Любовь Белоглазова
Тематические прогулки
▼ Скачать + Заказать документы
Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивные упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.
Публикация «Тематические прогулки» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Однако, как показывает практика воспитатели детского сада, прогулки с воспитанниками проводят однообразно. И этому всегда находится масса причин и объяснений: участок для каждой возрастной группы - ограниченное пространство со стационарным оборудованием, которое редко обновляется или дополняется; игровой материал зачастую однообразен; воспитатели используют в основном традиционную форму организации прогулок и др.
В современной методической литературе и отдельных нормативных документах есть подтверждение мысли о том, что наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с детьми можно проводить тематические прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.
Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности.
Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательно-исследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации.
Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования можно использовать при организации индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работы с воспитанниками.
Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей.
Педагог планирует прогулку с учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики
предыдущей образовательной деятельности. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма.
Пять видов тематических прогулок : прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции.
Рассмотрим прогулки каждого вида.
Прогулки - походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.
Прогулка-событие посвящается определенной
теме (Дню космонавтики, Дню защитника
Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).
Прогулка, посвященная празднику березки. Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.
В прогулках – трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.
Приложение № 1
Прогулка, организованная в виде променад-концерта.
«Хорошее настроение»
Мотивация: Непосредственное развивающее и лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу ребёнка происходит при её пассивном или активном восприятии. Наибольший эффект достигается с помощью музыкального оформления различных игр и других традиционных видов музыкального творчества.
Цель мероприятия с использованием музыкотерапии :
- создание положительного эмоционального фона для улучшения общего эмоционального состояния.
-изменения социального и личностного статуса музыкальными средствами.
-стимуляция двигательных функций и улучшение качества движений
(выразительности, ритмичности, плавности)
- развитие певческих навыков и растормаживание речевой функции и нормализация просодической стороны речи (темпа, тембра, ритма, выразительности, интонации).
Ведущий : Дорогие друзья,я приглашаю вас на незабываемую встречу с музыкой. Наш концерт познакомит с творческими музыкальными коллективами нашего села и наши воспитанники очень рады принять участие в таком мероприятии.
На музыкальном пятачке звучит аккордеон.
(выступает родитель).
Дети после выступления задают вопросы и исполняют музыкальную композицию ансамбль «Ложкари»
На танцевальной площадке выступает детский танцевальный коллектив «».
Для ребят показывают танцевальные движения. Все желающие принимают участие в общей танцевальной композиции
Проходит музыкальная игра «Угадай мелодию»
Музыкальный ребус «Нотный стан»
Все желающие переходит к музыкальной завалинке
Здесь выступает фольклорный коллектив «». Они исполняют народные песни, проводят хороводные игры, приглашают детей исполнить частушки.
Угощают горячим чаем из самовара и баранками.
Заканчивают концерт Караоке-состязанием.
Приложение № 2
Прогулка, организованная в форме творческой студии с использованием элементов арт- терапии
«Осенние мотивы»
Мотивация: Сценарий прогулки развивает творческие, исследовательские и познавательные способности у детей разновозрастных групп.
Предполагает совершенствование навыков работы различными изобразительными материалами.
Развивает у детей навыки коммуникативного общения в ходе совместной творческой деятельности.
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!
Мы к себе вас приглашаем
И с улыбкой вас встречаем.
Дети проходят по импровизированному мостику, помогают друг другу. Замечают сказочный дуб – указатель. Дети и гости самостоятельно выбирают вид художественно - продуктивной деятельности, представленный следующими видами:
1. Рисование на мольбертах с натуры «Золотой наряд берёзки»
2. Рисование цветным песком «Арбуз-гигант»
3. Квилинг «Чудо-кабачок»
4. Аппликация – картинка «Привет от рябинки»
5 Урок по изготовлению печаток из овощей и чудо-бутерброды.
Проходит под руководством повара.
6. Саквояж дизайнера «Украшение накидки и венка из костюма Осени».
Дети пробуют свои силы в предлагаемых видах продуктивной творческой деятельности.
Подводятся итоги общим голосованием на табло,выполненным в виде палитры красок.
Организуется детский дефиле-показ «Салют, осень».
В нём принимают участие девочки и мальчики, которые демонстрируют зонты, дождевики, шарфы, шапочки и шляпки, чудо-рюкзачки декорированными на осеннюю тему.
Ведущие праздника открывают выставку - шутку «Стильный сапожок!» Здесь представлены творческие работы, выполненные руками родителей. ( Например: сапожок-ваза, галош-копилка, сапожок-сумка и т. д.)
В ходе прогулки используются релаксационные упражнения с элементами цветотерапии.
Дети и взрослые разгадывают вкусовой кроссворд, проводятся музыкальные паузы с танцевальными импровизациями.
Заканчивается прогулка «Салютом из осенних листьев»
Литература:
Тематические прогулки в детском саду. – М. : УЦ «Перспектива», 2014. – 128 с.
Авторы:Белая К. Ю., Каралашвили Е. А., Павлова Л. И., Солянникова О. И., Филиппова Н. Н., Бурба И. В., Запивахина Е. М., Антонснкова О. В., Никомарова Е. Ю.