Татьяна Бахтина
Тематический план по лексической теме «Откуда хлеб пришел». Октябрь
▼ Скачать + Заказать документы
Понедель-12.10. Вторник-13.10. Среда-14.10. Четверг-15-10. Пятница-16.10.
Общие речевые навыки Развитие силы голоса и речевого дыхания
Игра «Эхо». Картинка: дети в лесу кричат «Ау!». Две команды: первая команда кричит громко, но на мягкой атаке кричит «Ау!», а вторая команда отвечает тихо.
Упр. «Шарик» Цель: развитие диафрагмального дыхания.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем
(надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Публикация «Тематический план по лексической теме „Откуда хлеб пришел“, Октябрь» размещена в разделах
- Планирование на октябрь
- Планирование. Планы работ
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Планирование, тематические недели
- Темочки
Дыхательная гимнастика. Возьмите чашечки, что лежат перед вами. Представьте, что мы пьем чай с пирогами, а чай очень горячий и его нужно остудить. Держим чашку за ручки и дуем. Упражнение «Осенние листочки». На уровне рта ребенка подвешены на ниточке разноцветные листья деревьев. Рассматриваем их, называем, определяем цвет.
Медленно набираем воздух через нос (без поднятия плеч). Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек (повторить 3-5 раз).
Общая моторика Упр. «Колоски»
Колоски золочённые (руки вверх)
На ветру качаются (наклоны вправо-влево)
На ветру качаются
Низко наклоняются
«В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Подрастает зёрнышко –
Потянулось к солнышку. (Потянулись)
С ветерком оно играет, (Руки вверх)
Ветерок его качает, (Прогнулись)
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! (Наклоны туловища, присели)
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов. (Ходьба до пяти)
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (Руки вверх и потянуться)
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. (Наклоны в сторону)
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! (Прыжки до шести)
Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика «Каша»
Каша в поле росла, Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками
К нам в тарелку пришла Приседают, «шагают» пальчиками по столу
Всех друзей угостим
По тарелке дадим. мешают указательным пальцем правой руки в ладошке левой.
Птичке –невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрёшке-
Всем дадим по ложке Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название
Упр. «Карандаш»
Дети перекатывают карандаш между ладонями
-Послушайте, как он “ шуршит. ” Разогреем ладошки. “Пошумим “ у правого уха,у левого.
Упр. «Кулак-ребро-ладонь» последовательно менять три положения сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола / сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе “Ухо – нос” левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. “Симметричные рисунки” - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки / начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время “рисования” на свою руку.
Речевой слух. Зрительное и слуховое внимание и память Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).
Я знаю пословицу о. …Мама купила пшеничный. Дети едят суп с. Ваня пошел в магазин за.. Я не люблю есть суп без.. У меня дома нет. .
На какую из геометрических форм хлебобулочные изделия?
Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог (овал, прямоугольник, круг).
Отгадать загадки.
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб) Выучить стихотворение.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
(Объяснить выражение «Люди хлеб в полях лелеют».)
Игра «Угадай, что исчезло» (5-6 картинок) Игра «Сложи узор» (разрезные картинки)
Лексика
Грамматика
Связная речь Рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы испечь хлеб, что хлеб надо беречь.
Объяснить пословицу: «Хлеб всему голова»
Подобрать родственные слова к слову хлеб (Хлебница, хлебный, хлебушек.)
(На карточке 9 слов. Слово «хлеб» заменено картинкой - ный, - орезка, - ные, - опек, - озавод, - ница, - ороб, - ушек).
Игра «Семейка слов»
А как ласково назвать хлеб? Хлебушек.
Как называется магазин, где продается хлеб?
Хлебный.
Как называется ящик для хранения хлеба?
Хлебница.
Как называют гостеприимного человека.
Хлебосольный.
Все эти слова родственные, они имеют одну общую часть-хлеб.
Дид. игра «Откуда хлеб пришёл?» (логопед задаёт вопрос, дети отвечают)
- Откуда хлеб пришёл?
- А в магазин как попал?
-Что делают в пекарне? (пекут хлеб)
- Из чего пекут хлеб?
- Из чего мука?
-Откуда зерно?
-Откуда пшеница?
- Кто её посеял?
Составить предложение из слов. Хлеб, печь, мука, из.
Объяснить детям значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.
Дидактическая игра «Подбери признак» : хлеб (какой) —. , булка (какая) —.
Кто работает на тракторе? (Тракторист.)
Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)
Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)
Кто работает на мельнице? (Мельник.)
Кто работает в пекарне? (Пекари.)
Игра «Чего нет?».
Пшеница – нет пшеницы.
Овёс - нет овса.
Сеялка – нет сеялки.
Каравай – нет каравая.
Зерно – нет зерна.
Колос – нет колоса.
Колосья – нет колосьев.
Комбайн – нет комбайнов.
Хлеб – нет хлеба.
Батон – нет батона.
Машина – нет машины.
Рожь – нет ржи.
Мука – нет муки.
Рассматривание картины и беседа по ней.
Игра «Самый умный».
Поле, на котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.
Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.
Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.
Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.
Мука изо ржи. /Ржаная мука/.
Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.
Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.
Упражнение
Поле с рожью – ржаное. Поле с пшеницей – пшеничное. Поле с овсом – овсяное. Поле с ячменем – ячменное. Поле с кукурузой – кукурузное. Поле с гречихой – гречишное. Поле с просом – просяное.
Грамота
Развитие навыков
Языкового анализа К – К/
Выделение звуков к,кь из состава слова.
.
Дифференциация звуков к - кь.
Звуко-слоговой анализ слова кап Составление звуко-буквенной схемы слова «Хлеб».
Составление из букв
разрезной азбуки слогов типа ка и дополнение их до целого слова.
Выделение гласного из позиции после
согласного
Работа над слоговой структурой слова Игра «Хлебный магазин «Колосок». Разложите картинки с изображением хлебобулочных изделий по полочкам. Если в слове два слога, то картинку расположите на вторую полку, и т. п. Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, дети должны повторить так же.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребё нок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
Упражнение «Назови слово правильно»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.
Логопед: Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт
Упражнение «Собери слово»
Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.