Ольга Руденко
Тематический День «Приключение Ангары» к тематической неделе по региональному компоненту «Ветры Байкала»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское составление. Старший воспитатель Шумского детского сада. Руденко Ольга Васильевна
Цель: формировать представление о направлениях ветров Байкала
Задачи: познакомить детей с компасом; со сторонами света.
Расширять кругозор детей.
Развивать связную речь
Методы: наглядный, словесный, практико-ориентировочный, репродуктивный.
Образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, физкультура, художественное творчество
Форма деятельности : «Встреча с рекой Ангарой»
Публикация «Тематический День „Приключение Ангары“ к тематической неделе по региональному компоненту „Ветры Байкала“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- День Байкала
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
Звучит шум надвигающего шторма. Шум ветра, плеск волн.
В растерянности входит река Ангара.
Ангара. Сколько ребят много, не в детский сад ли я попала. Значит по верному пути я добиралась.
Ребята, вы слышали шум волн? Это суровый ватер «Сарма» не пускал меня к батюшке, к озеру Байкал. Я билась-билась, пробивалась сквозь ветер и потеряла рукавички, видно ветер с меня их сорвал и унес. И как же я теперь буду без рукавичек, ведь на улице еще зима? И у меня рученьки замерзли. Как же мне их теперь отогреть.
Дети присаживаются в круг. Проведение игрового самомассажа для рук
Ангара. Хорошо. Тепло.
Но где же ветер отыскать?
Как рукавички отобрать?
(предложения детей)
Ангара. А ветра то на Байкале непростые. Они могут и с вас одежонку сорвать, шубки и шапки.
Нам нужна помощь и подсказка. Я знаю… Надо обратиться к шаману. А кто такой шаман?
Шаман – Одна из важных задач, которую выполнял шаман, заключалась в защите общества. Для людей такой человек значил очень много, поскольку давал им уверенность в том, что они не одиноки и не беззащитны в мире.
Дети проходят в музыкально-спортивный зал.
Утренняя гимнастика «Под бубен» и шум ветра
1часть.
На носочках тихо-тихо
Мы пойдем искать шамана (ходьба на носках)
А потом вприпрыжку
Попадем мы в книжку (прыжки)
(появляется «книга»)
Мы друг другу улыбнемся
Шагом медленным пройдемся (свободная ходьба)
2 часть. Открывается книга.
Ангара -
Ты, шаман нам подскажи,
Ты, шаман нам расскажи.
Сарма, ветер, где гуляет.
И кого сейчас пугает?
Шаман – под бубен
1. Руки вверх и руки вправо
Руки вверх и руки влево.
Ведь Сарма же королева
между двух ветров
2. Сарма тучи нагоняет
И деревья наклоняет
3. Дул лазейкой между скал
Воды пеной подымал.
Т
4. Вы в ущелья загляните
Следы ветра там найдите
3 часть.
1. Ветер всюду погулял
И от нас он убежал
2. В группу дети вы идите,
В группе Сарму вы найдите. И. п. Без наклонов, опускать руки в стороны. С подъемом рук – подъем головы
И. п. Разводим руки в стороны
Руки вперед и опустить вниз под ноги
И. п. приподнять левую ногу в изгибе колена, правой рукой взмах под ногу
То же с правой ногой, левой рукой
И. п. Руки на пояс. Полунаклон вперед влево, вытянув шею, затем вправо
Легкий бег
Свободная ходьба
КГН.
Ангара. Сарма - наиболее мощный горный северо-западный ветер, который разрушает все на своем пути. Предсказать его можно по постепенно сгущающимся облакам над Приморским хребтом, а на Байкале перед этим тихо и спокойно
Поэтому и у нас в группе тихо и спокойно. Шаман сказал, что ветер Сарма прячется у нас в группе. Поэтому тишина может нарушиться в любую минуту.
Слышите? Подул легкий ветерок. А какой чистый, спокойный. Это не Сарма
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Чтоб под ветром не сломиться
Нужно чистой водой умыться!
Дети умываются.
Подготовка к завтраку.
Ангара. А кто-нибудь может сказать, почему ветры такие сильные.
А я знаю, потому что они поедают все на своем пути: песок, травы, листья, захватывают в свой вихрь.
Ребята, а я думаю, чтобы обмануть и найти ветер нам надо самим превратиться в ветерки. А для этого нужно набрать силу для полета. А силу мы будем набирать своим вихрем из наших тарелочках. На дне тарелок есть рисунок. Кто кашу съест, тот увидит, что он возьмет с собой в дорогу.
(на низ тарелки приклеиваются рисунки – камни, листья, щепки, трава, облака)
Завтрак.
Вот мы с вами подкрепились. Полетим? А кто-нибудь знает куда лететь-то, в какую сторону, влево или вправо?
Непосредственно-образовательная деятельность. Познание.
Цель: формировать представление детей о назначении компаса.
Задачи: познакомить детей с компасом.
Формировать умения ориентироваться в пространстве
Развивать воображение, речь детей
Расширять кругозор
Форма проведения «в мир путешествий»
Ангара. Ребята, с какой стороны дует ветер Сарма? С северо-запада. А где этот север и где этот запад?
Какой же инструмент может нам помочь определить? Здесь нам поможет наука.
(В центре науки приготовлен компас и иллюстрации «виды компасов»)
Коммуникация. Это, ребята, компас. Рассмотрите рисунки (по подгруппам) видите стрелочку, она показывает на север красной стороной, на юг черной, на компасе есть буквы, которые обозначают север, юг, запад, восток.
Посмотрите, вот этот компас настоящий.
Компас нужен путешественникам. А кто знает для чего?
Ангара. Компас помогает путешественникам ориентироваться по карте и на местности. Давайте превратим нашу группу в карту. Я развешаю обозначения. Красная буква Ю- юг, синяя С-север, В – восток, З – запад. Так нам легче будет найти ветер ведь он северо-западный.
Чтоб узнать где север, юг,
Становись скорее в круг.
Что где есть ты вспоминай,
Где лежит ты отгадай.
Ангара. Я буду называть предметы нашей группы, а вы тихонько искать их глазками и называть сторону света, где этот предмет расположен (север или)
Например: окна, настенные часы, магнитофон, центр искусства.
Вот мы разобрались со сторонами.
Ангара. Так все же как найти северо-западную сторону?
Здесь нам пригодится вот такая модель (картонный шаблон)
Что не хватает у нашего компаса? Конечно же стрелочки. А стрелочку вы сделаете сами.
Художественное творчество, безопасность. ПД, ПИД.
Перед вами стрелки белого цвета. Нужно путем наложения приклеить на нее цветные заготовки.
(правила пользования клеем, безопасность при попадании клея на тело, в глаза)
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная работа детей.
С
Ангара. Ребята, теперь мы можем определить северо-запад? Как же нам разместить стрелку?
(Дети накладывают стрелку. Педагог приклеивает стрелку себе, направлением северо-запад. Ребята доделывают работу итог.).
А теперь вы с компасом пройдетесь по группе и поищите наш пропавший ветер.
(подготовка к следующей непосредственно-образовательной деятельности – по теме недели)
ВОПРОС ПЕДАГОГАМ. Расскажите какую деятельность вы проводили согласно теме недели.
(познание – подготовительная гр – ветер перепутал цифры и др)
Ангара. Что-то нам так и не попался ветер Сарма. Давайте разойдемся по центрам, может он в них притаился
Пройти по центрам, рассказать, что в них имеется, для того, чтобы отыскать ветер с рукавичками.
Центр Науки: Компасы, вертушки, флюгеры, предметы разного веса для ветра, султанчики и пр
Центр книги: книги и журналы с произведениями о ветрах и иллюстрациями
с ветреной погодой. Речевые картинки, сюжетные иллюстрации, вертушки, зеркала.
Центр искусства. Иллюстрации с ветреной погодой, шаблоны деревьев «Сила ветра», парусники
Центр математики : дидактические игры, лабиринты, счетный раздаточный материал.
Центр конструирования: схемы и иллюстрации: парусники, мосты, скалы разной величины. Метеостанция, транспорт для рабочих, маяк и пр
Центр «Сюжетно-ролевой игры» - на обыгрывание произведений
Подготовка к прогулке.
Ангара. Ребята, я точно знаю, где ветер гуляет! На улице!
Вот мы сейчас пойдем на прогулку и там, как раз Сарму и встретим!
А сначала мы повторим как и что одевать, ведь ветер-то холодный.
(безопасность во время ветра на прогулке)
Прогулка.
Наблюдение за силой ветра по флюгеру, по выпавшему снегу, по веткам деревьев, по облакам. По компасу определение направление ветра.
Труд на участке. Уборка снега с измерением глубины задува ветром снега
Игры.
Подготовка к обеду.
На Байкале есть метеостанция, в которой живут люди и наблюдают за погодой, за ветрами. У них есть свой участок, где они выращивают овощи и фрукты. Поиграем в игру. «Падает-не падает от ветра»
Падает топаем, не падает-хлопаем. (яблоко с яблони, огурец, лист с дерева, арбуз, груша с ветки)
Помните, Шаман говорил о силе. Раз мы не нашли ветер, значит плохо завтракали. Как же мне зиму без рукавичек пережить. Дети, что же мне делать?
(предложения детей)
Обед.
Чтение произведения о ветрах Байкала.
Сон.
Во второй половине дня проводится художественное творчество «изготовление рукавички для Ангары»
2й вариант – нахождение рукавички.
Рефлексия.