Аржинт Лариса
Тематическое музыкальное занятие по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк»
Задачи:
- формировать способность анализировать музыкальное произведение;
- познакомить детей с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска, с темами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»;
- развивать музыкальный слух и память, а также творческие способности старших дошкольников.
Публикация «Тематическое музыкальное занятие по симфонической сказке С, С, Прокофьева „Петя и волк“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Прокофьев С.С, композитор
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа. Проведение цикла занятий и бесед о музыке сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева. Разучивание ролей к театральной постановке сказки.
Материал и оборудование. Аудиотехника. Фонограммы музыкальных тем героев сказки «Петя и волк». Презентация к симфонической сказке. Карточки музыкально-дидактических игр «Угадай музыку» и «Подбери музыкальный инструмент». Декорации и костюмы к театральной постановке сказки С. С. Прокофьева.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыкальную тему «Шествие» из симфонической сказки С. С. Прокофьева.
Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с вами и с гостями музыкально. Дети вместе с музыкальным руководителем исполняют валеологическую распевку «Добрый день!»
Звучит тема Пети из сказки С. С. Прокофьева.
Муз. рук. Вам знакома эта музыка?
Дети. Да. Мы слушали ее на занятиях.
Муз. рук. Кто автор этой музыки?
Дети. Это музыка композитора С. С. Прокофьева.
Муз. рук. Сегодня мы еще раз встретимся с героями симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк» и насладимся чудесной музыкой.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней-
Не спугнуть бы нам его.
Муз. рук. С. С. Прокофьев наблюдал над тем: как не любят дети слушать симфоническую музыку и придумал удивительную сказку, в которой героев сказки изображают музыкальные инструменты симфонического оркестра.
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет.
Расскажут о Пете и Волке,
скрипки, кларнет и фагот.
Упрятанны в нотных страницах
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчище,
Валторны заменят собой.
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери- страницы
В нее поскорей отвори!
Муз. рук. Как вы думаете, ребята, почему сказка называется «симфоническая»?
Дети. Героев сказки изображает симфонический оркестр.
Муз. рук. Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. На экране презентация к симфонической сказке «Петя и волк». Слайд «Симфонический оркестр».
Муз. рук. Ребята, а какие группы музыкальных инструментов есть в симфоническом оркестре, назовите их. (Ответы детей)
У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т. е. тембром. А что такое тембр в музыке?
Дети. Это окраска звуков.
Муз. рук. Да, ребята, у каждого инструмента симфонического оркестра свой голос и своя окраска звуков. На музыкальных занятиях мы познакомились с героями этой сказки. Назовите мне их (Ответы детей).
Мы так же слушали музыкальные темы героев сказки С. С. Прокофьева. Я сейчас предлагаю поиграть в игру на определение музыкальной темы каждого героя сказки.
Дети по музыкальным фрагментам отгадывают героя и дают характеристику данному отрывку.
Звучит тема героя сказки Пети.
Муз. рук. Какой по характеру Петя? (веселый, радостный, озорной)
Какие инструменты исполняют тему Пети?
Дети. Группа струнных инструментов (скрипки, альты, виолончели и контрабасы)
На экране слайд с изображением смычковых музыкальных инструментов. Звучит тема Дедушки.
Муз. рук. Музыкальная тема какого героя прозвучала сейчас (Тема Дедушки). Ребята, назовите инструмент, который исполняет тему Дедушки? (Фагот) Какой у него голос?
Дети. Это музыкальный инструмент фагот и голос у него низкий. А сам Дедушка- ворчливый и сердитый.
На экране изображение музыкального инструмента –фагота.
Звучит тема Птички.
Муз. рук. Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?
Дети. Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Муз. рук . Какое настроение у Птички?
Дети. Веселое, радостное, счастливое.
Муз. рук. А кой инструмент изображает Птичку?
Дети. Это-флейта, она относится к духовым инструментам.
На экране слайд, на котором изображена флейта. Далее звучит тема Кошки.
Муз. рук. Кому из героев сказки принадлежит эта тема? (Ответы детей)
Муз. рук. Расскажите мне: как музыка рисует кошку и каким инструментом.
Дети. Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитрый, острожный. Тему Кошки исполнял инструмент кларнет.
Дети слушают следующую музыкальную тему Утки.
Муз. рук. Кого изображает эта музыка? (Утку) Что за музыкальный инструмент играет тему Утки? Какую по характеру Утку нарисовал этот музыкальный инструмент?
Дети. Утку изображает гобой- деревянный духовой инструмент. Тембр у него тихий, спокойный, гнусавый и крякающий.
Ребята угадывают следующего героя сказки по музыкальной теме. И это тема Волка.
Муз. рук. А какими инструментами Сергей Сергеевич Прокофьев изобразил волка?
Дети: Это три валторны.
Муз. рук. Совершенно верно.
Муз. рук. Как музыка рисует волка, какой он по характеру?
Дети. Он - страшный, злой, «воет», гонится за Уткой прыжками, набрасывается, рычит.
Муз. рук. Вот мы с вами еще раз вспомнили музыкальные темы всех героев симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк». Вам понравилась эта сказка? (Ответы детей) А сейчас мы покажем для наших гостей эту сказку, в которой действие будет сопровождать удивительная музыка С. С. Прокофьева.
Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце, негасимой,
Как океан, безбрежною она…
Дети показывают театрализованную постановку сказки «Петя и волк», сценарий который взят из журнала «Музыкальный руководитель» №3, 2018, автора Е. А. Гомоновой.
А из дома, из окна
Скрипка вдалеке слышна-
Это вышел нам навстречу
Очень смелый мальчик Петя.
Петя с птичкой очень дружен,
Носит крошки ей на ужин.
Ковыляет по дорожке
К пруду Утка-хромоножка.
Ну, какая же ты птица?
Не умеешь ты летать!
Ну, какая же ты птица?
Не умеешь ты нырять!
Тут как тут на мягких лапах
Подобрался Кот усатый.
Слышите, звучит фагот-
Это Дедушка идет!
Тише! Кто-то за кустами
Злобно клацает зубами.
Это Волк по лесу рыщет,
Легкую добычу ищет.
Утка бросилась бежать.
Да куда там! Волк догнать
Смог ее за два прыжка,
Участь Утки так горька!
Я на случай встречи с Волком
Уж давно припас веревку!
Птичка, ты вокруг летай,
Волка пеньем отвлекай!
Птичка раздразнила Волка,
Волк запутался в веревке,
Он за хвост в петлю попал,
Возле дерева упал.
Шли мы по лесу так долго,
Все же выследили Волка!
Все торжественно идут,
Волка в зоопарк ведут!