Свичкарь Виктория Юрьевна
Тематический день по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Цветик-семицветик«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Доставить детям радость от игр развивающей направленности математического содержания.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь»;
Публикация «Тематический день по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе „Цветик-семицветик„» размещена в разделах
-формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий); сравнивать предметы по цвету; выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять их по группам;
-закреплять представление о геометрических фигурах;
-ознакомить с ходьбой в заданном направлении;
-учить детей определять предметы по размеру (большой/маленький) и высоте (высокий/низкий).
Развивающие:
-развивать логическое мышление, внимание, речь, пространственное мышление, зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений, чувство ритма, двигательную активность.
Воспитательные:
-Прививать любовь к математике, самостоятельности, прививать чувство коллективизма.
Первая половина дня
Ход работы
Приём детей в группу : поприветствовать детей и родителей, спросить о самочувствии детей, убедиться, что дети здоровы.
Краткая беседа о том, чем дети будут заниматься на протяжении дня:
В. : -Ребята, сегодня, зайдя в нашу группу, я увидела конверт, на котором было написано: Для группы «Звоночек». Я ещё не смотрела что внутри, давайте посмотрим вместе?
Д. : -Давайте.
Воспитатель открывает конверт и обнаруживает, что в нём находятся лепестки.
В. : -Ребятки, в конверте находятся лепестки, давайте их посчитаем (всего 7 лепестков). А ещё в конверте я нашла записку, сейчас я вам прочитаю что в ней написано: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Цветик, это я прислал вам этот конверт. Мне очень нравится ваша группа, и поэтому я приготовил для вас задания, чтобы вы не скучали. Задания написаны на лепестках, у каждого лепестка свой номер, найдите лепесток под номером «1» и прочтите первое задание. Выполнив все задания, вы соберёте красивый цветочек, который называется цветик-семицветик. Желаю вам удачи и хорошего настроения! Пока!»
В. : -Как здорово, вам нравится идея Цветика? Будем выполнять задания и играть?
Д. : -Да.
В. : -И так, вот лепесток под номером «1», в котором написано: «Весело проведите утреннюю гимнастику».
Утренняя гимнастика:
Ходьба; ходьба на носочках; ходьба на пяточках; бег; бег с высоким подниманием колен; ходьба.
ОРУ:
1. «Цветочки качаются от ветерка»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Взмахи руками вперед-назад- дует ветерок; после 4-6 движений отдых- «ветерок спит». Повторить 3-4 раза. Дыхание произвольное.
2. «Цветочки тянутся к солнышку»
И. п. : ноги врозь, руки к плечам. Руки вверх; пошевелить пальцами. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
3.«Цветочки растут»
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз- «маленькие цветочки»; встать. Вернуться в и. п., выпрямиться, приподнять голову- «цветочки растут». Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
4. «Дождик на цветочки кап-кап-кап»
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. 8-10 подпрыгиваний- «сильный дождик»; 8-10 шагов- «дождик кончается». Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2-3 раза.
5. «Соберем букет большой»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, подняться на носки, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «большой». Повторить 3-4 раза.
Ходьба по кругу с восстановлением дыхания.
Речё вка: «Нам зарядкою не лень заниматься каждый день, бегать, прыгать, приседать, здоровее чтобы стать!»
Завтрак: воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня на завтрак и чем это полезно. Во время того, как дети кушают, следить за тем, чтобы они правильно держали ложку и не баловались.
Промежуток между завтраком и занятиями:
В. : -Ребята, мы с вами уже выполнили одно задание- весело провели утреннюю гимнастику, давайте посмотрим какое следующее задание. Воспитатель достаёт лепесток под номером «2».
Дидактическая игра «Наш день»
Цель: закрепить представление о частях
суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Дети сидят полукругом. Педагог при помощи картинок проговаривает различные действия, по которым дети должны определить часть суток, например, ребёнок встаёт с постели и идёт умываться- утро; ребёнок обедает- день; ребёнок приходит домой из садика- вечер; ребёнок ложится спать- ночь и т. д.
В. : -Мы выполнили ещё одно задание, сейчас я посмотрю что в лепестке под номером «3».
Дидактическая игра: «Найди такого же цвета»
Цель: формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий); сравнивать предметы по цвету; выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять их по группам.
Воспитатель показывает картинку с красками одного из цветов и вызывает одного ребёнка. Воспитатель просит выбрать одну из картинок (картинки предметов находятся около воспитателя) такого же цвета, назвать заданный цвет и что это за предмет.
Воспитатель рассказывает детям о задании, которое находится в лепестке под номером «4».
Дидактическая игра: «Большой, маленький, высокий, низкий»
Цель: учить детей определять предметы по размеру (большой/маленький) и высоте (высокий/низкий, развивать пространственное мышление.
Воспитатель предлагает детям осмотреться вокруг и назвать предметы большого размера, затем предметы маленького размера. После этого обратить внимание детей, что есть высокие предметы, а есть низкие, просит назвать их.
Воспитатель говорит детям, что они уже выполнили 4 задания, хвалит детей за активность.
Занятия.
Прогулка:
Наблюдение за сменой одежды людей.
Цель: Показать зависимость одежды людей от температуры воздуха.
В. : -Ребята, уже конец весны, какая погода на улице? (тёплая, жаркая). А какая погода была замой? (холодная). Какую одежду носили люди зимой? (тёплую, а какую именно? (куртки, тёплые штаны, сапоги, варежки, шапки, шарфы). Зачем люди так одевались зимой? (чтобы не замёрзнуть). А теперь посмотрите, во что вы одеты сейчас? (кепки, кофточки, шортики, юбочки, сандалии, босоножки и т. д.). А почему вы так одеты? (чтобы не было жарко). Вывод: когда холодное время года, люди надевают тёплые вещи, чтобы не замёрзнуть, а в тёплое время года надевают лёгкую одежду, чтобы не было жарко.
В. : -Ребята, у нас остались ещё лепестки с заданиями, давайте посмотрим какое следующее. Воспитатель достаёт лепесток под номером «5».
Подвижная игра «Цвет- движение»
Цель: закрепить знание основных цветов; развивать зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений, чувство ритма, двигательную активность.
Содержание: дети выполняют движения при показе разноцветных (сигнальных) кружков: на красный цвет– приседание, на синий– прыжки на двух ногах, при показе зеленого цвета– хлопки в ладоши, на желтый цвет– стойка «смирно».
Воспитатель достаёт следующий лепесток под номером «6».
Подвижная игра «Форма– движение»
Цель: развивать внимание, согласованность действий, умение играть вместе; закреплять представление о геометрических фигурах.
Содержание: детям показывают геометрические фигуры и предлагают выполнить движения согласно заданию: круг– прыжки; квадрат– приседания; треугольник– хлопки в ладоши.
Воспитатель говорит детям, что осталось последнее, седьмое задание, которое обязательно нужно выполнить, чтобы собрать цветочек.
Малоподвижная игра: Игра «Найди ошибку»
Цели: учить выполнять игровые действия; развивать слуховое внимание, логическое мышление при построении последовательности, умение сосредоточиться при нахождении ошибок.
Материалы : картинки с изображением времен года и частей суток. Содержание: педагог, показывает картинки с изображением времен года и частей суток в неправильной последовательности, читает стихи путаницы, а дети исправляют ошибки и повторяют в правильной последовательности времена года и части суток.
В шубу снежную одето,
Это лето, это лето. (Зима.)
Имитация движений: вращение вокруг своей оси (изображение кружащихся снежинок, скользящая ходьба (катание по льду).
Зеленеет трава, распускается листва,
Осень в гости к нам пришла (Весна.)
Имитация движений: медленное приподнимание с разведением рук в стороны (распускаются цветы).
Весь день жара, солнце печет,
Это зима в гости идет. (Лето.)
Имитация движений: круговые движения руками (плавание, вращательные движения руками и ногами, лежа на спине (катание на велосипеде).
Опадает вся листва-
Это к нам пришла весна (Осень.)
Имитация движений: глубокие наклоны в стороны (качаются деревья, приседание (опадают листья).
Правила: слушать внимательно о сезонных явлениях, отмечать ошибки в стихах, показывать движениями, что происходит в разное время года, проговаривать, повторяя, правильную последовательность в смене частей суток и времен года.
Воспитатель хвалит детей за то, что они так хорошо выполняли задания, предлагает собрать цветок, когда дети вернутся в группу.
Возвращение в группу : Воспитатель напоминает детям о том, как правильно складывать одежду в шкафчики, помогает детям, которые не справляются сами. Далее предлагает детям пойти помыть руки с мылом, напоминает, что руки нужно вытирать тщательно.
Обед: пока помощник воспитателя накладывает кушать, воспитатель показывает какой цветочек они собрали, выполняя задания. Дети вспоминают какие задания они выполняли. Затем воспитатель желает детям приятного аппетита и следит, чтобы дети аккуратно ели.
Подготовка к тихому часу: Воспитатель просит детей аккуратно складывать свои вещи на стульчики, напоминает как это делается. Помогает снять одежду детям, которым сложно раздеваться самостоятельно.
Тихий час: Воспитатель желает приятных снов детям и следит, чтобы они не баловались.
Вторая половина дня
Гимнастика пробуждения:
«Неболейка»
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянyтьcя, и. п.
2. И. П. : сидя, ноги скрестно (поза лотоса, массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.
3. И. П. то же, массаж пальцев рук - от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее).
4. И. П. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук - от пальцев до плеча.
5. И. П. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.
6. И. П: о. с., ходьба на месте с высоким подниманием колена.
Водные процедуры.
Полдник: Воспитатель рассказывает детям о том, что у них на полдник, чем полезны фрукты и овощи, которые им дают.
Дидактическая игра: «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал :
Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.
Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
Дидактическая игра: «Ищи и находи»
Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.
Материал : Игрушки paзной формы.
Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит : «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.
Малоподвижная игра: «Кто пройдет тише»
Цель: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие.
Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель предлагает идти тихо на носочках (показывает как это надо делать). Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро». Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз.
Подготовка к прогулке: Воспитатель напоминает детям, чтобы те не забывали свои вещи, так как в группу они сегодня уже не вернутся. Просит навести порядок в своих шкафчиках.
Прогулка:
Подвижная игра: «Волшебные резинки»
Цель: продолжать закреплять знание геометрических форм, умение ориентироваться в пространстве; развивать произвольное внимание, воображение, ловкость, быстроту, умение согласовывать свои действия с товарищами.
Материалы : три разноцветные резинки от 50 до 100 см со связанными концами.
Содержание: детям предлагается разделиться на подгруппы по 3–4 человека. С помощью разноцветных резинок каждая подгруппа должна представить геометрическую фигуру по заданию.
Правила: работать нужно быстро, при образовании круга руки поднимать над головой, треугольника и квадрата – ориентироваться на количество углов, договариваясь, кто лишний. Воспитатель должен оценить правильность выполнения каждого задания, указав на неточности.
Подвижная игра: «Фигурные кочки»
Цель: закрепить знание геометрических фигур, умение ориентироваться по ним; развивать внимание; учить выполнять задания по инструкции взрослого.
Материалы : геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник из картона или ткани такого размера, чтобы ребенок мог встать на фигуру двумя ногами.
Содержание: на полу выкладываются «кочки» – геометрические фигуры. По словесному заданию дети выполняют прыжки с продвижением вперед, выбирая для прыжка соответствующие фигуры и направления движения.
Правила: выполнять прыжки нужно на двух ногах, руки держать на поясе, точно выбирать направление следующего прыжка согласно геометрической фигуре.
Подвижная игра: «Найди свое место»
Цель: развивать внимание (сосредоточенность, память, умение ориентироваться в пространстве; навыки бега, прыжков.
Материалы : шапочки гномиков семи цветов радуги.
Содержание: дети надевают шапочки и становятся в соответствии с текстом задания: первым встанет Красный Гномик; рядом с ним – Синий; Зеленый Гномик должен встать между Синим и Красным; Желтый – перед Красным; Голубой – за Синим; Фиолетовый – слева от Желтого; Оранжевый – справа от Голубого. Дети выполняют задание, перемещаясь по игровой комнате бегом и прыжками.
Правила: необходимо внимательно слушать и точно выполнять задание, при беге не наталкиваться друг на друга, во время прыжков руки держать на поясе.
Уход детей домой: беседа с родителями, прощание с детьми.