Ирина Колесникова
Тематический фольклорный вечер «Как аукнется, так и откликнется»
Предлагаю Вашему вниманию тематический фольклорный вечер "Как аукнется, так и откликнется".
Программное содержание
1. Закреплять представления детей о диких животных.
2. Закрепить лексический материал по теме: «Дикие животные».
3. Развивать связную речь.
4. Познакомить детей с образцами устного народного творчества-сказкой
«Лиса и журавель», игрой «Платочек».
5. Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре.
Публикация «Тематический фольклорный вечер „Как аукнется, так и откликнется“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2019
План вечера
1. Появление игрового персонажа - лисы.
2. Беседа о диких животных (дети отгадывают загадки, вспоминают, как называют животных в русских народных сказках).
3. Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавель».
4. Обьяснение незнакомых слов и выражений, вопросы по сюжету сказки.
5. Подвижная игра «Платочек».
Материалы и оборудование: костюм Хозяюшки, предметные картинки по лексической теме «Дикие животные», тексты: загадки о диких животных, русская народная сказка «Лиса и журавель»; декорации и персонажи кукольного театра- лиса и журавель.
Ход ВЕЧЕРА
Хозяюшка. Здравствуйте, ребята!Сегодня у нас гостья. (Появляется кукла – лиса).Вы её узнали?
Лиса. Здравствуйте,ребята я рада снова видеть вас! Вы, наверное, подросли. Многому научились, многое узнали! Угадайте, где я живу?
Дети. В лесу.
Лиса. А кто ещё живёт в лесу?
(Дети называют лесных животных. Хозяюшка выставляет на наборном полотне соответствующие картинки) .
Лиса. Отгадайте загадки о лесных животных.
1. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
2. Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет
(Волк)
3. Кто всех пугается,
Под кустом спасается
Да на зуб волку попадается?
(Заяц)
4. Не мышь,не птица,
В лесу резвится.
На деревьях живет
И орешки грызёт.
(Белочка)
5. В клубок свернётся,
Взять не даётся.
(Ёжик)
Лиса. Молодцы, всех моих соседей узнали!
А скажите-ка мне, ребята, как ласково диких животных называют
в русских народных сказках? Меня зовут Лиса-краса, зайка. (побегайка)
волк - (волчище,зубами-щелк, мышка-(норушка). …лягушка… (квакушка, медведь -(косолапый). Молодцы! Сегодня вы увидите русскую народную сказку «Лиса и журавель».
Драматизация сказки «Лиса и журавель»
Воспитатель выставляет декорации- деревья, два дома, возле каждого
-стол, на одном столе- тарелка. на другом- кувшин. Появляются куклы-
Лиса и журавель.
Подружилась лиса с журавлём. Пригласила его в гости:,
-Приходи, куманёк. Приходи, дорогой. Уж я тебя угощу!
Куклы двигаются к столу, на котором стоит тарелка.
Пришёл журавль. А лиса наварила манной каши да размазала её по тарелке. Подала и подчует. (Куклы наклоняются к тарелке)
Журавель носом хлоп-хлоп по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает. А лиса кашу лижет да лижет - всю и сьела.
Говорит журавлю:
-Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.
Куклы двигаются к столу,на котором стоит кувшин.
На другой раз пришла лиса к журавлю. А журавель приготовил окрошку,
Налил её в кувшин с узким горлышком и потчует:
-Кушай, кумушка, угощайся,голубушка. (Куклы наклоняются к кувшину)
Лиса вокруг кувшина вертится,и так зайдёт и этак достать не может,
не лезет голова в кувшин. А журавель меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.
-Не обессудь, кума, больше потчевать нечем.
(Куклы отворачиваются друг от друга. Лиса удаляется к своему домику).
Куклы стоят спиной друг к другу.
Взяла лису досада. Думала,что наестся на неделю, а домой пришла не солоно хлебавши. С тех пор у лисы с журавлём и дружба врозь.
Как аукнется так и откликнется!
Хозяюшка. Ребята, в сказке вам встретились незнакомые слова и выражения: «потчует», «не обессудь», «досада», «не солоно хлебавши»
Как вам кажется, что они означают?
Дети высказывают свои предположения.
Хозяюшка. Потчует - значит угощает. Не обессудь-не обижайся. Досада-
обида. Не солоно хлебавши-ничего не съев, не наевшись. Дружба врозь-
поссорились.
Затем Хозяюшка задаёт вопросы детям по сюжету сказки.
Хозяюшка. Кто первый пригласил в гости?
Дети. Первой в гости пригласила лиса.
Хозяюшка. Что лиса приготовила для журавля?
Дети. Лиса приготовила для журавля манную кашу.
Хозяюшка. Смог ли журавель поесть?
Дети. Журавель не смог поесть, потому что лиса размазала кашу по тарелке. Журавлю было неудобно клевать.
Хозяюшка. Что приготовил журавель для лисы?
Дети. Журавель приготовил окрошку.
Хозяюшка. Смогла ли лиса поесть?
Дети. Лиса не смогла поесть окрошку. Журавель налил окрошку в кувшин с узким горлышком. Лиса не смогла достать до еды.
Хозяюшка. Остались лиса и журавль друзьями после этой истории?
Дети. Лиса и журавель обиделись друг на друга и больше не дружили.
Хозяюшка. Есть русская народная пословица : «Как аукнется, так и откликнется». Когда мы кричим «ау!», что повторяет эхо?
Дети. Эхо повторяет : «ау!»
Хозяюшка. Лиса приготовила еду так, чтобы журавель не смог ничего съесть. Она поступила хорошо или плохо?
Дети. Лиса поступила плохо. Лиса знала, что журавель не сможет поесть, если кашу размазать по тарелке.
Хозяюшка. А журавель в ответ поступил хорошо или плохо?
Дети. Журавель поступил плохо. Он налил окрошку в кувшин с узким
горлышком,чтобы лиса не смогла достать окрошку.
Хозяюшка. Он тоже приготовил еду так, что лиса не смогла поесть.
Можно так поступать с друзьями?
Дети. Нет,с друзьями так поступать нельзя.
Хозяюшка. Если хочешь, чтобы друг тебе всегда приходил на помощь,
Нужно ему тоже помогать. А если друга обижать,то он с тобой дружить не захочет. Так произошло и у лисы с журавлем. Как ты поступишь, так и с тобой поступят. Поэтому и говорят ; «Как аукнется, так и откликнется»
Хозяюшка. Дети, а какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
Дети. 1. Все за одного, а один за всех.
2. Друг познается в беде.
3. Дружба как стекло: разобьёшь-не склеишь.
4. Человек без друзей что дерево без корней.
5. Дружба дороже денег.
6. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Хозяюшка. А сейчас я предлагаю в знак нашей дружбы поиграть в игру
«Платочек»
Звучит русская народная песня «Барыня»-дети встают в круг. Водящий (в руках у него платочек) идет за кругом,задевает кого-то из стоящих в кругу рукой и бросает платочек на пол. Водящий и ребенок,
которого он выбрал, бегут вокруг круга в разные стороны. Тот, кто прибежит на это место первым и поднимет платок, встанет в круг, опоздавший становится водящим.
Хозяюшка. А теперь приглашаю вас за стол угостится сладким чаем!
Проводится чаепитие!