные части квадрата.
1
4. Пальчиковые игры «Котенок», «Кулачки», «Птички» Развивать мелкую моторику рук, пальцев, учить детей слушать художественное слово, способствовать развитию речи, учить детей соотносить их действия с текстом. 1
Февраль 1. «Грибы, ягоды, птицы» (для правшей, «Едем, плывем, летим» (для левшей) Развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность, память, совершенствовать мелкую моторику рук. Картонные игры-мозаики. 1
2. «Мои любимые сказки» Совершенствовать умение детей из части собирать целое, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к сказкам Карточки-образцы, иллюстрирующие сказки, и разрезанные части. 1
3. «Поиграй-ка!» Развивать представление детей о форме, величине и цвете, способствовать совершенствованию их зрительного восприятия, учить детей устанавливать совпадение и несовпадение. Дидактическая игра «Поиграй-ка!» 1
4. Конструктор «Кроха» Развивать пространственное воображение, конструктивное мышление, творческие сенсорные способности. Конструкторский набор – лего-игрушки. 1
Март 1. «Рукавички» Развивать внимание, умения различать формы и цвета. Дидактическая игра «Разноцветные рукавички». 1
2. Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех Обучить детей выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств – величины и формы – из четырех возможных. Решетки с вкладышами. 1
3. Нанизывание колец в убывающем порядке Обращать внимание детей на величину предметов, формировать умение ориентироваться на слова большой, поменьше, маленький, развивать логическое мышление. Пирамидки.
1
4. Игра с крупным пазлом Развивать логическое мышление, внимание, предметную деятельность. Напольные пазлы. 1
Апрель 1. Логические блоки Дьенеша
Освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Логических блока, различающихся формой, цветом, размером, толщиной. 1
2. «Так бывает или нет?» Развивать логическое мышление, речь, наблюдательность, память, совершенствовать мелкую моторику рук. Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты (с несоответствиями) 1
3. «Радуга» Развивать умение различать 6 основных цветов спектра. Дидактическая игра «Радуга». 1
4. Пальчиковые игры «Бабочка», «Божья коровка», «Птичка» Развивать мелкую моторику рук, пальцев, учить детей слушать художественное слово, способствовать развитию речи, учить детей соотносить их действия с текстом. 1
Май 1. «Чудо-крестики» (головоломка) Способствовать совершенствованию восприятия цвета, формы, размера, сенсорных способностей развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. Разрезанные части, собираемые в панно. 1
2. «Бочонки» Учить детей выполнять простые действия с предметами, отличающимися по величине, учить выполнять несложные инструкции. Бочонки-вкладыши. 1
3. «Найди различия» Развивать внимание, речь, закреплять знания о сезонных явлениях. Сюжетные картинки с сезонными явлениями. 1
4. Игры с «Игрушками» Закрепить знания детей о диких, домашних и экзотических животных, научить называть их правильно, развивать умение классифицировать животных по группам. 2 комплекта «Игрушек» по программе «Радуга» 1
итого 36